Экономика

Каменский розлив

В это трудно поверить, но несколько десятилетий назад из Камня-на-Оби по реке на Север шли баржи, заполненные водкой. Именно Север страны долгое время был основным рынком сбыта Каменского ликеро-водочного завода, производственные мощности которого размещались в бывшем здании Богоявленской церкви. Сегодня "церковный период" в истории предприятия уже позади. В сентябре завод окончательно переехал на новые площади и практически сразу выпустил на рынок уникальный продукт - серию Revolution Collection.

Его история

Каменский ликеро-водочный завод был открыт в 1940 году. Он расположился в центре города, в здании бывшей Богоявленской церкви. "Божьей карой пугали заводчан, покусившихся на святое место. Но не побоялись они, а работали слаженно, дружно, выпуская качественную водку", - написано в разделе "Наша история" на интернет-сайте Каменского ЛВЗ. В первый год работы завод выпустил 45 тысяч декалитров водки. "Нашу водку не гнушались пригубить в праздники и мужики, и женщины, и даже старики. Да и верующие ее признали", - говорится в том же историческом разделе сайта. Баржами каменская водка поставлялась на Север, доходя до Салехарда, а обозами исконно русский напиток отправляли на Восток. В военные годы каменская водка по государственному заказу краевого комиссариата поступала на фронт.

Не меньший спрос на продукцию Каменского ЛВЗ был и в не столь далеком прошлом. "В соцвремена здесь за водку шла чуть ли не бойня, от покупателей с Севера не было отбоя, - говорит Валерий Попов, директор завода. - Предприятие работало в три смены". Однако со временем давление на завод по поводу его размещения в бывшем соборе со стороны общественности и церкви усилилось. "То, что завод работал в здании церкви, не совсем правильно, - считает Вячеслав Аксенов, коммерческий директор Каменского ЛВЗ. - Вопрос о переезде на новые площади стоял давно. Церковь на этом настаивала. Рано или поздно нам пришлось бы переехать".

Из церкви - в развалины

Решение о переезде Каменского ЛВЗ, 51% акций которого принадлежит государственному предприятию "Росспиртпром", было принято около пяти лет назад. Заводу в аренду был передан имущественный комплекс на окраине Камня-на-Оби, относящийся к собственности Алтайского края. О том, в каком состоянии находился этот комплекс, говорит следующий факт. В ноябре 2000 года алтайские законодатели на сессии крайсовета приняли решение освободить Каменский ликеро-водочный завод от уплаты за аренду госимущества с формулировкой "учитывая необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции имущественного комплекса, а также перенос и размещение на этой территории производственных цехов завода".

По словам главного инженера Каменского ЛВЗ Андрея Чернышова, на переезд завода и реконструкцию комплекса ушло практически пять лет. "Понятно, что судьбой завода никто особо не интересовался, - рассказал Андрей Чернышов, - все помещения, где сейчас располагаются цеха, склад и лаборатория, были в удручающем состоянии. Все пришлось сделать своими силами. Много времени ушло на подготовку документации, естественно, были серьезные финансовые затраты".

Сначала на улицу Терешковой, 56 переехала администрация завода. Затем были демонтированы и перевезены производственные линии, сюда же переместился склад. В здании Богоявленской церкви сегодня осталось только спиртохранилище, которому в ближайшее время также предстоит переезд. 25 сентября 2003 года с конвейера вышла первая бутылка водки "постцерковного" периода Каменского ЛВЗ. Сейчас завод выпускает девять видов водок.

Полтора миллиона бутылок

Спирт Каменский ликеро-водочный завод приобретает у одного поставщика - Иткульского спиртзавода, качеству продукции которого, по словам Вячеслава Аксенова, предприятие доверяет давно. Этикетка поставляется из Бийска, где ее печатают в одной из типографий, пробку везут из Барнаула. Линия каменского завода способна выпускать до 1,5 млн. бутылок водки в месяц. Однако загружена она в настоящее время на 40-45%. "Сегодня примерно на столько же загружены все российские ликеро-водочные заводы, контрольный пакет акций которых принадлежит государству", - говорит Валерий Попов. Завод в настоящее время, не смотря на надвигающийся "предновогодний бум", работает в одну смену, продолжительностью восемь часов.

Основной объем продукции Каменского ЛВЗ, где, кстати, занято менее ста человек, реализуется на территории Алтайского края. При этом значительная доля водки поступает в магазины через корпорацию "Алтайспиртпром". "Корпорация - это мощный оптовик и наш основной партнер, - пояснил Вячеслав Аксенов. - "Алтайспиртпром" получает нашу продукцию и работает с розницей уже непосредственно сам". Кроме того, предприятие имеет в Камне-на-Оби фирменную сеть из шести магазинов, также практикуется так называемый центрозавоз, когда предприятие доставляет выпускаемые напитки мелкооптовым покупателям, используя собственный автопарк. "В Алтайском крае нашу продукцию знают уже довольно хорошо, - говорит Вячеслав Аксенов, - поэтому сейчас для нас представляет особый интерес рынок Новосибирской области, куда мы в настоящее время все более активно выходим".

Рядом с линией по разливу алкогольных напитков недавно была смонтирована линия для разлива минеральной и питьевой воды, а также лимонадов. Правда сейчас это оборудование, приобретенное у московской компании "Продвижение", временно простаивает. "Согласитесь, по лимонадному направлению сейчас не сезон, - говорит Андрей Чернышов, - а потому нет смысла работать на склад". Несмотря на то, что алтайский рынок минеральной воды и лимонадов уже насыщен, а оптовики довольно настороженно относятся ко всякого рода новинкам, руководство Каменского ЛВЗ возлагает на это направление серьезные надежды.

Рожденная революцией

Едва начав работать на новом месте, Каменский ЛВЗ "выстрелил" новой серией алкогольной продукции, получившей англоязычное название Revolution Collection ("революционная коллекция"). Это совместный проект каменского завода и компании "Премиум дринк", занимающейся реализацией алкогольных напитков. "Это так называемый клубный проект, - пояснил Андрей Чернышов. - Он рассчитан на молодое поколение, предпочитающее отдыхать в ночных клубах и на дискотеках. Поэтому, один продукт так и называемся - "Dance". Другие получили названия "Mix" и "Sex". При выпуске этой серии использовались лучшие водки Каменского ЛВЗ, а оригинальная бутылка, которую после разлива венчает высокий колпачок, специально закупалась в Удмуртии.

"С чем интереснее работать - с новыми водками собственной рецептуры или с уже раскрученными общероссийскими марками?", - поинтересовались мы у Татьяны Бондарь, начальника производственно-технической лаборатории Каменского ЛВЗ, которая отработала на заводе уже 29 лет. "Конечно, с раскрученными марками работать хорошо, - отвечает Татьяна Пименовна. - Но не мешает иметь и свои разработки. Заметьте, на выставках заводы предпочитают всегда представить что-то новое, что-то фирменное. Мы, например, постоянно следим за этикеткой. Так для водки "Золотой женьшень" постарались сделать веселую этикетку. Что касается сырья, то ведь спирт "Экстра" - это ведь далеко не предел. Постепенно нужно прийти к тому, чтобы гораздо чаще использовать более качественные "Люкс" и даже "Альфа".

Директор Каменского ЛВЗ Валерий Попов не стал раскрывать нам дальнейшие стратегические планы предприятия: "Чем удивим еще? Думаю, нам надо стараться доводить те водки, которые мы уже выпускаем, до еще более высокого уровня качества. В первую очередь, это работа с водой, ее подготовка по факторам, влияющим на вкусовые качества готового продукта. Процесс приготовления идеальной водки бесконечен. И в этом направлении нам еще есть, над чем работать".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость