Новый порядок касается земель Барнаула, собственность на которые не разграничена, то есть почти всей территории города. С 2007 года распоряжается этими землями имущественное управление края (ранее это делала мэрия). С ним-то и будут заключать договоры операторы наружной рекламы — победители торгов.
Вопрос назрел
Отметим, что появление Порядка — событие для рынка наружной рекламы если и не сверхожидаемое, то в любом случае знаковое. До недавнего времени этот вопрос полностью урегулирован не был. Еще в 2005 году Барнаульская гордума приняла решение "Об утверждении Правил размещения наружной рекламы в городе Барнауле". В этом документе было предусмотрено проведение аукционов на право арендовать земельный участок под рекламную конструкцию. Однако, как пояснил "ВД" руководитель компании "Дельфин" Валерий Зырянов, ни одного аукциона по земельным участкам проведено так и не было, так как в дополнение к решению гордумы не был издан Порядок проведения аукционов. Операторы наружной рекламы устанавливали конструкции — и то далеко не все — на основе разрешений, выдаваемых либо комитетом по архитектуре мэрии, либо районными администрациями в зависимости от вида носителей. В результате официально оформленными оказались, по оценкам участников рынка, не более 10% конструкций.
"Мы не раз обращались сначала в мэрию, потом в краевое управление, чтобы этот вопрос был урегулирован. Мы готовы были платить установленную сумму аренды, которая бы пошла, скажем, на благоустройство города. Но вопрос так толком и не решался. На все последние просьбы и нашей компании, и наших коллег установить конструкции из управления имущественных отношений поступал отказ. Мотивировок было две: или несоответствие федеральному ГОСТу по размещению конструкций, или "портят внешний облик города", — рассказал "ВД" на условии анонимности владелец еще одной рекламной компании.
Три инициатора
Документ от Главного управления имущественных отношений края как раз устанавливает порядок проведения торгов. Но он предполагает проведение не аукциона, а конкурса, то есть процедуры, предусматривающей выполнение победителем определенных условий. Согласно Порядку инициатором конкурса могут выступить либо ГУИО, либо органы местного самоуправления, либо лица, непосредственно заинтересованные в установке и эксплуатации рекламной конструкции. Последние должны будут обратиться с целым пакетом документов: выпиской из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, топографической съемкой с указанием места размещения конструкции, ее эскизом и фотомонтажом рекламного места с установкой конструкции.
Участником конкурса не вправе быть предприниматель или компания, занимающие доминирующее положение на рынке, то есть свыше 35%. Однако большинство операторов наружной рекламы уверены, что это препятствие вовсе не существенное, потому что бизнес при необходимости можно и раздробить. Определять победителя будет конкурсная комиссия, состав которой утверждается ГУИО. Начальная цена станет устанавливаться равной годовой оплате по договору. Однако ценовой фактор будет не единственным. Победителем станет участник, "предложивший лучшие условия по конкурсным критериям". Договор будет заключаться на пять лет.
Отметим, что опыт проведения подобных торгов в Сибири есть — в Иркутской, Омской областях. Там участники набирают баллы по каждому из предъявляемых конкурсом требований. Победителем признается участник, набравший наибольшее число баллов.
Как это будет работать
Появление нового порядка, говорят операторы наружной рекламы, — это, безусловно, хорошо. Однако, утверждают они, документ до конца не доработан. В частности, не ясно, как будут формироваться лоты. От этого, уверена Елена Кузнецова, директор представительства в Барнауле компании "Дизайн-мастер", зависит ни много ни мало порядок на рынке наружной рекламы.
Елена Кузнецова,
директор представительства в Барнауле компании "Дизайн-мастер":
При оценке предложений, помимо цены, необходимо учитывать также такие критерии, как качество и инновационность предлагаемых к установке рекламных конструкций, а также опыт участника в эксплуатации рекламных конструкций. Владелец магазина, например, захочет установить конструкцию и использовать ее как указатель к его объекту, и он решит принять участие в торгах и получить такую возможность. Но в этом случае наступит хаос — каждый сможет делать, что пожелает. Наружная реклама — структура капиталоемкая. Присутствие на рынке большого количества некрупных компаний и предпринимателей, причем не из сферы рекламного бизнеса, приведет к неизбежному снижению качества и безопасности рекламоносителей. Уже сегодня в городе есть заброшенные конструкции, привести в порядок которые власти города просят нас. А сколько может таких появиться?
Если же в лот будет входить несколько земельных участков, считает она, то потянуть их смогут далеко не все.
Елена Кузнецова,
директор представительства в Барнауле компании "Дизайн-мастер":
Пока этот документ открывает для многих возможность арендовать участок под конструкцию. Но как это скажется на облике города — вопрос. Я считаю, что у победителя должны быть опыт работы на рынке, финансовая состоятельность, достойное техническое оснащение.
Впрочем, есть и еще не менее острая проблема, связанная с выходом нового порядка. Ни операторы наружной рекламы, ни ГУИО пока не знают, как к удовольствию всех сторон решить проблему с теми земельными участками, на которых уже установлены рекламные носители. Как уже говорилось, не у всех компаний и не на все участки под конструкциями есть правоустанавливающие документы. Да и насколько правомочны те документы, которые были ранее выданы муниципалитетом, тоже непонятно. Соответственно, не исключено, что места под уже существующими конструкциями могут быть выставлены на торги. А правила торгов предусматривают — земельный участок должен быть пустым, не нести никакого обременения. Это значит, что сегодняшние владельцы рекламных конструкций вполне могут оказаться перед необходимостью демонтировать их.
По оценкам местных участников рынка, демонтаж стоит около 50 тыс. рублей.
Елена Кузнецова:
А если компания, которая и раньше использовала этот участок, на конкурсе выиграет право эксплуатировать его вновь? В этом случае дополнительные затраты на повторный монтаж неизбежны.
Этот вопрос операторы наружной рекламы задавали представителям ГУИО на специальной встрече. Однако точного ответа на него пока нет.
Крупнейший оператор наружной рекламы в Барнауле Gallery от комментариев отказался.
Справка
Согласно решению Барнаульской гордумы от 23 декабря 2005 года "Об утверждении Правил размещения наружной рекламы в городе Барнауле", понятие "рекламной конструкции" включает в себя "щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта".
Самое важное - в нашем Telegram-канале