Изменили регламент
А между тем итоги первых двух торгов в октябре мукомолов устраивали. Зерно они покупали примерно на 20% дешевле рынка: по стартовым ценам или чуть дороже (стартовые — 7,6 тыс. рублей за тонну пшеницы III класса и 7,2 тыс. — за IV класс). По данным начальника отдела товарных операций СМВБ Василия Караваева, за две октябрьские сессии было куплено 152 тыс. тонн зерна из интервенционного фонда, и, по словам гендиректора компании "ПроЗерно" Владимира Петриченко, после октябрьских торгов цены на рынке стабилизировались.
Однако в Минсельхозе неожиданно для сибирских мукомолов изменили регламент интервенций. Если сначала на торги в качестве покупателей были допущены лишь переработчики Урала, Сибири и Дальнего Востока, то уже к первой ноябрьской сессии доступ открыли для всех. За ноябрь количество участников удвоилось, значительная часть новичков — мелькомбинаты из европейской части страны: Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.
На сегодня общий объем купленного зерна составил 441 тыс. тонн, притом что в интервенционном фонде Сибири около 2 млн. тонн. Источники "ВД" имеют все основания утверждать: на торгах скупается и зерно, хранящееся в том числе на алтайских элеваторах. Дефицит сырья усугубляется. "13 ноября анонимный участник торгов забрал 22 лота по 135 тонн пшеницы в каждом с "Каменского элеватора", — приводит пример президент Союза зернопереработчиков Алтая Виктор Фоминых. По данным биржевой площадки, такие анонимные участники торгов — как раз комбинаты из вышеуказанных городов.
Маховик раскручен
Допуск к торгам переработчиков независимо от места "прописки" — одно из наименее логичных решений Минсельхоза. Засуха в Сибири в этом году была уникальной, неурожай — небывалым. Что касается Алтая, то за последние 30 лет такого падения сбора зерна в регионе не было. "Внутреннее потребление в крае — 2,2 млн. тонн, тогда как в этом году Алтай вырастил 2,3–2,4 млн. тонн", — говорит вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман. И в этом году торги начали раньше, чем обычно, именно для того, чтобы поддержать сибирских переработчиков. "Основная цель товарных интервенций — стабилизация цен в регионе, где сложился дефицитный рынок", — продолжает г-н Гачман.
Однако результатом ноябрьских торгов стало, напротив, раскручивание цен. Так, 13–14 ноября пшеница IV класса была куплена одним из элеваторов по 8,85 тыс. рублей за тонну, III класса — по 8,8 тыс. рублей. "После допуска к торгам "колыбели революции" и столицы нашей Родины сюда я больше не ездок. Цена на 150 рублей ниже рыночных в Томской области, но с учетом того, что я должен отдать деньги через пять дней и еще ездить в командировки, мне это невыгодно", — заявил Александр Трис.
Мука из такого зерна вполне конкурентоспособна, к примеру, в Санкт-Петербурге даже с учетом фрахта, хотя дело не только в цене. "Покупка зерна из интервенционного фонда — это покупка сразу крупной партии гарантированного качества с гарантированной доставкой", — говорит Валерий Гачман. И наоборот: поскольку рыночные цены на сырье в крае одни из самых высоких в Сибири (до 10,5 тыс. рублей за тонну продовольственной пшеницы), дорогая алтайская мука может оказаться невостребованной. Следствием этого может стать заметное снижение объемов переработки, опасаются мукомолы.
Царит неопределенность
Результаты ноябрьских торгов интервенционным зерном уже оказали влияние на рынок. "Естественным образом выросла цена в Сибири и на Урале, отчасти и косвенно выросла от этого и цена в европейской части страны", — сообщил Владимир Петриченко. Как будет развиваться ситуация дальше? Эксперт уверен: активность покупателей зерна из интервенционного фонда Сибири продолжится, ведь на рынке господствуют "бычьи" настроения. Подталкивают покупателей к этому и индексация железнодорожных тарифов на 7% с 1 января, и отсутствие решения об открытии торгов зерном с европейских элеваторов, намеченное после Нового года.
Но предсказать динамику цен на два-три месяца вперед не в состоянии ни один эксперт — слишком велика неопределенность на рынках. "Когда будет распродано зерно интервенционного фонда Сибири, а это произойдет, очевидно, в конце февраля, может случиться, что цена на рынке упадет", — предполагает г-н Петриченко. В пользу этого вывода говорит и падающий объем экспорта. Уже сегодня пшеница в черноморских портах стоит на $10 выше французской, из-за чего экспорт стал невыгодным.
Тем не менее ситуацию в России в целом Владимир Петриченко не считает катастрофической. Данные об урожае в России, по его мнению, занижены: "При официальных сведениях об объеме урожая в 71–72 млн. тонн зерна в чистом весе реальный урожай, возможно, составляет 76 млн. тонн". А дефицит зерна могут отчасти компенсировать закупки в Казахстане. Правда, посевы на территории этой страны тоже пострадали от засухи, и более того — цены здесь тоже высокие. "В Казахстане задает тон "Продкоропорация", а ее руководитель говорит: будем ставить максимальную цену. Продадим — повысим еще, не продадим — снизим", — пояснил маркетинговый аналитик информационного агентства "Казах-Зерно" Сергей Букатов.
Владимир Петриченко не исключает, что на российский рынок начнет поступать украинская мука. Пока она не дороже российской. Но если на Украине введут запрет на экспорт зерна, о котором уже заявлено, цены на нее могут измениться, и она будет востребована в России. В этих условиях конкурировать алтайской муке на рынках других регионов будет еще сложнее.
Торговые недели
По данным СМВБ, за время интервенционных торгов была продана 441 тыс. тонн зерна, из них 370 тыс. тонн с сибирских элеваторов, 71 тыс. тонн — с элеваторов Урала. 84% зерна купили переработчики из регионов Сибири, 16% — из несибирских. До начала 2013 года будет проведено еще шесть торговых недель, четыре уже проведено.
Самое важное - в нашем Telegram-канале