Максим Протасов,
председатель правления "Руспродсоюза":
Кодекс представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Наша основная совместная задача — донести до конечного потребителя качественный товар по доступной цене. Для реализации этой задачи нужно не перетягивать одеяло, а максимально снижать издержки и потери на каждом этапе движения товара.
Группа, работавшая над текстом документа, была создана более года назад на базе Межотраслевого экспертного совета, в котором широко представлены объединения поставщиков и ритейлеров. Ее возглавил Михаил Бурмистров — руководитель консультационной компании InfoLine и член правления "Руспродсоюза". Им и его коллегами был изучен мировой опыт саморегулирования, а также практики, вызывающие особенно ожесточенные споры между участниками рынка.
Документ разбит по главам, которые расположены в соответствии с реальным порядком работы поставщика и розничной сети: от начала переговоров до поставки товара, оплаты и проведения промомероприятий.
Положения кодекса не являются обязательными для торговой сети и поставщика, если они его не подписывали. Для введения в действие норм кодекса требуется их оперативное включение в договор между поставщиками и предприятиями розничной торговли или включение пункта о принятии положений кодекса в договоре.
Чтобы упростить процедуру разрешения споров, "Руспродсоюз" формирует комиссию по соблюдению положений кодекса, или, как мы его называем, отраслевого третейского суда. Суды загружены работой, и дела там могут рассматриваться годами. При этом стороны спора тратятся на адвокатов, юристов, теряют время и деньги. Наша задача не подменить судебную систему, а предоставить механизм оперативного, ускоренного разрешения спорных ситуаций.
Наша задача — дать возможность до суда прийти к взаимопониманию и выработать путь разрешения претензий на основе признанных в кодексе обычаев делового оборота. Согласитесь, что опрометчиво идти в суд, когда есть документ, в котором большинство предприятий пищевой промышленности, поставщиков и представителей розницы коллективно пришли к консенсусу по общепринятым условиям делового оборота.
Большинство членов "Руспродсоюза" всегда признавали необходимость выстраивания цивилизованных отношений с розничной торговлей. Лучше вовремя внести поправки в законопроекты, чем после их принятия пожинать плоды действующих норм закона, не учитывающих интересов операторов рынка. Ассоциация "Руспродсоюз" для реализации механизмов влияния на законодательную и исполнительную власть вошла в Открытое правительство при президенте России, в аграрный комитет при Таможенном союзе Европейской экономической комиссии, в общественный совет при Министерстве сельского хозяйства России и т. д.
Для сетей действует тот же принцип. Разумнее определить правила игры, устраивающие обе стороны, чем "кидать друг в друга копья". Поэтому мы выстроили механизмы сотрудничества с отраслевыми объединениями: "Союз независимых сетей России", "АКОРТ" и др., а также с крупнейшими сетевыми ритейлерами. Параллельно обсуждались деловые практики и свод правил игры для налаживания конструктивного взаимодействия с предприятиями розничной торговли.
В 2013 году "Руспродсоюз" планирует сформировать приоритеты развития аграрной, перерабатывающей и пищевой промышленности для увеличения внутреннего потребления и роста рентабельности производства. Мы будем участвовать в разработке законодательных проектов и программ развития рынка с учетом новых реалий (ЕврАзЭс и ВТО). Мы будем предоставлять участникам аналитику рынка, проводить встречи с российскими и иностранными участниками рынка. Нами будет продолжена работа по повышению качества продуктов питания, реализуемых в нашей стране. Это и борьба с фальсификатом, которая активно проводилась нашим союзом в 2012 году, и проект создания новой отраслевой системы контроля качества.
Самое важное - в нашем Telegram-канале