Экономика

Как снизить нагрузку на бизнес, не снижая поступлений в бюджет

Высшие федеральные чины пообещали бизнесу снизить возросшие с 2011 года страховые выплаты. Правда, как это будет сделано и за счет каких ресурсов, до сих пор никто не уточнил. Лишь премьер Владимир Путин заявил, что меры будут избраны "неоднозначные". Владимир Туров, руководитель юридического треста "Туров и парт­неры", сформулировал свою стратегию, благодаря которой можно облегчить нагрузку на бизнес без потерь для бюджета. "Ваше дело" публикует материал г-на Турова. 

Сегодняшние деньги, которые правительство изымает в виде налогов, идут в бюджет. Так говорят. Куда они идут на самом деле, дело десятое. Хотелось бы только, чтобы они шли действительно на нужды общества. Сегодня я не намерен рассматривать пути, по которым от одного пункта к другому кочуют наши кровные. В этой статье, скорее, мною рассмотрены способы, которыми можно облегчить долю каждого предпринимателя и налогоплательщика, при этом не уменьшая поступлений в бюджет. Куда уйдут наши деньги в будущем, зависит только от нас.

Предлагаю лозунг: "Поддержку конструктивным (не популистским) действиям правительства и президента. Хватит критики. Давайте конструктивные решения!".

Ситуация: имеются итоги опроса директоров предприятий. "Доверяете ли вы мерам правительства по поддержке предпринимателей в условиях кризиса?" Ответ: 100% недоверие мерам правительства.

Хорошо, возможно, это неточный опрос. Тогда проведите его среди своих знакомых директоров и послушайте их ответы. И получите результат: минимум 85% микро-, малого и среднего бизнеса формально легальны, но, по сути, в той или иной степени не платят налоги (крупный бизнес я не рассматриваю, там свои, несколько особые правила ухода от уплаты налогов).

Мои усредненные подсчеты показывают:

— зарплаты "в тени" — минимум 30–50%. Соответственно государство недополучает на эту величину НДФЛ и страховых платежей;
— НДС "в тени" путем вычетов и возмещений через "обнальные" конторы;
— налог на прибыль — тут и говорить не о чем. Его просто стараются не платить, и способов для этого великое множество;
— акцизы на алкоголь — минимум 50% "в тени";
— рынок сельхозпродукции — минимум 50% "в тени".

Одними силовыми мерами мы эту проблему не решим. Например, госмонополия на спирт или водку не решит проблему бутлегерства. И есть еще один замечательный естественный закон: "нарушитель закона его нарушает. Из-за этого законы ужесточаются и ужесточаются для всех, включая тех, кто законы никогда не нарушал. Но тот, кто нарушал закон раньше, продолжает его нарушать сейчас, и его эти ужесточения не волнуют, они как бы не для него. А все бремя ужесточения легло на плечи того, кто честен".

Так мы наказываем честного, заставляя его быть нечестным; поощряем нечестного, заставляя его быть еще более нечестным. Это на 100% соответствует современной концепции налоговой реформы. При полной импотенции правоохранительной системы и таком же полном неуважении граждан к закону — это называется правовой нигилизм — мы эту проблему не решим. Нынешнюю налоговую реформу я бы озвучил так: "Мечом и каленым железом сделаем налогоплательщиков честными людьми и заставим их платить увеличенные суммы (повышенные ставки) налогов. И не важно, что у них нет такой возможности. И не важно, что честный разорится, не выдержав конкуренции с нечестным (который ничего так и не платит), пытаясь все же платить эти сумасшедшие налоги. Они были бы не совсем сумасшедшими, если бы платили все".

Налогоплательщики — не скот

Мои предложения направлены на поддержку мер правительства. Часть из них может показаться наивными. Они направлены на порядочных людей, которым можно доверять, а таких минимум 80%. Мы, налогоплательщики, не скот, который должен стоять в стойле и мычать, только когда разрешат.

Кто-то может сказать, что в результате реализации предлагаемых мною мер наш президент не выиграет следующие выборы, а правящая партия точно больше не будет правящей. Именно так, возможно, думал наш премьер, поднимая налоговые ставки по страховым платежам. Он признал, что с экономической точки зрения нужно было снижать ставки, но с политической… У нас нет экономики, зато пролетариат сидит у ТВ и смирно смотрит "Комеди Клаб" и "Дом 2".

И все же сказанное в преды­дущем абзаце не является неоспоримым фактом. Ведь в результате реализации этих мер будет получена реальная, массовая поддержка людей, за которыми стоят коллективы сотрудников, и это люди, имеющие деньги, в том числе чтобы организовать нужное политическое влияние. А потом можно начать с тех мер, которые не затрагивают "продающийся" слой населения. Большинство населения продается с невероятной легкостью и полной алогичностью. Я пишу прямо: продается — без кавычек.

Проигрыш на выборах тоже возможен.

Что ж, зато президент войдет в историю как великий мудрый реформатор, спасший страну. Столыпин и Петр I будут ему "завидовать".

Итак, системные меры:

1. Перестать навязчиво менять налоговое законодательство, это само по себе значительно снижает бюджетные поступления.

Причины:

— любое изменение, частые изменения правил игры отбивают всякое желание играть по этим правилам;
— это создает трудности в изучении новых правил. И без того простому смертному изучить Налоговый кодекс не по силам, так его еще и меняют со скоростью лесного пожара;
— неожиданные изменения правил, особенно в сторону ухудшения для налогоплательщика (например, повышение ставок налогов), вызывают недоверие к власти и как следствие вывод капитала и уход в теневую зону.

2. Разработать и реализовать программы по повышению доверия налогоплательщиков к действиям госструктур, имеющих отношение к бизнесу и взиманию налогов.

Их должно быть очень много, на всех уровнях власти. В том числе запустить социальную рекламу в СМИ, сделав уплату налогов гордостью. Пример сюжета — житель: "Мы ходим по твоему асфальту (ровный асфальт), спасибо тебе, налогоплательщик". Или пенсионерка: "Когда ты был маленьким, я работала, платила налоги, и благодаря этому ты стал образованным. Сейчас я на пенсии, ты работаешь, спасибо тебе, налогоплательщик, за прибавку к пенсии". Ибо пенсии прибавили не депутаты, не президенты — их прибавили налогоплательщики.

Каждый день в новостях нужно приводить примеры и показывать честных налогоплательщиков, их успехи как минимум с такой же периодичностью, с какой показывают убийства, насилие и прочее.

Необходимо внедрить систему (в т. ч. через Интернет) тотального подробного информирования.

Нужно упростить, создать понятные отчетные формы по детальному расходованию денег на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и сделать эту информацию массово доступной. Поощрять рост и наказывать падение. Поощрять честность и наказывать нечестность.

3. Немедленно отменить повышенные ставки по страховым взносам. Не нарушать в этой области законы природы — "если что-то растет, то не надо ничего менять", иначе будет слом. Динамика поступлений в бюджет по ЕСН была положительная, поэтому ничего менять не нужно было. Мой прогноз: мы не добьемся сколь бы то ни было значительных поступлений в бюджет путем повышения ставок. Бизнес начал уходить в тень, и в 2011 году мы получим массовое сокрытие легальной зарплаты. Силовые меры провалятся — это неизбежно.
4. Упростить Налоговый кодекс. Унифицировать его, убрав оттуда сотни всяких "особенных" статей. Его можно унифицировать настолько, что не потребуются никакие спецрежимы, и все будут платить налоги. На совершенствование налогового законодательства тратятся миллиарды, хотя это можно сделать дешевле.
5. Ввести систему поощрения в виде понижения налоговых ставок по НДС, прибыли и т. д. для добросовестных налогоплательщиков. Это сделать очень просто. Пример: налогоплательщик, проработав минимум два года по существующим ставкам, пишет официальное заявление в ИФНС и заказывает выездную налоговую проверку с целью подтвердить, что он не связан с "обнальными" конторами и вообще работает на 100% легально. Если ИФНС это подтверждает, она выдает налогоплательщику уведомление, что со следующего года его ставки по НДС будут снижены до 15%. По прошествии трех лет налогоплательщик имеет право опять обратиться в ИФНС за очередной порцией привилегий. Естественно, он будет иметь право опротестовать отказ ФНС в суде.

Одна лишь эта мера полностью уничтожит "обнальные" конторы и сократит штат проверяющих в разы. Станет выгодным быть честным. Но при этом нужен закрытый перечень критериев, по которым возможен отказ. Чтобы не было, например, такого, когда отказывают "из-за грамматической ошибки в счете-фактуре". Сейчас эти глупости в моде.

Плюс здесь же: если ты успешно прошел налоговую проверку, значит, ты защищен от повторных налоговых и иных проверок сроком на три года.

6. И обратная ситуация: наказывать экономическими мерами через систему назначения более высоких ставок налогов, но на короткие периоды (например, на квартал). Автоматически увеличивать количество проверок, но нужны однозначно читаемые правила, четкие алгоритмы, судебная защита и прокурорский надзор.
7. Если судом доказана вина налогоплательщика и он осужден по приговору суда,  предлагать налогоплательщику выбор: либо срок, либо компенсация нанесенного государству ущерба плюс 30% сверху и полная амнистия. По заявлению налогоплательщика предоставлять в этом случае отсрочки по компенсации нанесенного ущерба. И тогда многие задумаются, что им проще: побыть пару лет за решеткой и потерять за это время весь бизнес или компенсировать нанесенный старикам и учителям ущерб.
8. Выбить из-под ног круговую поруку, когда каждому сотруднику выгодно, чтобы его фирма не платила налоги и платила "серую" заработную плату. Ведь сейчас с его зарплаты вычитается НДФЛ. Нужны регрессивные ставки по НДФЛ. Зарплата до 120 тыс. рублей в год — ставка 25%; от 120 до 300 тыс. рублей в год — ставка 15%; зарплата от 300 до 600 тыс. рублей в год — ставка 7%. А в перспективе нужно полностью отменить НДФЛ. Тогда сотрудники сами заставят работодателя работать "вбелую". Нужно поощрять честность, и мы получим честность, а не только использовать кнут. Кнут работает всегда хуже, чем пряник.
9. Ни в коем случае не премировать госслужащих за количество наказанных и посаженных. Премировать только за количество переведенных на легальные методы работы налогоплательщиков. И пусть вышестоящая ИФНС проверит, правильно ли они это сделали. Будет коррупция? Будет. Она и сейчас есть. Но с ней легко будет справиться — ввести перекрестные проверки, и в случае если будет обнаружено, что налогоплательщик "купил" пониженные ставки, ставки возвращаются на прежний повышенный уровень. И тогда ни один налогоплательщик не даст и копейки взятки. Зачем ему этот глупый риск, который приведет к миллионному повышению налогов?

Люди, они от Бога

Есть еще ряд мер, которые необходимо принять в первую очередь.

1. Отменить повышение ставок по "зарплатным" налогам.

2. Объявить мораторий сроком минимум на пять лет на какое-либо повышение налоговых ставок. Если еженедельный привес (дополнительный вес) скота на откорме падает, то это не значит, что надо больше резать скота, его надо лучше кормить, а не резать в больших масштабах.

3. Отменить или, по крайней мере, не трогать налог на имущество, налог на землю, на транспорт — таким образом стимулировать потребительский спрос на дорогие товары. Посмотрите: чем дороже человек купил машину, тем больше денег получила компания-продавец и тем больше она заплатит налогов. Это будет стимулировать автомобильную промышленность к выпуску качественных моделей, а не дешевок.

Давайте поощрять способных, и получим много способных. А пособие по безработице выплачивать, только если человек занят на общественных работах. Это будет стимулировать его к поиску работы, это стимулирует повышение профессионализма, мотивирует сотрудника держаться за свое рабочее место. 

4. Акцизы на спирт и сигареты повысить, установить единую цену конечной реализации этой продукции в розницу.

5. Систему взимания НДПИ не трогать минимум 10 лет. Это будет в некоторой степени подушкой безопасности предлагаемых мною реформ.

6. Немедленно ввести заявительный регистрационный порядок в ФНС методов, если хотите, схем оптимизации налоговых платежей с соответствующим юридическим обоснованием на основе Налогового кодекса и прочих законов России. Это автоматически снизит "серо-черные" зоны неуплаты налогов. Ввести подтверждение этих схем через арбитражные суды и делать их общеизвестными. Налогоплательщик доказал через суд, что придуманная им схема оптимизации налогов законна, значит, она может применяться. И пусть налоговики через суд доказывают обратное. Налоговики доказали обратное? Что ж, с момента вынесения нового решения суда (но ни в коем случае не с момента использования схемы) работаю по старым правилам.

Нет никакой проблемы расписать вышеперечисленные системные меры в виде подробных инструкций. Проблема общества и людей в нем в том, что его все время пытаются спасти и улучшить. Для этого в центре Москвы посадили думать сотни думающих людей. Вот они и выдумывают.

Господа, это общество не выдержит очередного спасения. Людей в этом обществе не надо спасать и не надо пасти — люди не животные, они от Бога (даже бывшие коммунисты в попытке это понять побежали в церковь). Людям нужны простые, не меняющиеся десятилетиями правила и система поощрения наиболее порядочных из них.

Кто такой Владимир Туров

Владимир Туров - специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финаносвых потоков. В 1996-2000 годах Владимир Туров работал замглавы Балашихинского района, ранее являлся помощником депутата Госдумы РФ. С медалью окончил Новосибирское высшее военное командное училище МВД СССР, получил высшее образование в Российский академии им.Плеханова, а в 2006 годуобучался по программе под эгидой Центра граждаснких инициатив и Конгресса США.

Юридический трест "Туров и партнеры" был учрежден Владимиром Туровым в 2003 году.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость