Экономика

Как в Алтайском крае работает система поддержки молодых предпринимателей

В 2011 году в крае впервые был реализован комплекс мероприятий господдержки, ориентированных на молодежь, желающую попробовать свои силы в бизнесе. Все они были исключительно информационного и образовательного плана.

По данным Главного управления молодежной политики и образования Алтайского края, за этот период на бюджетные деньги были организованы и проведены два слета, один форум, конкурс "Молодой предприниматель Алтая-2011", около 100 семинаров (по одному-двум в каждом районе и городе), несколько образовательных программ для молодых мам и школьников по сельскому туризму и другие. В краевом бюджете на эти цели было запланировано 8,7 млн. рублей, а 34,8 млн. рублей регион выиграл в конкурсе Минэкономразвития. В целом за год в слетах, семинарах и форумах приняли участие около 7 тыс. человек. Из них, по данным на конец I квартала 2012 года, свое дело стали развивать 374 человека.

"ДА" опросил нескольких молодых предпринимателей из разных районов края и выяснил, с какими проблемами они сталкивается и как их решают. Мы задали следующие вопросы:

  1. Трудно ли развивать бизнес?
  2. Хватает ли вашему предприятию оборотных средств?
  3. Нужна ли государственная поддержка малому бизнесу?
  4. Считаете ли вы Алтайский край перспективным?

Антон Дрыгин,
директор столярного цеха и пасеки (Рубцовский район):

  1. Да. В настоящий момент на рынке пчеловодства, которым я занимаюсь, наблюдается серьезный диспаритет. С одной стороны, значительно выросли расходы производителей на многие составляющие, а с другой — цена на мед по сравнению даже с прошлым годом упала в разы. В столярном бизнесе имеются проблемы с обеспечением сырьем. В Рубцовске практически невозможно купить древесину на переработку. Нашему предприятию приходится закупать лес в Красноярском крае. При этом поднимать цену на свои изделия у меня нет возможности, потому что на данном рынке наблюдается очень серьезная конкуренция с продукцией из Казахстана и Китая.

  2. Не всегда. Недавно произошла такая ситуация. У нашей пчеловодческой продукции появились покупатели в Томске. Но на транспортировку нам не хватало средств. Заемные средства мне нужны были меньше чем на месяц. В банке оформлять кредит было невыгодно: слишком высокий процент. В фонде микрозаймов могли мне помочь, однако мою заявку в этой организации готовы были рассмотреть в течение трех месяцев. А мед необходимо было доставить очень оперативно.
  3. Поддержка, в том числе молодежного предпринимательства, нужна. Но есть другой вопрос. На конкурсах по распределению грантов тебя часто рассматривают не как будущего предпринимателя, а как актера. Для экспертного жюри важно, как ты себя подаешь, как подготовил презентацию. А ведь это чепуха. Никто не смотрит, насколько ты успешен в бизнесе, нужное или бесполезное у тебя дело, каковы финансовые показатели работы. В итоге выигрывает тот, кто красочнее сделал презентацию. К примеру, пригласил ты клоунов, шариками себя увешал, и все — грант у тебя в кармане. Я считаю, это неправильно.
  4. Нет, не считаю. Посмотрите на более благополучные регионы, такие, как, например, соседний Новосибирск. Образно говоря, ту работу, которую выполняют люди в Алтайском крае за пять рублей, там они выполняют за десять. Отсюда большой отток молодого населения. Я лично сам бы уехал жить в другой регион, однако здесь на Алтае мой дом, родственники. Это пока удерживает.

Дмитрий Будко,
директор оптовой компании, занимающейся мясом (Романовский район):

  1. Мне легко развиваться, в настоящее время из-за засухи люди в больших количествах сдают скот. В свое время наше предприятие начиналось с шашлычной. Потом начали специализироваться на закупе мяса у населения и перевозке его в Барнаул. Затем приобрели новый автомобиль для транспортировки — он обошелся нам в 1 млн. рублей. Теперь у нас есть возможность доставлять мясо в другие регионы страны. Первым рынком, куда мы вышли, стал Новокузнецк Кемеровской области. За счет этого мы можем предложить более выгодную закупочную цену на мясо. А это повышает нашу конкурентоспособность.
  2. Я столкнулся с такой проблемой, и мне помогли. После защиты бизнес-плана мне выдали средства на покупку автомобиля для транспортировки продукции. До этого момента рейсы в Новокузнецк мне приходилось делать на арендуемом рефрижераторе. За поездку приходилось отдавать 24 тыс. рублей. Сейчас, когда есть своя машина, я трачу всего 6 тыс. рублей.
  3. Конечно, нужна. К примеру, своими силами я планировал купить автомобиль только к весне. При этом каждый месяц мне бы приходилось отдавать за наемный рефрижератор порядка 100 тыс. рублей. Первую поддержку я получил, выиграв конкурс через районный центр занятости. За счет бизнес-плана, рассчитанного на предприятие с пятью рабочими местами, я смог выиграть грант. Он стал моим стартовым капиталом.
  4. После армии я прожил семь лет в Республике Башкортостан. В 2009 году вернулся в Алтайский край и ничуть об этом не жалею. За это время именно здесь у меня получилось развить свой бизнес. Поэтому наш регион считаю вполне перспективным, по крайней мере, для себя. Уверен, что многие придерживаются такого же мнения.

Виктория Самойленко,
директор предприятия по выращиванию грибов (Славгород):

  1. Трудности заключаются в том, что у нас есть желание работать, но постоянно возникают проблемы с арендой помещения. И никто не может нам в этом помочь. Пока предприятие, образно говоря, не встало на ноги, это очень затрудняет работу.
  2. В первый год работы я воспользовалась услугами Фонда микрозаймов Алтайского края. Я им очень благодарна, деньги здесь можно взять под небольшой процент. Но оборотных средств на начальном этапе не хватало. В сообществе молодых предпринимателей Алтайского края мне рассказали, что у меня есть возможность поучаствовать в распределении различных грантов, программах поддержки. Я это сделала и победила. Как только я получу средства, приобрету необходимое холодильное оборудование. Раньше моя фирма терпела убытки, потому что незамороженную продукцию не удавалось реализовать в оптимальный срок.
  3. Как известно, в малом бизнесе в нашей стране задействовано большое число людей. Поэтому именно данное направление предпринимательства необходимо поддерживать. Молодежное предпринимательство — это вообще отдельный разговор. Взрослые люди, как правило, не стремятся к чему-то новому. Молодежь — наоборот. У нее всегда много различных проектов, она не боится начинать с нуля.
  4. Это зависит от каждого человека. У меня лично тоже была возможность уехать. Но я захотела сделать что-то полезное у себя на родине. У нас прекрасный край, есть отличные условия, чтобы заниматься сельским хозяйством, развивать туризм, другие сферы. Так что поле для деятельности и реализации на Алтае огромно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость