Долгая окупаемость
Проезд по 80-километровому участку ровной скоростной дороги от испанского курортного городка Ллорет до Барселоны обходится автолюбителям примерно в 4 евро, или пол-евроцента за километр. Переезд по также довольно ровному 700-метровому участку нового моста через Обь стоит чуть-чуть дороже: 10 рублей, или 25 евроцентов.
– Неужели мы перешли на европейские цены, а следовательно, достигли европейского уровня жизни? – удивилась группа алтайских общественников, которую возглавляет Виктор Дворников, бизнесмен и председатель Гражданской ассамблеи Алтайского края. Общественники уверены: плата за мост, построенный на бюджетные деньги, противоречит не только здравому смыслу, но и законодательству.
Обской мост, называемый в народе не иначе как "новый", построили в 1997 году на средства федерального и краевого бюджетов. Весь комплекс – дорожная развязка, мост, шоссе – начинается от Красноармейского проспекта и заканчивается выездом на новосибирскую трассу. Но официально платным считается участок, которой ограничивается самим мостом, – это всего 700 метров.
Платным проезд по мосту стал сразу со дня открытия. Якобы строительство моста, уже профинансированное из бюджета, необходимо окупить, и несколько лет придется потерпеть и поплатить. Потерпеть пришлось и 5-процентный акциз на топливо, ненадолго введенный для тех же целей в конце девяностых в Барнауле. Ясно, что к сегодняшнему дню мост давно окупился, но платным остается до сих пор.
Вообще-то, за дороги платят не только в Барнауле. Практика платных дорог в России существует давно, и практически в каждом регионе есть такие участки. Так, 18-километровый отрезок федеральной трассы М4 в Липецкой области обходится автомобилистам в 10 рублей. А в Псковской области существует сразу несколько платных участков федеральных трасс со стоимостью проезда от 150 до 300 рублей.
Тарифы за проезд региональные власти, как правило, устанавливают на свое усмотрение. Причина дорожной самостийности кроется в несовершенстве законодательства. Федеральный закон "О платных автодорогах" до сих пор не принят, и местные администрации пользуются отдельными правовыми актами.
Но барнаульские активисты уверены, что порядок взимания платы прописан в постановлении правительства РФ № 18 "Об утверждении правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог", подписанном премьер-министром Путиным 19 января 2010 года.
– В новых правилах четко прописан порядок взимания денег за проезд. Для этого участок дороги должен быть оформлен в аренду оператором, должны быть четко обозначены начало и конец отрезка, все должно быть согласовано. Ничего этого в случае с обским мостом мы не обнаружили, – объясняет общественник Константин Емешин.
Бороться до конца
За разъяснениями Виктор Дворников обратился к губернатору Александру Карлину еще в начале мая. Ответ пришел от "Алтайавтодора", главный инженер которого ссылается на постановление краевой администрации от 2000 года (см. "Справку"). Ответом общественники не удовлетворились и решили перейти к более активным действиям.
– Вопрос надо переводить в юридическую плоскость, – уверен Виктор Клепиков, председатель Федерации автомобилистов Алтая. По словам Клепикова, в ближайшее время автомобилисты намерены составить письмо в прокуратуру с просьбой провести проверку обоснованности взимания платы за проезд по мосту.
Константин Емешин согласен, что борьбу надо продолжать в правовом поле. Благо на днях юристы обнаружили еще одно интересное обстоятельство: пункт сбора денег за проезд находится на территории Барнаула. А по федеральному законодательству платный проезд по территории городских округов невозможен.
– Мы не будем ограничиваться отдельными акциями протеста, а пойдем до конца. Платы за проезд не должно быть совсем, либо процедура взимания денег должна проводиться в соответствии с федеральным законом, – заявил "СК" Константин Емешин.
Справка
По информации мэрии Барнаула, ГУДП "Обской мост" входит в число должников по налогам в городской бюджет. По данным "Алтайавтодора", по плану на 2010 год в краевой бюджет от эксплуатации моста должно поступить 15,7 млн. рублей.
20 тыс. автомобилей в сутки – максимальная пропускная способность мостового перехода. В реальности через новый мост каждый день проходит от 2,5 до 7 тысяч автомобилей.
Ответ из КГУ "Алтайавтодор":
На основании постановления администрации Алтайского края от 27.12.2000 № 969 "Об эксплуатации мостового перехода через р. Обь в
г. Барнауле на платной основе" данная дорога переведена в разряд платных автомобильных дорог. Альтернативным бесплатным проездом платной автомобильной дороги "Мостовой переход в г. Барнауле" считается проезд по коммунальному мосту через р. Обь в г. Барнауле и автомобильной дороге федерального значения II технической категории М-52 "Чуйский тракт".В соответствии с разделом II "Положения о плате за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования регионального значения “Мостовой переход через
р. Обь в г. Барнауле” и использовании полученных средств", утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15.01.2010 № 8, средства, взимаемые с пользователей платной автомобильной дороги, поступают в краевой бюджет как доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности Алтайского края. <…>В.Н. Никитюк, главный инженер – первый заместитель начальника КГУ "Алтайавтодор".
Самое важное - в нашем Telegram-канале