Экономика

"Крупные операторы сломали рынок". Александр Тюлин — о вызовах жизни региональному Интернет-провайдеру

За последние пару лет федеральные операторы связи купили несколько региональных Интернет-провайдеров, работающих в Алтайском крае. Аналогичный процесс происходит и во многих других регионах России. Тем не менее в крае еще остались местные телеком-компании, которые сохранили свою независимость. Бийская фирма "Сотрудник" — одна из них. Это предприятие смело можно назвать одним из основоположников рынка широкополосного доступа в Интернет в регионе. Генеральный директор "Сотрудника" Александр Тюлин рассказал редакции газеты "Ваше дело", почему он не хочет продавать бизнес, как фирма конкурирует с федеральными провайдерами, а также о проблемах телеком-рынка, о которых крупные компании обычно умалчивают из корпоративных принципов.

Александр Тюлин, гендиректор бийского провайдера "Сотрудник".
Александр Тюлин, гендиректор бийского провайдера "Сотрудник".
Олег Богданов

- Александр Михайлович, сразу вам скажу, что решила приехать к вам на интервью, потому что ваша компания одна из немногих независимых интернет-провайдеров, которые остались в крае.

- И не понятно хорошо это или плохо (смеется).

- Вот и интересно понять, как таким компаниям живется во времена слияний и поглощений. В Барнауле интернет-рынок уже довольно насыщен. Я знаю, что в Бийске тоже идет активное его развитие. Как вы считаете, эти два города сейчас уже можно сопоставлять с точки зрения развития услуги доступа в Интернет?

- И Барнаул, и Бийск — это региональные города. Даже Новосибирск стоит уже на другом уровне развития. И эта наша "региональность" приводит к тому, что челноков, которые хотят нас купить, ходит меньше. Они идут за большим рублем, мы для них интереса не представляем, особенно в условиях, когда рынок уже поделен. Ведь у нас в Бийске уже много провайдеров — мы, "Ростелеком", "МТС", "Сибирские сети" и еще парочка совсем маленьких местных игроков.

Пока федеральные телеком-компании вкладывают деньги туда, где кусок побольше. И мне кажется, даже не ждут быстрой отдачи, рассчитывают на перспективу. Вообще укрупнение на рынке связи, мне кажется, связано с государственной политикой: убрать всех с рынка, чтобы не мешали, чтобы проще было управлять. Чем меньше операторов, тем проще их прогнуть, получить нужный результат. Тем не менее я как руководитель независимого оператора сейчас не чувствую, что мы в чем-то ущемлены. Потому что в целом у нас, и у крупных провайдеров проблемы одни и те же.  

- А в чем они заключаются? Обычно руководители филиалов федеральных провайдеров говорят, что проблем у них нет. Все гладко и хорошо.

- Наш бизнес очень сильно регулируется. И если в других отраслях проблема — получить лицензию на оказание услуги, то у нас проблемы начинаются уже после ее получения. Нам лицензию получить легко, стоит она 3 тыс. рублей, но после ее приобретения почему-то оказывается, что бизнесом заниматься ты не имеешь права. Нужно еще создать узел связи, построить сеть связи, а потом пройти проверку Роскомнадзора и сдать все это в эксплуатацию. Тонкостей много. Можно построить сеть для оказания телематических услуг или для передачи данных. Любой  специалист, скажет, что разделить эти два понятия невозможно, но в законодательстве их разделили. Большинство операторов сейчас сдают сети как телематику, потому что это сделать проще.

Пока ты выполняешь все эти требования, время идет. Сегодня ты нарисуешь проект на одном оборудовании, пока получишь все разрешения, оно уже устаревает. С этой проблемой сталкиваются все. Приходится проходить весь путь заново. Поэтому у операторов возникают "долги" перед надзорными органами. Роскомнадзор регулярно сообщает об этом на своем сайте. И чем крупнее оператор, тем "долгов" больше.  Очень неприятно, скажу я вам, быть постоянно кому-то должным.

Еще одна проблема — это взаимоотношения с новыми хозяевами многоквартирных домов. Бабушки, которые теперь ими управляют, вдруг стали бизнесменами. Требуют от операторов денег за вход в дом, причем цифры берут, что называется, с потолка. Например, 1  ̶2 тыс. рублей в месяц. Мы говорим, что это половина нашего месячного дохода с дома. Но для них это не аргумент. По закону, они не имеют права требовать денег, ведь тот же "Ростелеком", например, никому не платит за телефонные линии. Но бороться с этим явлением почти невозможно, все оборачивается против нас. Наших монтажников и ремонтников не пускают в дома восстанавливать сеть или подключать клиентов.

Некоторые представители ТСЖ утверждают, что мы у них электроэнергию  качаем киловаттами. Но это вовсе не так. Мы предлагаем им установить счетчик, потому что знаем, что больше, чем на 50 рублей в месяц наше оборудование электроэнергии не потребляет.  Но такая сумма их не устраивает.

Сломали рынок

- Вы в правоохранительные органы не пробовали обращаться?

- Мы обращались в прокуратуру, нам сказали, что это наши хозяйственные дела, и их они не касаются. Потом наоборот, в прокуратуру обратилось ТСЖ с жалобой на то, что мы заходим в дом. Тут они уже жалобу проигнорировать не могли. Нас вызвали, мы предоставили   документы, на основании которых работаем. Прокурор изучил все предоставленные материалы и принял решение: представителям ТСЖ было разъяснено, что они не имеют права препятьствовать нашей деятельности и что-либо требовать от нас. Но проблему в целом это не решило.

Сейчас я  достраиваю сеть, мне сложнее. Нужно бороться за каждого  клиента. Поэтому я  готов платить  ТСЖ 50 рублей за подъезд жилого дома. Ситуация изменится, когда мы сеть достроим. Тогда  нашим союзником будет абонент. Ведь если у него возникнут проблемы с Интернетом, он душу вытрясет из сотрудников ТСЖ.

- Сколько таких "проблемных" домов в Бийске?

- Слава Богу, что не каждый первый. По болшинству жилых домов   договоренности достигнуты.  "Сложных" домов где-то 30% от общего количества.

- С этой проблемой сталкиваются и федеральные операторы? Об отношениях с ТСЖ они тоже обычно говорят в позитивном ключе, что все мол хорошо и все решаемо.

- Эта проблема касается всех. Просто у нашей компании никогда не было цели завоевать абонента любой ценой, поэтому мы не готовы платить ТСЖ и УК баснословные деньги. А федеральные и сибирские операторы часто готовы. Они просто платят эти деньги и все, потому и проблем у них нет. Именно они и сломали рынок. До их прихода таких аппетитов у ТСЖ не было. Мы пытались как-то договориться, стать полезными ТСЖ, предлагали им всякие проекты. Например, поставить камеры во дворе, фиксировать открытие дверей в подвал или на чердак. И нам удавалось найти адекватное решение. А теперь появились бабушки-революционерки, для которых 50 рублей — не деньги, а  1  ̶2 тыс. рублей уже вроде как нормально.

Плохо еще то, что очень много квартир у нас находится в аренде. С собственником жилья еще можно как-то решать вопрос, а  арендатор в этом не заинтересован, да он и прав никаких не имеет.

- Пару лет назад вы рассказывали в прессе о том, что операторы в Бийске режут провода друг другу.

- Маркетинг у входящих компаний агрессивный. Последний случай, когда нам перерезали кабель, был буквально вчера. Но я не думаю, что в данном случае проявляется позиция руководства операторов. Я лично всегда своим сотрудникам говорю, что такие действия обернутся против нас, что война никому не нужна. Когда наш кабель режут, я обращаюсь к руководству компании, которую мы подозреваем. Мне говорят, что тех людей, кто это делает, наказывают.

Вообще, если смотреть на нас и на федеральных операторов с точки зрения технологий, то  мы мало чем друг от друга отличаемся. Только "Ростелеком", предлагает рынку что-то новое - это GPON. Но эта технология дорогая, и другим операторам не по карману. А как у регионального оператора у нас есть одно неоспоримое преимущество — наша доступность, при желании любой абонент может приехать к нам в офис и обсудить возникшие проблемы с директором лично.  

Уходить надо вместе

- Если вы сталкиваетесь с такими трудностями, почему все-таки не хотите продать бизнес?

- Основу нашей компании составляют несколько человек, некоторые из них работают со мной уже более 20 лет. Для них работа в компании — это смысл жизни, если выражаться высокопарно. Текучка кадров у нас очень маленькая, коллектив сформировавшийся. К нам обращались, предлагали продать компанию, говорили, что в нашей работе ничего не изменится, кроме вывески, что мы все останемся на своих местах и будем получать ту же зарплату. Но я в это не верю. Я видел, что происходило в других региональных компаниях, после того, как их купили. Там все перестроили — и сети, и бизнес-процессы, и команду.  Причем после поглощения уходили люди, которые, на мой взгляд, были на своем месте и являлись профессионалами.

Мы понимаем, что с завершением строительства сети, доведением ее до высокого уровня, доходность этого направления экономической деятельности предприятия будет снижаться. Поэтому сейчас пытаемся расширять свою сферу деятельности. Нужно развивать какие-то технологии на базе создаваемой сети. У нас есть такие направления, как создание систем видеонаблюдения, мы реализуем проекты в области системной интеграции, которые нам интересны, пытаемся развиваться в этом направлении. Если бизнес и будет продан, то нужно уходить всем коллективом, и чтобы у нас уже был создан какой-то плацдарм для новой работы.

- То есть вы пессимистично настроены и думаете, что маленькие провайдеры обречены?

- Это сильно зависит от политики государства. Если не будет происходить ужесточения условий, то шанс есть. Ведь известно, что регионалов скупают разные крупные операторы, а сверху они все сливаются — собственники у них одни и те же. Идет просто укрупнение бизнеса, увеличение количества подконтрольных территорий с помощью телекоммуникационных активов.

- Существуют ведь объединения независимых операторов. Они на эту ситуацию как-то могут повлиять?

- Мы состоим в Ассоциации региональных операторов связи, там, конечно, приятно проводить время, можно узнать что-то полезное для бизнеса. Тем более, что мы там не конкуренты, каждый работает в своем регионе. Но политической и экономической силы это объединение и его члены не имеют. По сути это просто группа людей по интересам, которые обсуждают свои проблемы и достижения. Многие профессиональные организации сейчас находятся в таком состоянии, что влияния не имеют. Кому-то это выгодно. 

Специальный вопрос

- Вы мне однажды сказали, что имеете отношение к созданию  бийского оператора "Интелком", которым руководил зять бывшего мэра города. В чем заключалось ваше участие?

- У нас была идея создать единую бесплатную сеть передачи данных для муниципалитета, которая бы связывала все муниципальные предприятия и через которую они бы легко могли обмениваться необходимой информацией. Построить ее можно было на основе сети масштаба города, мы брали за основу свою сеть, но можно было использовать и сеть другого оператора. Нужно было только достроить участки сети до конкретных предприятий. Муниципалитет должен был вложить средства в их строительство. Мы бы их построили с избыточным количеством волокон и обслуживали бы эту сеть, муниципалитет пользовался бы ею бесплатно, а незадействованные мощности сети мы бы использовали в коммерческих целях для подключения абонентов. Когда Анатолий Мосиевский стал мэром, мы к нему обратились с таким предложением и он его сначала поддержал. Но потом нас "попросили" уйти из этого проекта, им стал заниматься зять бывшего мэра, создав для реализации этой идеи предприятие "Интелком". Он предложил использовать созданную сеть этого оператора, но уже на коммерческой основе. И до сих пор администрация города, на сколько мне известно, платит несколько десятков тысяч рублей в месяц за использование сети "Интелкома".   

О чем еще рассказал собеседник

О списке сайтов

- С 1 ноября начал действовать федеральный список запрещенных сайтов. И мне не совсем понятно, как  будут выполняться требования по ограничению доступа к этим сайтам. Раньше как было: чтобы провайдер закрыл доступ к сайту, требовалось судебное решение с железным обоснованием, почему он запрещен к просмотру. Теперь я, как провайдер, должен внимательно просматривать сайты и если мне где-то что-то показалось подозрительным, сообщать об этом в Роскомнадзор. То есть теперь основание для жалобы — "мне показалось" или "абоненту показалось". Еще до вступления в действие федерального списка, нас пригласили в прокуратуру, сказали, что мы должны закрыть доступ к определенному сайту. Но на основании чего я его должен был закрыть?  Теперь вот списки эти сделали. Но что будет после внесения сайта в список? По идее каждый такой случай должен рассматривать суд. Но с другой стороны, суды не выдержат, если по каждому подозрительному сайту будет составляться иск, ведь их, я думаю, очень быстро наберется огромное количество.

О телевидении

- Отношения между правообладателями телевизионного контента и операторами связи, которые его транслируют, в нашей стране до сих пор не выстроены. Кто кому должен платить — не понятно. Например, за трансляцию эфирных каналов по кабелю оператор может получать деньги. А за трансляцию чисто кабельных каналов их правообладатели требуют деньги с операторов. Цена колеблется в пределах 0,7-5 рублей в месяц за один канал с одного абонента. Если суммировать все 100 с лишним каналов и всех абонентов, то цифра получится огромная.  Поэтому операторы часто берут этот контент нелегально, места, где это можно сделать, известны. Я встречался с правообладателями, предлагал им разные схемы сотрудничества, которые бы  устроили наших абонентов (например, оплачивать время просмотра конкретного канала или фиксированную сумму за канал в месяц), но они не соглашаются. Так же 7 лет назад было с антивирусами — я обращался к дистрибьюторам, предлагал включить стоимость антивируса в абонентскую плату, распространять их среди абонентов как бонус, за что я бы платил дистрибьюторам часть доходов с подключений. Но тогда все отказались, а сейчас наоборот активно работают по этой схеме.

Об абонентах

- Эпоха "качков" - тех, кто качает огромное количество информации из Интернета уже прошла. Остались отдельные фанаты этого, но их очень мало. Мне кажется, отчасти это связано с тем, что у людей просто нет места для хранения всей скачанной информации. Ведь если человек что-то скачивает, то он хочет посмотреть это в будущем. И пока не посмотрел, не удаляет. Еще одна причина — возможность смотреть видео он-лайн. Телевидение сейчас сливается с Интернетом. И скоро оно будет совершенно иным — каждый в любой момент времени сможет смотреть все, что хочет. Телевидение занимает у людей время. Например, у нас есть один клиент, которые смотрит IP TV 21 час в сутки. И проблемы с сетями у операторов скоро начнут возникать от того, что многие одновременно захотят смотреть видео в HD-качестве, а оно требует очень больших ресурсов.

О скоростях

- Понятие скорости доступа в Интернет использовать нельзя. Оно стало чисто маркетинговым ходом. Куда скорость и откуда — вот вопрос. У абонента есть сетевая карта на 100 Мбит/с. С большей скоростью он качать не может. Оператор сейчас продает абоненту полосу пропускания. Те самые 100 Мбит/с, которые сейчас обещают некоторые провайдеры, реально никто обеспечить не может, таких ресурсов просто нет, потому что до дома идет полоса не более 1 Гбит/с. То есть десять абонентов в сети со скоростью 100 Мбит/с и ресурс дома будет исчерпан. Поэтому операторы скорости ограничивают. Еще очень важно с какой скоростью работают ресурсы, на которые ходит абонент. Например, популярный ролик на YouTube будет тормозить в любом случае, если его смотрит очень много людей одновременно.

Справка

Александр Михайлович Тюлин родился 30 августа 1956 года в Чите. Высшее образование получил на физико-техническом факультете Томского государственного университета. В 1980х годах работал в ФНПЦ "Алтай". В начале 1990х создал собственное предприятие, которое занималось системной интеграцией в Барнауле, Белокурихе, Бийске, Горно-Алтайске и продажей компьютерной, аудио и видеотехники. С развитием Интернета, предприятие стало заниматься предоставлением услуг связи и сделало это направление ключевым, а от торговли отказалось. По количеству абонентов в городе, компания, по оценке директора, занимает второе место после "Ростелекома".  

Александр Тюлин женат, воспитал трех дочерей. Две из них работают в его компании. Хобби г-на Тюлина — баскетбол и чтение. "Люблю читать исторические книги и мемуары, рассказывает он. -  Большое впечатление на меня произвели афоризмы Марка Аврелия. Я стал интересоваться такой литературой с тех пор, как побывал в Италии. Там меня поразила архитектура: древние здания построены даже не на века, как у нас говорят, а навсегда. Но на хобби остается немного времени, с восьми утра до десяти вечера я на работе". 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость