Про логистику
Один из факторов связан с логистическими проблемами, которые всегда были сложными для регионов Сибири. Дело в том, рассказывает Василий Стрельчук, что свою деятельность перестраивает железная дорога. Делается это для того, чтобы разгрузить ж/д инфраструктуру, но это доставляет экспортерам серьезные трудности.
Так, были ужесточены требования к поставщикам. Если ранее компания-экспортер после подачи 100 заявок не исполнила их все, то ее вносят в так называемый черный рейтинг, который влияет на следующее согласование. Это приводит к затруднениям в поставках.
«Мы купили и вырастили товар, он лежит на элеваторах, у нас их девять, и все битком забиты. У нас хранятся порядка 818 тыс. тонн, с начала июля вывезти удалось всего лишь 117,5 тыс.», - уточняет эксперт.
Еще одна проблема – нехватка вагонов. Например, подсолнечник приходится грузить в крытые вагоны, пшеницу – в полувагоны. А в них за раз много не увезешь. Это замедляет доставку.
Что касается портов, появились требования по заходу судов в море. Если раньше они заходили спокойно, вспоминает Стрельчук, то сейчас это делается партиями, с обследованием дна и прочими мерами безопасности.
«Понятно, что это необходимо в сложившихся условиях, но портовые мощности забиты, кораблей для перевозки грузов не хватает, так как часть стоит «на мели» из-за санкций. Соответственно, мы имеем такой вялотекущий экспорт», - рассказывает он.
Экспортер уточняет, что до 2025 года «Сиболеум» сам довольно успешно грузил зерно в ту же Бельгию, нанимал грузовое судно, получал валютную выручку и конвертировал ее. Сейчас от покупки зерна у фермера до доставки на корабль проходит два-три месяца. Поэтому проще и выгоднее стало отдавать груз крупным экспортерам, а не заниматься этим самому. Что в принципе стали делать практически все сибирские компании.
Про цены
Ценовая политика, отмечает Стрельчук, серьезно не поменяется ни в сторону увеличения, ни в сторону понижения.
«Все мы смотрим на Китай, но срок действия бондовых зон, в России их называют зоны экономического развития, подошел к концу, - говорит эксперт. - Ранее действующие там предприятия, в том числе мукомольные, освобождались от налогов, имели доступ к льготным кредитам, квоты на ввоз российского зерна, теперь не имеют таких привилегий. Они работают на общих основаниях, и наша сельхозпродукция им не интересна».
Так что, добавляет он, китайского чуда теперь ждать не приходится. К тому же есть проблемы и со сроками поставки валютной выручки.
«Здесь вопрос скорее к сервису. Нам приходится постоянно менять банки, потому что какие-то попадают под санкции, какие-то боятся под них попасть и не принимают платежи. Выставляют свои условия и китайцы. После заключения контракта деньги могут идти две недели, а то и месяц. И ты сидишь и ждешь», - уточняет Стрельчук.
Поэтому, считает он, основные направления для нашей пшеницы – это страны Средней Азии, которые активно осваивают экспортеры, в том числе алтайские.
Что экспортируем
В 2025 году, по данным Центра оценки качества продукции АПК, экспорт в Алтайском крае снизился на 11% и составил 172 тыс. тонн.
• крупа гречневая (58 тыс. т, -6%)
• мука пшеничная (45 тыс. т, -32%)
• подсолнечник лущеный (20 тыс. т, -4%)
• хлопья овсяные (15 тыс. т, +36%)
• крупа гороховая (9 тыс. т, +11%)
Куда экспортируем
• Китай (56 тыс. т, -13%)
• Казахстан (30 тыс. т, +18%)
• Монголия (21 тыс. т, -22%)
• Киргизия (11 тыс
т, в 3 раза ↑)
• Белоруссия (10 тыс. т, +6%)
Новые рынки сбыта зерна, тонн
Буркина-Фасо - крупа горох – 710
Киргизия – зерно злаков шелушенное, переработанное в сечку - 679
Китай – крупа, пшено шлифованное - 675
Замбия - крупа гороховая – 648
Узбекистан: жмых подсолнечный – 92, семена горчицы – 3
Абхазия - крупа гречневая - 64
Турция - подсолнечник лущеный - 61
Венгрия - крупа гречневая - 22
Белоруссия - крупа грубого помола из зерна - 22
Вьетнам: крупа ячменная - 5, крупа гороховая – 3, крупа пшено шлифованное – 1.





