Ольга Игинова,
многодетная жительница Барнаула:
В феврале этого года появился Максим, наш третий ребенок, а в апреле мы пошли в комитет по земельным ресурсам подавать заявление на землю. Но поначалу принимать его отказались, потому что мой муж – гражданин Украины, а не России. Мы не смогли предоставить копию его российского паспорта. Заявление с боем пришлось оставить в канцелярии комитета. Хотя я и все наши дети: десятилетняя Настя, двухгодовалая Полиночка и восьмимесячный Максим – российские граждане. Будь я матерью-одиночкой, в очередь меня поставили бы без проблем. А теперь выходит, для того чтобы получить участок, я должна развестись с мужем! Мне это и предложили сделать…
Тогда Ольга подала в суд. Но в июле Железнодорожный районный суд вынес решение не в пользу Игиновых – поставить их в очередь на земельный участок судья Яковченко сочла невозможным.
– Я не стала опротестовывать, не вижу смысла, пока закон можно трактовать так, как нужно властям. Ведь ни в федеральном, ни в краевом законе не прописано, что для получения земли гражданами РФ должны быть оба супруга. Да и некогда с маленькими детьми по судам бегать, – говорит Ольга. – По телевизору кричат: "Даем землю!" – каждую неделю президент об этом говорит. А на деле что? У меня от этих переживаний молоко пропало. Я даже думала самой стать и детей сделать гражданами Украины, раз своей стране мы не нужны.
Проблема Игиновых заключается в одной строчке порядка, утвержденного постановлением краевой администрации № 649 от 11 ноября 2011 года. В ней говорится, что к заявлению гражданина прилагаются "копии паспорта гражданина Российской Федерации – заявителя, его (ее) супруги (супруга) (при наличии) или документов, его заменяющих". По словам юриста Евгении Винтер, несмотря на абсурдность ситуации, с законодательной точки зрения решение суда было правильным:
– Пометка "при наличии" в данном случае означает наличие супруга или супруги, а не оговаривает возможное отсутствие у них российского паспорта. То есть, если муж – иностранец, его российским детям и жене бесплатная земля не положена. И кроме развода выход из этой ситуации остается один – оформить супругу российское гражданство.
Стать гражданином России Владимир Игинов и рад бы, но пока трудности возникают даже с видом на жительство – чтобы получить его, официальный доход Владимира должен превышать тридцать тысяч рублей – из расчета на всех членов семьи, которую он содержит.
До 18, не старше
Барнаульцу Геннадию Панфилову занять место в очереди за земельным участком удалось – летом он в третий раз стал отцом и вскоре получил документы о постановке на учет. Номер 1 023. Правда, уже в начале осени Геннадия ждало разочарование – его исключили из очереди, так как старшему сыну исполнилось 18 лет. Оперативности чиновников можно только позавидовать.
– 21 сентября отпраздновали день рождения сына, и буквально через неделю из комитета по земельным ресурсам пришло письмо: нет теперь основания для получения земли, ребенок-то вырос, – возмущается Геннадий. – Но ведь когда меня ставили на учет, сыну было 17, и не от нас зависит, как долго власти будут выделять участок – так можно и пять лет тянуть, а потом людей, у которых дети выросли, с учета снимать.
Многодетный отец подал иск в суд Индустриального района и сейчас ждет назначения слушаний. Это не единичный случай, когда многодетные семьи "выкидывают" из очереди на землю, если в семье остается менее трех несовершеннолетних детей. В такой же ситуации оказались семьи Татьяны Перехрести Александра Засорина– их из числа претендентов на бесплатную землю тоже исключили, когда старшим детям исполнилось по 18 лет. Правда, подавать в суд или нет, эти многодетные родители еще не решили: может, все это бессмысленно?
В комитете по земельным ресурсам и землеустройству города утверждают, что действуют строго в рамках закона, в котором нет четкого указания о том, что снимать с учета граждан, успевших встать в очередь, когда в семье еще было три несовершеннолетних ребенка, нельзя. А вот в Новосибирской области оно есть: право на бесплатное предоставление земли в собственность граждан, имеющих трех и более детей, там сохраняется до момента предоставления участка.
В Алтайском же крае действует постановление, определяющее статус многодетности – он теряется, если в семье остается менее трех несовершеннолетних детей. Продление этого статуса, если, например, ребенок учится на очном отделении вуза, в нашем регионе не предусмотрено.
А значит, по мнению чиновников, такая семья утрачивает право на льготы. Очень удобно при таких порядках сокращать очередь на землю, правда?
Закон переписали
Другая многодетная мама, Татьяна Занина, стала жертвой смены законодательства. В июле 2011 года ее поставили в очередь – тогда участки давали за третьего или последующих несовершеннолетних детей, рожденных или усыновленных с 1 января 2011 года. Возраст остальных детей в семье значения не имел (часть 2.1 статьи 2.1 краевого Закона "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков").
– Когда я пришла подавать заявление, старшей дочери уже было 19 лет, – рассказывает Татьяна. – Документы у нас приняли, поставили на учет. Мы обрадовались, конечно, стали мечтать о новом доме. Но в начале этого года пришло уведомление, в котором сообщалось, что с учета нас снимают, потому что старшая дочь совершеннолетняя.
Фокус оказался прост: нормы, позволяющие жителям края, родившим или усыновившим в 2011 году третьего ребеночка, получить земельный участок, продержались недолго – с января по август 2011 года. А потом краевой закон снова поправили – теперь бесплатно землю в собственность стали давать не за третьего ребенка, а за "трех и более детей", то есть согласно логике властей не менее трех детей в семье должны быть несовершеннолетними. А Занины, не успев получить участок, пока действовал прежний вариант закона, хотя и вовремя встали на учет, остались не у дел.
О, счастливчик!
Тем не менее в Барнауле есть уже 26 семей, которые землю в этом году получили. Например, маме четырех детей Светлане Кузевановой выделили участок в поселке Центральном, в строящемся микрорайоне Благодатное.
– Мы быстро получили, по-моему, я была 21-я в очереди, чуть больше года прошло с момента подачи заявления до оформления участка в собственность. Там уже и свет, и вода, и газ на улице есть, и земля хорошая.
…А Ольга и Владимир Игиновы тем временем продают свою "двушку" – жить в этой квартире с тремя детьми становится тесно.
– Хотим сами участок купить и дом начать строить, раз государство нам помогать отказывается, – говорит Ольга. – Ничего, как-нибудь справимся…
Справка
1146 жителей Барнаула, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, состоят сегодня на учете в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Самое важное - в нашем Telegram-канале