Экономика

Конец "черных" и пушистых: шубы подорожают к зиме из-за "обеления" рынка

Маркировку меховых изделий в России для борьбы с контрафактом все же сделают обязательной. Шубы и другие вещи из меха с осени можно будет продавать только со специальными чипами. Официально реализацию меховых изделий без них запретили уже с 12 августа. Но магазинам дали 45 дней отсрочки на чипирование товарных остатков. Эксперты уверены, что на Алтае новая система учета шуб приведет к росту цен на них до 30%, а также к закрытию профильных магазинов.

Шубы.
Шубы.
открытые источники в Интернете

Весной altapress.ru писал о маркировке меховых изделий в рамках пилотного проекта, в котором участвовали Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Чипирование представили как способ отслеживать движение меховых товаров от зарубежных и российских производителей до прилавков. Это должны были делать с помощью электронных меток на изделиях и федеральной онлайн-системы "Маркировка", которая объединит всю информацию с таких чипов. В эту систему меховые салоны и должны были весной внести данные о своем товаре, чтобы продолжить работать. Однако многие нюансы нововведения чиновники прописать не успели, и участие в проекте для магазинов на время сделали добровольным.

В начале августа стало известно, что уже с 12-го числа маркировка становится обязательной. Рознице лишь дали отсрочку в 45 дней, чтобы внести в систему данные об имеющемся ассортименте. На момент выхода номера еще не было ясно, дается ли отсрочка и на маркировку, и на торговлю или продажу мехов без чипов с 12 августа следует остановить. Также непонятно, как будут отслеживать реализацию проекта. Ясно лишь, что проверки должны будут вести Роспотребнадзор и таможня.

Так чипирование во второй раз стало причиной переполоха на алтайском меховом рынке. "Мы, продавцы, не знаем, как выглядят эти чипы, не знаем, что делать с товарными остатками, — анонимно рассказала “СК” на прошлой неделе продавец в меховом отделе ТЦ “Пассаж”. — Должна же быть какая-то инструкция. Никто не владеет никакой информацией". Весной опрошенные "СК" предприниматели также жаловались на непонимание ситуации и отсутствие пояснений от местной налоговой службы. Ответы на все вопросы появились на сайте ФНС (nalog.ru) на днях. Обращаться же в региональное подразделение ведомства бесполезно: оно не будет задействовано в проекте маркировки.

"Данные о том, кто маркировал товар, а кто нет, не представят в открытом доступе. Эта информация будет только у ФНС, которая не даст ее даже своим территориальным органам. У нас нет доступа к этой системе, — говорит Екатерина Шакирова, пресс-секретарь УФНС по Алтайскому краю. — Мы также не будем участвовать в проверках по исполнению нововведений. Единственное — сообщение о продаже немаркированного товара станет для нас поводом исследовать документооборот компании".

В магазине шуб. Торговля.
Анна Зайкова

Опасения и закрытия

Продавцы меховых изделий из-за границы должны обеспечить чипирование товара до его ввоза в Россию. По словам участников местного рынка, основная часть шуб сейчас поставляется на Алтай из Китая. В этом и заключается причина паники среди предпринимателей: в основном мех оттуда ввозили по черным и серым схемам для экономии на таможенных пошлинах и налогах. Открыто об этом, конечно, не говорят. Анонимно же рассказали несколько предпринимателей.

"Сегодня не менее 85% на российском меховом рынке — импорт. При этом 80% ввозимой продукции поступало в страну с нарушениями налогового и таможенного законодательства, — подтвердил С­ергей Столбов, президент Российского пушно-мехового союза. — У добросовестных производителей, импортеров и продавцов меховых изделий повышение цен после введения маркировки составит 3–5%. А вот у тех, кто ранее провозил изделия нелегально, цены вырастут на размер таможенных пошлин и НДС. Тут повышение составит до 30%".

Между тем алтайские меховые салоны и так в последние два года наблюдали снижение спроса в 1,5–2 раза из-за кризиса. После известия о маркировке некоторые собрались закрыться. Например, о таком решении сообщила Наталья Легалова, директор мехового магазина "Сезон": она закрыла все три своих отдела. Пустые площади, ранее занятые меховыми магазинами, сегодня можно увидеть и в ТЦ "Седьмой континент".

Официально представители главных меховых ТЦ в Барнауле не признают наличия проблем у "шубных" арендаторов. "У нас после ремонта происходит ротация среди арендаторов. Некоторые из них на лето берут каникулы — кто-то до августа, кто-то до сентября, — говорит Наталья Лапшина, представитель отдела аренды ТЦ “Седьмой континент”. — График заезда у всех разный. Но они вернутся. Да, у предпринимателей есть опасения по поводу чипирования, но все они получают информацию оперативно и готовятся". Сколько меховых магазинов появится в комплексе к осени, Лапшина уточнять отказалась.

"Все три этажа нашего торгового центра работают в обычном режиме. В целом у нас около 70 отделов, торгующих верхней одеждой. Они работают круглый год и на лето не закрываются. С маркировкой никаких особых трудностей не возникнет, — утверждает Наталья Боровкова, маркетолог ТД “Старый базар”. — Электронные знаки появятся на изделиях наших продавцов в законном порядке, потому что контрафактом предприниматели не торгуют. Само собой, наши арендаторы сейчас спокойно этим занимаются".

В магазине шуб. Торговля.
Анна Зайкова

Привет, импортозамещение

Назвать реакцию самих предпринимателей спокойной сложно. Во-первых, сейчас большинство из них занимается маркировкой в авральном порядке, так как в добровольном эксперименте не участвовало. По словам Екатерины Шакировой, точная статистика по краю не известна, но в целом по стране маркировкой обзавелись лишь около 1 тыс. компаний (крупные сети вроде "Снежной королевы"). Во-вторых, торговцы мехом уверены, что повышение цен еще сильнее снизит и без того упавший спрос на шубы и дубленки.

"Сейчас я обратилась в фирму, которая для меня готовит нужные документы. Оформляю электронную подпись, только на это нужен месяц, — говорит Наталья Ткачева, собственница мехового салона “Ягуар”. — Потом мне нужно будет в Гознаке заказать чипы. При этом я должна определиться: работать с зарубежными поставщиками или с отечественными, от этого зависит вид чипов и, разумеется, затраты. Работать с заграницей выходит невыгодно. То есть мы должны поднимать своего производителя. Нам приходят предложения от фабрики в Пятигорске. Но там цены такие, что нам здесь, скажем, норковую шубу придется за 300 тыс. рублей продавать. Кто же ее купит за такие деньги?"

Другие продавцы рассказали "СК", что не работают с Пятигорском из-за низкого качества. Но эта фабрика — ближайшая альтернатива китайским для алтайского рынка. В пушно-меховом союзе утверждают, что маркировка со временем действительно поможет отечественному производителю. "Думаю, нововведение дает шанс легальному российскому производству. Нашим фабрикам станет выгоднее работать. Хоть и не сразу, но, мы думаем, рост составит не менее 10–15% в год. Импорт останется, но качественно изменится в лучшую сторону", — предполагает Сергей Столбов.

О выигрышном положении заявляют и федеральные сети (которые и выступили инициаторами чипирования). Представитель крупнейшей в России сети меховых салонов "Снежная королева" Ольга Демидова сообщила РБК, что почти весь товар в сети уже маркирован и что "легализация рынка — в интересах всех крупных “белых” игроков". Пока "Снежная королева" — единственный федеральный меховщик на алтайском рынке. Но местные предприниматели уверены, что это ненадолго, скоро придут и другие.

Девушка, шуба.
Открытые источники в Интернете (СС0)
1 Что представляют из себя чипы для меховых изделий

Контрольно-идентификационный знак (чип) — это бланк отчетности со встроенной радиочастотной меткой. Размеры знака — 2,5 x 16 см или 5,3 x 8 см. Они бывают вшивные, клеевые и навесные. Для отечественных товаров чипы зеленые, для импортных — красные.

15 рублей стоит вшивной или клеевой чип, 22 рубля — навесной чип.

2 Что запретят продавать без чипов

Предметы одежды и принадлежности к ней (муфты, боа, галстуки, воротники и т. д.) из всех видов натурального меха, в том числе дуб­ленки. Также в списке ряд изделий, в основе которых натуральный мех. Это ковры, покрывала, ненабитые пуфики, чемоданы, дамские сумки, ягдташи и солдатские ранцы, а также изделия и принадлежности для использования в механических устройствах или в промышленных целях (например, полировальные насадки, чехлы малярных валиков для окраски или декорирования).

Что разрешат продавать без чипов

Шапки, перчатки, рукавицы и митенки из кожи и натурального меха, игрушки, игры и спортивный инвентарь.

Факт

В дальнейшем систему маркировки планируют распространить не только на верхнюю, но и на другую одежду и обувь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость