Экономика

Какая роль отводится Алтайскому краю в "Стратегии развития Сибири-2020"

Стратегические документы межрегионального уровня в настоящее время приобретают особое значение, что обусловлено происходящими в мире процессами глобализации как в экономике, так и социальной сфере. Правительство России 5 июля 2010 года утвердило "Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года". Принятие этого документа — важнейшее событие для регионов Сибирского федерального округа. Стратегия предоставит дополнительную возможность для практического воплощения новых идей, начала глобальных проектов в экономике и социальной сфере, нацеленных на достижение устойчивого экономического роста и повышение качества жизни сибиряков.

Документ подготовлен с учетом текущей ситуации, актуальных положений предыдущей редакции стратегии, а также с учетом основных стратегических документов, принятых за последние годы на федеральном уровне. Имеются в виду "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" и "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

Положение и приоритеты

Стратегической целью развития Сибири определено "обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе". Документ устанавливает приоритеты социально-экономического развития для Сибири в целом, максимально учитывая приоритеты входящих в нее территорий. С учетом экономического, трудового и природного потенциала каждый регион нашел свое место в пространственном развитии макрорегиона.

Алтайский край по уровню социально-экономического развития в стратегии отнесен к регионам "с относительно высокой плотностью населения, относительно сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории, где сосредоточен значительный научно-образовательный и аграрный потенциал, обрабатывающий и перерабатывающий сектор промышленности Сибири".

В документе определены экономическая специализация и конкурентные преимущества всех регионов Сибири. Алтайский край представлен как один из крупнейших сельскохозяйственных регионов страны, где основными направлениями производства являются растениеводство, животноводство, кормопроизводство и пчеловодство.

Ведущие отрасли промышленности Алтайского края — пищевая, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и черная металлургия. Конкурентными преимуществами социально-экономического развития края являются:

— значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов;
— уникальный природный туристско-рекреационный и бальнеологический потенциал;
— приграничное положение (с Республикой Казахстан);
— развитая транспортная инфраструктура, наличие железнодорожных и автомобильных дорог межрегионального и международного значения;
— наличие биофармацевтического комплекса;
— развитая система высшего образования, наличие научно-исследовательских учреждений.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Алтайского края в 2010–2020 годах являются "развитие агропромышленного, туристско-рекреационного и научно-инновационного комплексов, а также транспортной инфраструктуры".

Инвестпроекты

В перечень первоочередных инвестиционных проектов в СФО вошли  "Комплексное развитие "Алтайского Приобья" и проекты, связанные с эффективным использованием туристко-рекреационных активов юга Сибири.

"Алтайское Приобье" предусматривает создание в крае "особо значимой аграрной территории, перевод секторов экономики агропромышленного комплекса на инновационную модель развития. В рамках данного проекта предусмотрена реализация более 80 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, энергетики и производственной инфраструктуры.

В целях развития туристско-рекреационного комплекса региона в рамках стратегии предусмотрена реализация проекта "Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь". Сопутствующее развитие получит транспортная инфраструктура (реконструкция участков автомобильной дороги Алтайское — Ая — Нижнекаянча — "Бирюзовая Катунь", мостовой переход через Катунь у села Ая, реконструкция аэродрома аэропорта г. Бийска). Будет осуществлено строительство газораспределительной станции.

Южный пояс развития

С точки зрения пространственного развития Алтайский край наряду с центральными и южными районами Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южными районами Томской области, Забайкальского и Красноярского краев, Новосибирской и Кемеровской областями, республиками Алтай, Тыва и Хакасия включен в "Южный пояс развития".

Пространственными приоритетами развития Сибири в южном поясе определены:

1) строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, осуществляющих выпуск современной конкурентоспособной продукции, и предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологий;
2) формирование крупных городских агломераций, выполняющих функции транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров;
3) формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами  экологически чистого продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции;
4) строительство элеваторов на территории Сибири, предприятий по переработке льна, льноволокна, кожи и шерсти;
5) строительство энергосберегающего жилья для работников агропромышленного комплекса и работников вахтовых смен на добывающих предприятиях Сибирского Севера;
6) формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих агропромышленный и добывающий комплексы высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной и вахтовой основе.

Три этапа реализации

В рамках реализации целей и приоритетов стратегии выделяются три этапа формирования "Южного пояса развития".

Первый этап (2010–2011 гг.).Характеризуется выводом экономики из финансово-экономического и энергетического кризисов, оптимизацией структуры традиционных видов производства с учетом изменившейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, началом перехода на инновационные и энергоэффективные технологии, а также созданием организационно-экономических и институциональных предпосылок для увеличения доли высокотехнологичных производств, переходом к стадии экономического роста и повышению отдачи от инвестиций.

Алтайский край позиционируется в этот период как территория, где продолжится формирование инновационных территориально-производственных и аграрно-производственных комплексов, получат развитиекомплексные инвестиционные проекты в туристско-рекреационной сфере.

Второй этап (2012–2015 гг.).Характеризуется началом процесса притока отечественных и зарубежных инвестиций, усилением интеграции научно-образовательного и производственных комплексов Сибири, широкомасштабным распространением инноваций и внедрением передовых научно-технических разработок во всех секторах экономики Сибири.

Третий этап (2016 –2020 гг.). Предусматривается завершение структурных преобразований экономики "Южного пояса развития" и его превращение в реальный инструмент реализации долгосрочных стратегических приоритетов России в Азиатско-Тихоокеанском и других регионах мира. На этом этапе должны быть закреплены и развиты начатые ранее институциональные преобразования в экономике и социальной сфере Сибири.

Транспорт

В Алтайском крае, согласно документу, приоритетное развитие получат узловые аэропорты (гг. Барнаул, Бийск), на базе речных портов предусмотрено создание терминальных комплексов многоцелевого назначения. Скоростное направление Барнаул — Бийск протяженностью 147 км отнесено к важнейшим направлениям стратегического развития железнодорожного транспорта, что предусматривает новое железнодорожное строительство. В целях повышения пропускной способности опорной железнодорожной сети существует необходимость строительства вторых главных путей, в том числе на участках Рямы — Камень-на-Оби, Карасук — Татарская.

Инновации

Основой развития инновационной сферы Сибири в 2010–2020 годах будет система научных центров и академгородков, наукоградов Бийск и Кольцово, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов.

Наряду с укреплением существующих научных центров должны быть созданы и получить дальнейшее развитие несколько новых крупных научно-образовательных и научно-производственных центров, включающих национальные исследовательские университеты, сеть региональных инновационных технопарков, наукоградов (г. Бийск) и центров Сибирского агротехнопарка, которые станут одними из основных системо­образующих звеньев новой инновационной системы Сибири.

Малый и средний бизнес

Для Алтайского края, как одного из регионов с высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, основными задачами в долгосрочной перспективе должны стать изменение структуры субъектов МСБ, доведение стартующего малого бизнеса до устойчивого уровня, налаживание кооперационных связей малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса, развитие межрегионального и международного сотрудничества. В результате к 2020 году предприятия малого и среднего бизнеса должны увеличить свой вклад в валовой региональный продукт, увеличить экспорт услуг (туризм, транспорт, культура, спорт), а также решить ряд социальных проблем.

Материал подготовлен при содействии Управления Алтайского края по печати и информации

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость