Экономика

Кто на подвиги горазд?

Максим Герасимюк, редактор газеты "Ваше дело"
Максим Герасимюк, редактор газеты "Ваше дело"
Олег Богданов

В ближайший месяц состоится три значимых, по моему мнению, экономических форума. Сначала "Зерновой Давос" в Белокурихе и Красноярский экономический форум (12–13 февраля), а затем еще и "Сибирский Давос", который вновь собирает Владимир Рыжков. На каждом из них речь обязательно пойдет о необходимости модернизации государства. Слово "модернизация" стало употребляться с высоких трибун так часто, что я невольно опасаюсь за его семантическую судьбу. Как бы оно не стало для россиян таким же ругательным, как "перестройка".

Некоторые современные историки пишут о том, что одним из ярких примеров догоняющей модернизации XX века являлась сталинская индустриализация. Для ее успешного осуществления имелись в наличии по меньшей мере четыре необходимых условия. Национальная идея, сплотившая народ, — "мы строим светлое будущее", внешняя угроза — близость новой мировой войны, жесткая вертикаль власти — партийное руководство плюс комсомол, четкий план действий — пятилетки. В итоге за период с 1929 года, года первой пятилетки, и к началу Великой Отечественной войны страна успела совершить гигантский скачок — от государства с ярко выраженной аграрной экономикой к военно-индустриальному социалистическому режиму. Эта модернизация во многом позволила выиграть войну.

На прошлой неделе я часто задумывался о том, что такое современная модернизация, когда читал историю предприятия "СтройГАЗ". Если кто не знает, эта организация была создана в 1935 году как строительный трест для возведения второй очереди Горьковского автозавода. Приведу один пример из книги под редакцией нашего писателя-земляка Владимира Свинцова:

"На строительстве автозавода было задействовано всего пять экскаваторов иностранной марки "Нордвест". По тем временам — количество небывалое. Но 88 процентов земляных работ производилось вручную землекопами-грабарями. Их на строительстве трудилось 4 250 человек. А ведь длина только моторного цеха автогиганта составляла 800 погонных метров, ширина — 300. Вот это размах!"

И тем не менее бригады каменщиков, плотников, арматурщиков, землекопов ставили мировые рекорды, работая в несколько смен и днем, и ночью. Затем была война. И в декабре 1941 года "СтройГАЗ" перебрасывают из Горького в Барнаул. Для того чтобы совершить еще один подвиг — в жуткий мороз, в нечеловеческих условиях начать строительство эвакуированных в Сибирь военных заводов. Прежде всего — "Трансмаша" (нужны двигатели для танков) и станкостроительного (нужны патроны). Позвольте еще одну цитату.

"20 ноября 1941 года первая партия — 1 500 рабочих-стройгазовцев — была размещена в оборудованных под жилье гаражах. Они сразу начали строить 30 бараков и 60 полуземлянок для прибывающих в Барнаул. Оторванные от дома, в холод, в январе 1942 года на новой, неосвоенной и занесенной снегом площадке они начали строительство 77 завода". Через несколько месяцев завод выдаст первую партию двигателей, а вскоре после этого на фронт пойдут и патроны.

Когда руководители нашего государства говорят о необходимости еще одной модернизации (опять-таки догоняющей), а их слова подхватывают чиновники рангом ниже, я не совсем понимаю, как же мы будем ее осуществлять. Возможно, я чего-то не смыслю, но!.. У нас нет консолидированного общества, способного осуществить трудовой подвиг, за последние восемь лет сформировалось общество наслаждающихся жизнью потребителей. У нас нет ярко выраженной внешней угрозы (в виде таковой иногда пытаются преподнести Китай), а угрозу внутреннюю мы всерьез не воспринимаем. У нас вроде бы нет тоталитарного или авторитарного режима, который всегда толкает вперед модернизацию. И у нас отсутствует, как мне кажется, четкий план действий. Знаменитые четыре "И" я пока склонен расшифровывать не как "инвестиции", "инновации", "интеллект" и "инфраструктура", а как "инертность", "индифферентность", "индивидуализм" и "импорт".

Именно поэтому я хочу внимательно вслушаться в выступления участников предстоящих экономических форумов. Может быть, там удастся уловить хотя бы проблески национальной модернизационной идеи. Может быть, там можно будет получить ответ на вопрос, какой мы хотели бы видеть Россию к 2020 году. И может быть, благодаря этому удастся понять, способны ли мы переходить от слов к делу.

В ближайших номерах мы продолжим тему "модернизации" на страницах газеты "Ваше дело".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость