Экономика

Как выявить истинную репутацию бизнеса?

Коммерческая тайна бывает иногда крепче любой другой. О ее сохранении заботятся, не жалея средств. В то же время современное состояние вполне доступных большинству информационных технологий позволяет изучить потенциальных контр агентов и принимать решения, ориентируясь на репутацию, а не на информационные образы, умело выстраиваемые талантливыми имиджмейкерами.

Да, сегодня многие компании стремятся узнать как можно больше информации о своих партнерах. Поэтому нужно не просто не иметь "плохой" истории (что достижимо и для фирм-однодневок), а необходимо заработать "хорошую" историю. Несмотря на великолепно спроектированный имидж, фирма иногда рушится, уходит в небытие. Уж каким, например, был имидж у фирмы Enron (США) или у фирмы Банк "Империал" (РФ)! И где же они сейчас?

Спрятать дела и намерения

Несовпадение имиджа и репутации обусловливается желанием некоторых фирм выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, то есть происходит сознательное затуманивание имиджа.

Просветить затуманенный имидж помогает Интернет, и в частности официальные сайты правоприменительных органов. Ими накоплена богатая информация, которая позволяет оценить репутацию фирмы, не ориентируясь на представляемый ею имидж. Так, например, в Арбитражном суде Алтайского края в рабочий день проводится от 180 до 220 судебных заседаний. По результатам каждого из них принимается соответствующий судебный акт (определение, решение). Это примерно 60 тыс. судебных актов в год.

В каждом из них содержатся конкретные сведения: кто обратился в суд (истец, заявитель), чего он добивается (предмет иска), от кого (ответчик, заинтересованное лицо) и почему он хочет это получить (основание иска, правовое обоснование иска), кто еще должен участвовать в процессе (другие участвующие в деле лица) и почему.

Этот массив информации, то есть каждый принятый судом судебный акт, немедленно размещается в Интернете для публичного пользования, на сайте краевого арбитражного суда (http://www.altai-krai.arbitr.ru) и сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) (http://kad.arbitr.ru). На сайте ВАС РФ уже сейчас размещено более 12 млн. документов по судебным делам. Этот океан виртуальных документов хорошо организован и структурирован. В нем легко можно найти дела по их номеру, наименованиям участников или дате принятия судебного акта. Кроме того, можно делать выборки по нужным вам параметрам и анализировать судебную избранную практику.

Такое применение современных информационных технологий в арбитражной судебной практике кардинальным образом меняет условия информирования заинтересованных сторон о добропорядочности потенциальных клиентов. Одним из ключевых понятий здесь является публичность, и возникает понятие "судебная история" компании.

Параметры репутации

Сегодня бизнесу уже ясно: камуфлировать истинные параметры репутации в благовидном имидже становится все труднее. Теперь, если какая-либо компания захочет составить представление о будущем контрагенте, ей достаточно заглянуть на указанные сайты, и никакой благовидный имидж, составленный услужливыми имиджмейкерами, не поможет скрыть истинное лицо (репутацию) той фирме, которая любит ловить рыбку в мутной воде.

Допустим, некто выбирает себе страховую компанию, чтобы заключить договор ОСАГО или каско. Он обращается на указанные сайты и видит, что в страховой компании N постоянно идут судебные разбирательства с клиентами и в большинстве случаев клиенты дела выигрывают. Очевидно, что с таким страховщиком лучше не иметь никаких дел, даже если в информационных материалах его имидж представлен безукоризненно.

Есть еще одно важное обстоятельство. Пока дело не разрешено по существу, спорная ситуация остается неопределенной. А потребитель не любит неопределенности. Обычный обыватель скажет: вы тут сами разбирайтесь, кто прав, кто виноват, а я пойду к тем, с кем мне уверенно и спокойно. Таким образом, фирма (компания), даже будучи правой по существу, на период судебного разбирательства оказывается в двусмысленном положении и теряет часть потенциальных (а может быть, и постоянных) клиентов.

Без тяжбы

Нормальная компания старается всегда избежать судебной тяжбы. Как она это делает? Прежде всего с помощью третейских судов и медиаторов (посредников).

Третейский суд позволяет быстрее, дешевле, а главное, конфиденциально разрешить любой хозяйственный спор. Правда, необходимо иметь в виду, если решение третейского суда добровольно не исполняется, то арбитражный суд выдает исполнительный лист на принудительное его исполнение. А это уже опять публичный процесс.

В январе 2011 года вступает в силу Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законодатель сам стимулирует к переговорам конфликтующие стороны. Договаривайтесь, и вы получите лучшее из возможного. Договариваться становится экономически выгодно. И тот, кто умеет договариваться, становится более конкурентоспособным на рынке.

История проблемы

В древние времена под имиджем понимали посмертную гипсовую маску с лица усопшего с краткой его биографией.

Имидж и сегодня всего лишь маска, за которой, если постараться, можно спрятать истинные дела и намерения, что иногда и делают некоторые компании. Именно поэтому они и терпят фиаско, ибо любое тайное когда-нибудь непременно становится явным. Так и было с упомянутыми в данной статье компаниями Enron и Банк "Империал". Имидж для них действительно оказался посмертной маской.

Справка

Виктор Иванович Беляев, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга Алтайского государственного университета. Автор более 100 научных и учебно-методических работ, посвященых экономике и организации труда, а также маркетингу. В настоящее время сфера научных интересов –  организационные (корпоративные) культуры.

Александр Юрьевич Кайгородов, заместитель председателя Арбитражного суда Алтайского края,  возглавляет судебную коллегию по рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных отношений. окончил три вуза и аспирантуру. Избирался членом экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей. Является  заместителем председателя Совета судей Алтайского края.

18  месяцев и более может составить продолжительность арбитражного разбирательства

На сайте Высшего арбитражного суда России размещено более 12 млн. документов по судебным делам. В этом океане тем не менее можно легко сориентироваться – по номеру дела, по наименованиям участников или дате принятия судебного акта.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость