С чем сравниваем
Отрицательный индекс промышленного производства (ИПП) в этом году (96,8%) во многом обусловлен бурным ростом прошлого года. Он был щедрый и обильный. По итогам 2024 года индекс составил 105,8% — почти на 6% больше, чем в 2023-м (в котором тоже был рост). В денежном выражении он составлял и того выше — 121,4%.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2023 году, когда индекс был зафиксирован на уровне 107,2% — это рекордный показатель более чем за полтора десятилетия.
Особенно явственно бодрое дыхание отрасли чувствовалось при взгляде на таблицу топ-100 плательщиков налогов и страховых взносов. В ней предприятия промышленности (в том числе пищевой) и энергетики заняли ни много ни мало 46 позиций. Это многое говорит о месте отрасли в экономике региона.
Что мы видели? Промпредприятия традиционно заняли львиную долю «бриллиантового списка». Рост, конечно, в первую очередь был связан с тем, что политика импортозамещения набирала новые обороты, а также с тем, что рынок резко расширился из-за ухода западных компаний. Предприятия, работающие на «гражданку», хлынули в новые ниши, в том числе и в Алтайском крае. Но наряду с этим гособоронзаказ другой части производств тоже дал мощный толчок.
Эти факторы подтянули заводы вверх по таблице налогоплательщиков. Так, второй год подряд на позиции лидера рейтинга можно было увидеть «Алтай-Кокс», который тогда закрепился на первом месте с непреодолимым отрывом — его доля в налоговых поступлениях увеличилась с 3,8% в 2023 году до 5,37% в 2024-м.
Например, «Сибприбормаш» с 2022 года поднимался уверенными шагами: с 25-го места на 14-е, а затем ворвался в первую десятку по итогам 2024 года, заняв 7-е место.
«Алтайвагон» взошел с 3-го места в 2023 году на 2-е в 2024-ом, увеличив долю более чем в два раза, с 1,7% до 3,69%. В целом вагоностроительные заводы региона работали стабильно и в течение года наращивали выпуск продукции. Всего за 2024 год они вместе выпустили 12 546 вагонов — это 116,7% к аналогичному периоду 2023 года.
Один из самых ярких примеров, который мы отметили еще в марте этого года, — уверенные шаги вверх предприятия «Сибирь-Полиметаллы». Всего за год оно резво перепрыгнуло с 46-го на 11-е место. Предприятие вносит ключевой вклад в формирование ИПП региона в отрасли «Добыча полезных ископаемых», составивший по итогам 2024 года 125,9%.
Рост объемов добычи (продолжающийся до сих пор) был связан с разгоном мощностей по переработке руды Корбалихинского месторождения — его запустили в августе 2023 года, и освоение все еще набирает обороты. В ближайшие годы предприятие планирует выйти на производственную мощность 1,5 млн тонн руды в год
Тогда мы предположили, что по итогам 2025-го предприятие окажется уже в десятке. Учитывая, что индекс до сих пор складывается вполне положительный (в отрасли добычи металлических руд за январь-август 2025 года зафиксирован ИПП на уровне 129%), то сегодня, спустя полгода, есть шанс, что крупный игрок-добытчик потеснит кого-то из завсегдатаев топ-10.
Впрочем, около 90% ИПП в прошлом году обеспечивали именно предприятия обрабатывающих отраслей, а не добывающих. Самое большое увеличение показали направления по импортозамещению и выпуску изделий военного назначения. Поставки в другие регионы и экспорт тоже выросли по сравнению с 2023 годом.
Еще один позитивный тренд, который фиксировался в отрасли, — увеличение средней заработной платы. В обрабатывающих производствах она выросла на 23,7% и достигла 61,2 тыс. рублей к концу 2024 года, в добывающей отрасли составила 84,2 тыс. рублей (рост на 11,1%), а в энергетике увеличилась на 19,4%, достигнув 61,3 тыс. рублей.
Что происходит сейчас
Тон сегодняшнего дня в алтайской (да и не только) промышленности задает редкая ситуация: предложений на рынке больше, чем спроса. Под равнодушным взглядом охладевшей экономики производствам приходится сбавлять темпы, диверсифицироваться и вести себя едва ли не стяжательски, удерживая имеющиеся ресурсы и не думая пока о глобальном расширении.
Напомним, индекс промышленного производства за январь-август 2025 года по Алтайскому краю, как и месяцем ранее, составил 96,8%.
Если обобщить итоги первых восьми месяцев, то, по данным краевого минпромэнерго, по девяти из 28 отраслей ИПП превысил 100%, по остальным 19-ти — в минусе.
Динамика роста по отраслям
- Добывающие производства — 109,9%
- Выпуск спецодежды — 116,7%
- Электроника (бытовых электроприборов, систем пожаротушения, электронных комплектующих) — 112,4%
- Котельное оборудование — 115,6%
Отрицательная динамика
- Обрабатывающие производства — 97,3%
- Электроэнергетика и теплоснабжение — 96,4%
- Коммунальное водоснабжение и водоотведение — 77,9%
Также, как сообщили в региональном министерстве промышленности и энергетики, ниже аналогичного уровня 2024 года продолжает оставаться, например, производство прочих транспортных средств и оборудования (основной вклад вносит вагоностроение).
Это напрямую коррелирует с уменьшением количества новых регистрируемых вагонов РЖД. Также ИПП до 100% фиксируется в производстве кокса и нефтепродуктов. Эта отрасль всецело зависит от работы «Алтай-Кокса», который в свою очередь получает заказы от головной компании «НЛМК» в зависимости от ситуации на рынке металлов.
Также в отрицательной зоне находится производство резиновых и пластмассовых изделий — по причине снижения спроса на шины со стороны производителей сельскохозяйственной и специальной техники, а также ужесточения конкуренции со стороны иностранных поставщиков.
Объем выпуска товаров за январь-август достиг 553 млрд против 514 млрд рублей за аналогичный период 2024 года. Номинальный рост на 7,5% практически полностью съедается инфляцией.
Виктор Мещеряков, исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края, выступая на экспертном совете премии «Менеджер года» ИД «Алтапресс» по промышленности оценил инфляцию для промышленной продукции региона приблизительно в 11%.
Финансовый результат промышленных предприятий края за год снизился более чем на 12 млрд рублей — с 51,5 до 38 млрд (данные за июль).
Существенно выросла доля убыточных предприятий в обрабатывающем производстве — с 13,6% до 22,2%. Заметен этот рост и в производстве и распределении электрической энергии — с 72% до 78%.
В инвестициях также наблюдается спад: примерно до 80% от уровня прошлого года.
Среднемесячная зарплата выросла в среднем по краю на 19%. В обрабатывающем производстве составила 70,5 тыс. рублей, что выше средней по краю (61,5 тыс. рублей). Увеличилось и количество людей в реальном секторе — со 125,8 до 130 тыс. человек.
Ложку меда внес на экспертном совете премии «Менеджер года» заместитель министра промышленности и энергетики Алтайского края Илья Финенко:
«Добавлю немножко оптимизма. Цифры отрицать нельзя. Но в то же время надо понимать, что мы сравниваем с 2024 годом. Он был уникальный. Такого роста у нас не было никогда за один год, причем с высокой базой в позапрошлом году.
То есть мы в 2023 году выросли, потом в 2024. И сейчас идет небольшой откат. Сегодня у нас -3,2% по ИПП. Но так или иначе, все показатели у нас выше 2023 года. Поэтому нельзя говорить о том, что мы сильно упали».
Причины
Есть ряд внешних факторов, оказывающих влияние на наши предприятия, с которыми приходится только мириться. Так, сюда относятся:
1. Снижение инвестиционной активности холдингов, которые закупают у алтайских производителей энергооборудование, кабельную продукцию, спецтехнику.
2. Уменьшение объемов выпуска продукции крупными сборочными производствами страны (производители техники, грузового и легкового автотранспорта и т.д.).
Уменьшились объемы — уменьшилось количество закупаемых комплектующих. И ряд из них выпускают в Алтайском крае: топливные системы, колесные диски, шины, тормозные колодки, светотехнику и другие автокомпоненты.
Для примера: по данным маркетингового агентства НАПИ, за январь-август 2025 года продали 37,9 тыс. новых грузовых автомобилей. Это на 54% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (82,3 тыс. машин).
Продажи российских автомобилей за год упали на 25,2% (стало 16,2 тыс. единиц), и китайских, кстати, тоже — на 67,2% (стало 17,3 тыс. единиц). Если в 2024 году доля техники из Поднебесной занимала почти две трети рынка, в 2025 году она сократилась до 45,7%. Доля же российских грузовиков выросла с 26,3% до 42,7%.
3. Сложности с конкуренцией на внешних рынках, обусловленные ростом себестоимости выпускаемой продукции и укреплением курса рубля.
Что чувствуют отраслевики
Промышленники Алтайского края на экспертном совете «Менеджер года» выделили ключевые тренды этого года.
1. Замедление роста и падение прибыли
Главный тренд года — переход от бурного роста 2023-2024 годов к рецессии.
Основные причины — сокращение заказа в отдельных сегментах, снижение платежеспособного спроса населения и бизнеса, а также высокие кредитные ставки, «душащие» инвестиции.
Виталий Смокотин, генеральный директор компании «Мартика»:
Образ складывается такой: управляемое тление. Мы готовимся к еще более худшей ситуации в экономике, к еще более худшей ситуации со спросом… но к лучшей ситуации с кадрами.
2. Обострение кадрового кризиса
Проблема нехватки квалифицированных кадров остается острой. Предприятия вынуждены бороться за имеющихся высококлассных специалистов, повышая зарплаты, что дополнительно давит на себестоимость. С другой стороны, как повышать зарплату, если заказов нет? Ситуация непростая.
Многие предприятия делают ставку на собственные программы подготовки и сотрудничество с вузами, в том числе из других регионов. А иногда и стран — завод «Тонар», например, для компенсации дефицита швей продолжает использовать трудовых мигрантов из Индии.
Андрей Таран, заместитель генерального директора по общим вопросам «Сибприбормаш»:
Бийский городской колледж выпускает 800 человек в год. К нам на предприятие пришли 13. Пришло время обратить внимание как раз на СПО, на подготовку высокотехнологичных специалистов. В следующем году уже более активно все это будем делать. Технологически и по трудовым ресурсам мы сейчас находимся на плато.
3. Демпинговая экспансия китайских производителей
Это один из самых болезненных вызовов. Китайская продукция, от шин до товаров народного потребления, массово льется на российский рынок через маркетплейсы и прямые поставки, пользуясь ценовыми преимуществами.
Вячеслав Крымов, генеральный директор «Тонар плюс»:
Все мы видим на маркетплейсах, что есть большое количество товаров с поставкой с рубежа. Цены, по которым продается китайский товар, существенно ниже себестоимости производства этого товара в России. Причина в том, что товар, который заезжает таким путем, не облагается НДС. А мы все платим налоги, производя товар.
4. Вынужденная диверсификация и поиск новых рынков
В условиях кризиса предприятия вынуждены искать новые точки роста. Ряд предприятий уже ведут переговоры с новыми партнерами и запускают новые линейки.
Дмитрий Беляев, генеральный директор «Комплекс Агро»:
Если глубже посмотреть на рынок, на то, как компании строят свой маркетинг, как они строят свою продуктовую группу, насколько они адекватно реагируют на изменение рынка, можно понять одно: кто шустрее, того и тапки.
Нужно меняться, нужно начинать действовать быстрее, нужно больше включать голову. В целом по рынку мы растем — очевидно, что за счет расширения продуктовых групп, новых моделей, которые мы выпускаем. И за счет более агрессивной дилерской политики. То есть именно на территории России приходится сильнее толкаться локтями.
5. Технологическая модернизация как условие выживания
Предприятия понимают, что выход из кризиса лежит через повышение производительности труда и качества продукции. Так, ряд предприятий реализуют масштабные проекты по автоматизации. Те, которые вольготно чувствуют себя, выполняя госзаказ, уже думают о будущей диверсификации.
Антон Скоробогатов, заместитель генерального директора по административному управлению Алтайского шинного комбината:
У нас в этом году реализуются успешно два проекта, связанные с привлечением государственных денежных средств.
Первый — на денежные средства, полученные через фонд развития Алтайского края. Сумма проекта около 100 млн руб. Мы приобретаем новую линию, которая позволит автоматизировать труд наших работников и улучшить качество продукции.
Второй проект — более масштабный, с использованием средств федерального Фонда развития промышленности. Сумма проекта около 2 млрд рублей. Там целая линия оборудования, которое позволит нам приблизить наше качество к современным стандартам.
Вместо послесловия
Подводя итоги, можно отметить, что промышленность Алтайского края в 2025 году столкнулась с комплексным вызовом: резкое замедление роста после периода бума, заметное падение прибыли и усиление демпинговой конкуренции с импортом поставили многие предприятия в непростое положение.
В этих условиях ключевыми ответами бизнеса стали вынужденная диверсификация, жесткая оптимизация издержек и, что наиболее важно, — точечная технологическая модернизация как единственный способ повысить производительность в условиях продолжающейся нехватки квалифицированных специалистов.
Алтайская промышленность вынужденно переключилась на режим выживания, где главной задачей является не столько рост, сколько сохранение компетенций и ресурсов и адаптация к новой, более суровой экономической реальности. И отрасль достойно держит удар, максимально сохраняет коллективы и не поддается панике.