В большей степени ситуацию на этом рынке формирует спрос. Наиболее востребовано сейчас обучение искусству продаж и переговоров. Эти темы непреходящие: специалисты оценивают культуру барнаульских "продажников" как весьма низкую, и чтобы добиться от них более высоких показателей, компании готовы вкладываться в их обучение.
Спрос на подобного рода корпоративные тренинги на Алтае не такой высокий, как во многих других регионах. По оценке Елены Макота, директора центра кадровых решений "МАКОТА", лишь 10–15% алтайских компаний вкладываются в обучение сотрудников.
Елена Макота,
директор центра кадровых решений "МАКОТА":
В Новосибирске и других крупных городах на это достаточно большие суммы бюджетируются. И занятия там проводятся раз в квартал, а у нас часто считают, что одного раза им будет достаточно. Или занимают позицию “мы сами все знаем, мы не учимся”.
В сегменте услуг для владельцев бизнеса спрос более разнообразный. Предприниматели хотят научиться эффективнее управлять финансами, масштабировать свое дело, найти новых клиентов, достичь определенного личностного роста. Популярны и так называемые стратегические сессии, на которых формируется видение развития компании на несколько лет вперед. А вот модный еще совсем недавно тайм-менеджмент интересует людей все меньше. На смену ему пришел другой тренд — продвижение компании в интернете.
Александр Беляев,
директор консалтинговой компании "Эль-Консул":
Меня очень радует, что усилился спрос на личностное развитие, в том числе и у управленцев. Руководители начинают понимать, что если они не меняются сами, то очень сложно требовать от подчиненных более высоких показателей. Для новых результатов нужно новое поведение. Тренинг и отличается от других форм обучения тем, что он направлен именно на действие.
Звезды и иностранцы
Игроки местного рынка признают: авторитет алтайских тренеров в регионе невысок. "Новосибирских тренеров ценят больше. Считается, что приезжие специалисты более компетентны. Часто приходится с таким убеждением сталкиваться, — говорит Александр Беляев. — Отчасти его сформировали сами консалтингово-тренерские компании: многим было проще продать привозного эксперта. Зачем заморачиваться, если можно просто ставить в вывеске какую-то известную фамилию и собирать деньги на кассе?" Это подтверждает и барнаульский бизнес-тренер Денис Матис. По его словам, в других регионах за те же самые тренинги ему платят больше, чем в Алтайском крае.
Привезти московского или питерского бизнес-тренера в Барнаул нетрудно, они достаточно легко соглашаются на поездки в провинцию. Но стоимость услуг звезд этого рынка такова, что собрать желающих отдать за одно- или двухдневный курс несколько десятков тысяч рублей бывает достаточно сложно. "Они просят заоблачные гонорары — от 250 тыс. рублей в день плюс перелет бизнес-классом, проживание в люксе и соответствующее питание, — рассказывает Елена Макота. — Окупить такие затраты очень сложно". Однако все равно звезды в Барнаул время от времени приезжают. В том числе — лучший бизнес-тренер России по версиям разных рейтингов Радислав Гандапас.
Несколько лет назад в регионе наблюдалась мода на иностранных специалистов. Теперь к ним обращаются реже. "Определенная потребность в зарубежных тренерах есть, но приходит понимание, что у российского бизнеса есть определенная специфика и иностранцы чаще всего вообще ее не знают и говорят совершенно неприменимые здесь вещи, — делится наблюдением Денис Матис. — Их приглашают, но нужно уметь анализировать и правильно применять полученную от них информацию".
Профессионалы и шарлатаны
Инфобизнес многим кажется привлекательной нишей для стартапа. Для входа на этот рынок вложений практически не требуется. Поэтому ежегодно в крае появляются десятки неопытных и некомпетентных бизнес-тренеров. В целом на рынке это сказывается пагубно, ведь от неквалифицированных услуг дилетантов страдает репутация всей отрасли. "Есть компании, которые давно работают на рынке, повышают качество услуг, держат обратную связь и пытаются сформировать цивилизованный рынок. Но сейчас почти каждый считает, что он может быть бизнес-тренером или маркетологом, — рассуждает Елена Макота. — Например, в этой среде появилось много психологов. За психологическую консультацию платят мало, а с бизнеса можно получить аж на тысячу рублей больше. Своих клиентов они находят — тех, кто верит в чудеса и хочет задешево получить эффект. Но так не бывает. Чтобы тренер давал результат, он сам должен огромные суммы вкладывать в свою компетенцию".
В обществе уже сформировалось представление о тренингах как о виде некоего шарлатанства. В большей степени его подпитывают негативные отзывы побывавших на занятиях людей. "Они попали не к тем специалистам, — уверен Денис Матис. — И с таким опытом они, к сожалению, к грамотному специалисту вряд ли уже попадут". И речь идет не только о местных тренерах, но и о приезжих. "Мне в декабре говорили: “Что ты мне предлагаешь какого-то москвича за 15 тысяч?”, — рассказывает Максим Соболев, руководитель компании “АТМ”, которая привозит в Барнаул московских экспертов “Центральной тренинговой компании”. — Вот я ходил за три тысячи — полный зал, приехал красавчик из Москвы, собрал с нас по 25 вариантов бизнес-идей, положил эти листочки в карман и уехал. Я как зашел пустой, так и вышел пустой да еще с чувством, что меня обокрали". Сам Соболев признается, что в свое время потратил много денег на "раскрученных" тренеров и теперь жалеет об этом.
При выборе бизнес-тренера специалисты рекомендуют обратиться за отзывами к людям или компаниям, которые уже прошли у него обучение, или побывать на пробном мастер-классе. Нередко тренеры проводят демонстрационные занятия продолжительностью от 15 минут до часа. Часто этого времени бывает достаточно, чтобы понять, насколько специалист компетентен.
Владимир Парыгин,
менеджер по развитию бизнеса банка "Хоум Кредит":
Каждый тренинг — не лишний, потому что все забывается и освежать знания и мотивацию бывает полезно.
В своей карьере он прошел несколько десятков различных тренингов. "Полученные знания необходимо применять в течение 21 дня сразу после занятий, чтобы они перерастали в навыки и умения. Но часто бывает, что они не под каждую ситуацию не подходят и человек, как правило, все забывает. И потраченные компанией деньги уходят впустую", — говорит он.
Рост еще будет
Большинство участников рынка сходятся во мнении, что хотя за последние годы потребитель стал разборчивее и к выбору тренингов подходит теперь основательнее, рынок инфобизнеса постоянно растет и будет расти ближайшие годы. По оценке Александра Беляева, емкости рынка спокойно хватит, чтобы на нем появлялись две-три новые компании в год.
Увеличивается и стоимость бизнес-тренингов. По оценке Максима Соболева, за последние пару лет ценник на такое образование удвоился. Однако вырос и спрос. Как отмечают участники рынка, во многом этому способствовала популярность федеральной программы "Ты — предприниматель" и сообщества "Бизнес — Молодости".
Элинна Татарникова,
организатор “Бизнес Молодости” в Барнауле:
На бесплатные мастер-классы по программе “Ты — предприниматель” записывается достаточно много людей. “Подсев” там на тренинги, оттуда они идут к нам. И если год назад заплатить 20 тыс. рублей за два месяца интенсивного обучения казалось странным, то сейчас это нормально. Чувствуется, что отношение к тренингам поменялось.
Рынок в цифрах
- 56 компаний в Барнауле проводят разного рода бизнес-тренинги и семинары
- От 1,5 до 12 тыс. рублей стоит билет на дневное занятие у алтайских бизнес-тренеров.
- От 500 до 6 тыс. рублей стоит час групповых корпоративных занятий у местных специалистов.
- 15 тыс. рублей — средняя стоимость одного билета на тренинг или мастер-класс эксперта из других регионов России
- От 20 тыс. рублей стоит двухмесячный обучающий курс "Коучинг" в "Бизнес Молодости".
- От 500 тыс. рублей в день берет за выездные занятия бизнес-тренер Радислав Гандапас.
Чему можно научиться на тренингах в Барнауле? Топ-10 тем по версии "Свободного курса"
- Эффективные продажи. Повышение эффективности работы специалистов по продажам.
- Переговоры. Особое внимание уделяется телефонным переговорам.
- Маркетинг. Технологии и принципы. Как правильно покупать рекламу.
- Мотивация. Как повысить эффективность работы персонала.
- Управление компанией. Развитие эффективных управленческих навыков руководителя.
- Командообразование. Как повысить эффективность командного взаимодействия.
- Личная эффективность. Лидерство, харизма, риторика, стрессоустойчивость, креативное мышление и т. д.
- Работа с финансами. Грамотное управление бюджетом организации.
- Тренинги для начинающих предпринимателей. Как найти свою нишу, ИП или ООО, поиск клиентов и т. д.
- НЛП (нейро-лингвистическое программирование) практики для бизнеса
Самое важное - в нашем Telegram-канале