Шаг к новой модели
Подводя итог первому году реализации программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, принятой на 2011–2013 годы, можно сказать, что в регионе достигнута межведомственная координация действий, направленных на поддержку и развитие предпринимательства. В том числе по вопросам создания собственного бизнеса безработными гражданами, вовлечения молодежи в предпринимательство, стимулирования инновационного бизнеса. По сути, это стало первым шагом в создании новой модели конструктивного взаимодействия для эффективного инвестирования муниципальных, региональных и федеральных бюджетных ресурсов в реальный сектор экономики. Очевидно, что для создания точек экономического роста в сфере малого и среднего бизнеса необходима четкая единообразная политика, определяющая как условия предоставления поддержки, так и требования к ее получателям.
Реализация программного документа в минувшем году также закрепила приоритеты адресной, прежде всего финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства.
36 на тысячу
Проведенное органами статистики в прошлом году сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса позволяет говорить о сохранении положительной динамики основных качественных показателей развития предпринимательства нашего региона. Так, удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса края составляет 1,93% от общего количества субъектов в Российской Федерации. До проведения обследования этот показатель составлял 1,78%. Наш край занимает первое место среди регионов Сибири по показателю количества фактически осуществляющих деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. В крае на 1 тыс. человек населения приходится 36 субъектов предпринимательства, что дает возможность нашему региону занимать 14-е место среди субъектов Российской Федерации.
По предварительной оценке удельный вес продукции, произведенной малыми и средними предприятиями в 2011 году, составил 23% в общем объеме валового регионального продукта; сумма налоговых отчислений субъектами предпринимательства в консолидированный бюджет края составила 7,6 млрд. рублей, или 110% к уровню 2010 года. Также позитивной динамикой характеризуется уровень предпринимательской активности в регионе и, соответственно, создания благоприятных условий для организации собственного дела. В 2011 году зарегистрировали свою деятельность свыше 13 тыс. индивидуальных предпринимателей и 6 тыс. юридических лиц. В 2010 году в крае было зарегистрировано 12,6 тыс. индивидуальных предпринимателей и 6 тыс. юрлиц.
Эффективность
В целом на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2011–2013 годы из краевого бюджета в 2011 году направлено 61,6 млн. рублей. Общий объем софинансирования из федерального бюджета составил 152,4 млн. рублей. Кроме этого, на сумму свыше 450 млн. рублей было предоставлено поручительств Алтайского гарантийного фонда и заемных ресурсов Алтайского фонда микрозаймов. Это позволило оказать поддержку 1384 субъектам предпринимательства. Объективными показателями эффективности реализованных в 2011 году программных мероприятий являются 1,2 тыс. новых рабочих мест, созданных на предприятиях, ставших получателями государственной поддержки, а также сохранение более 8 тыс. рабочих мест со средним уровнем заработной платы в размере 11,5 тыс. рублей. Объем инвестиций, привлеченных субъектами предпринимательства – получателями финансово-кредитной поддержки, в три раза превысил размер бюджетной помощи и составил более 619 млн. рублей.
В масштабах края на развитие сферы предпринимательства через использование механизмов поддержки как на этапе создания собственного дела, так и в процессе развития объем средств господдержки 2011 года оценивается в размере 1 млрд. 400 млн. рублей. Налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса региона в бюджетную систему страны составили 9 млрд. 800 млн. рублей.
Впервые в рамках программы были реализованы мероприятия по содействию развитию лизинга техники и оборудования, повышению энергоэффективности производства, поддержки субъектов молодежного предпринимательства, а также осуществляющих инновационную и ремесленную деятельность. Поддержка по договорам лизинга в сумме 13 млн. рублей обеспечила приобретение субъектами предпринимательства новой техники и оборудования на сумму свыше 230 миллионов. В рамках грантовой поддержки, получателями которой за отчетный период стали 34 субъекта малого бизнеса, уже создано 67 новых рабочих мест и планируется дополнительно организовать еще 157.
Из общего количества получателей финансово-кредитной поддержки 58,7% осуществляют деятельность в сельских районах края. Активное содействие реализации предпринимательских инициатив в селах края взаимоувязано с системой мер администрации края по повышению уровня качества жизни сельского населения, развитию инфраструктуры и социальной сферы села.
Сегодня софинансирование программ муниципалитетов является реальным инструментом для привлечения инвестиций в сферу предпринимательства территорий края и исполнения полномочий органов местного самоуправления в области развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Этому предшествовала значительная работа по формированию территориальных программ и их финансовому наполнению. Объем средств местных бюджетов на поддержку предпринимательства в прошлом году составил 18,3 млн. рублей, или 160% от уровня 2009 года. В текущем году плановая цифра ‑ 23 млн. рублей.
По итогам 2011 года 41 муниципальное образование, из них 34 сельских (в 2010 году – 36 и 28 соответственно), приняло участие в проекте софинансирования, направив более 11,8 млн. рублей, что в 2,5 раза превышает объемы 2010 года. Государственная поддержка оказана почти 650 субъектам малого и среднего предпринимательства, в территориях края создано 392 новых рабочих места и сохранено свыше 3,6 тыс. рабочих мест.
Отдельный блок работы в минувшем году был адресован поддержке предпринимательства в моногородах. В частности, моногороду Новоалтайску предоставлена субсидия в размере 5 млн. рублей для субсидирования части затрат по лизинговым договорам, грантовую поддержку начинающим предпринимателям и обучение по специальным программам. Всего государственной поддержкой воспользовались 100 субъектов предпринимательства, было создано 334 новых рабочих места и сохранено 259 рабочих мест.
Новые объекты
Логичным продолжением краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства стало создание и введение в действие бизнес-инкубатора инновационного типа в наукограде Бийске в рамках Губернаторского проекта 75х75 и открытие территориальных представительств Алтайского фонда микрозаймов в семи сельских районах края.
В настоящее время управлением совместно с бизнес-сообществом и заинтересованными органами исполнительной власти прорабатываются вопросы модернизации деятельности краевого центра поддержки предпринимательства за счет расширения направлений его деятельности, а также создания новых территориальных представительств Алтайского фонда микрозаймов.
Потребительский рынок
В 2011 году сохранены высокие темпы развития инфраструктуры потребительского рынка: открылись новые объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В результате в регионе дополнительно создано 4,2 тыс. рабочих мест.
По итогам минувшего года оборот розничной торговли составил 218 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2010 года на 13%. Среди регионов СФО по темпам роста оборота розничной торговли край занял 2-е место, превысив средний уровень по округу (107,9%) и Российской Федерации (107,2%). В бюджеты всех уровней организациями торговли было перечислено более 5 млрд. рублей, что составляет 13 % от общего объема налоговых поступлений и на 0,8% превышает уровень 2010 года.
Сохранение и укрепление наметившейся тенденции роста торговой отрасли предусматривается региональной программой развития торговой деятельности, которая впервые разработана и принята в крае на период 2012–2016 годов. Программа разрабатывалась совместно с экспертами бизнес-сообщества, в частности Алтайской торговой ассоциацией, и определяет стратегические направления развития торговой отрасли и комплекс задач, которые предстоит решить в среднесрочной перспективе.
В 2011 году начато формирование краевого торгового реестра, обеспечивается??? функционирование системы государственного информационного обеспечения??? в области торговли, создана рабочая группа по вопросам развития торговой деятельности.
Также совместно с Барнаульским торгово-экономическим колледжем начато комплексное исследование по выявлению потребностей организаций торговли и общественного питания в квалифицированных кадрах.
Ценовая ситуация в крае в прошлом году стабилизирована. Индекс потребительских цен на продукты питания составил 100,8%, что на 13,6 процентных пункта ниже, чем в 2010 году (114,4%). Был использован ряд инструментов для контроля за ситуацией на продовольственном рынке, в том числе еженедельный мониторинг цен на социально значимые продукты питания с выявлением причин их роста, взаимодействие с органами местного самоуправления, торговыми сетями и поставщиками, организована работа специальной региональной комиссии по ценам.
Местные товары в лидерах
По итогам 2011 года доля алтайских товаров в ассортиментной матрице основных продуктов питания в торговых организациях края составила 62% с приростом за год на 2% (наибольший удельный вес отмечается по группам: хлеб и хлебобулочные изделия (98%), яйцо (94%), мука (91%), масло сливочное (86%), крупа (83%), макаронные изделия (81%), сыры (80%), молоко (77%).
Планы на 2012 год
В сфере господдержки. Это совершенствование форм и инструментов государственной поддержки, включая разработку новых механизмов и оптимизацию действующих, а также их координацию для качественного государственного сопровождения приоритетных бизнес-проектов. В качестве одного из инструментов для этого на региональном уровне может стать единый Координационный совет по государственной поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, над вариантами создания которого сейчас идет работа.
В сфере потребительского рынка. Первостепенной задачей для сохранения динамики в этом секторе рассматривается организация постоянного взаимодействия с муниципалитетами в части разработки территориальных программ развития торговли, обеспечивающих комплексное развитие торговой сферы, а также в реализации положений федерального закона о розничных рынках.
Управлением будет продолжена работа с компаниями, реализующими инвестиционные проекты строительства современных логистических центров и комплексов дорожного сервиса.
Самое важное - в нашем Telegram-канале