Ситуация предсказуемая
Форум собрал более 150 участников, представляющих различные компании зерновой отрасли.
«Уборочная еще в разгаре. На большей части России она уже завершена. В этот период мы можем узнать предварительные балансы по европейской части России и по мировому рынку, проанализировать их. Это отличная возможность понять, какие перспективы, какие опасности нас ждут», - сказал в приветственном слове президент Союза зернопереработчиков Алтая, председатель совета директоров Сибирского Зернового консорциума, генеральный директор компании «Грана» Валерий Гачман.
Традиционно оценку зерновому рынку России и в Сибири в частности, дал директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. В своем докладе «Старт и перспективы зернового года 2025-2026» он акцентировал внимание на сокращении посевных площадей под зерновые, которые в целом по стране упали на 5%, а по Алтайскому краю – на все 11%.
Эту ситуацию он называет закономерной. Цена, пошлины, квотирование сыграли в этом плане свою роль, и сельхозпроизводители стали массово перекраивать посевы.
Но несмотря на сокращение площадей, Сибирь вновь демонстрирует рекордную урожайность по зерновым. Но вот цены, которые предлагает рынок, а они, со слов Петриченко, уже ниже прошлогодних, явно не вызывают интереса к этой культуре у аграриев.
«Пшеницу 4-го класса элеваторы опустили до 9 рублей, пятого класса – до 8 рублей. Если из этой цены отнять доставку и НДС, то остается 5,6 рубля. Мы уголь покупаем по такой цене», - прокомментировал ситуацию директор «Алтайской продовольственной компании» Александр Балаков.
Ценники под вопросом
Аграрии последние несколько лет делают ставку на масличные, но «выстрелят» ли они – покажет урожайность, качество и рынок, в первую очередь экспортный. Например, для переработки подсолнечника в Алтайском крае не хватает собственных мощностей, и сельхозпроизводителям, скорее всего, не стоит рассчитывать на ту цену реализации, которая складывалась на прошлогодний урожай, когда «подгорел» юг России.
«Индекс маржи переработчиков подсолнечника в уходящем сезоне был безобразно низким. Они давали очень высокую цену за подсолнечник-сырье в соотношении цен, по которым реализовывали масло и шрот. Низкая рентабельность приводит к закрытию предприятий, а соответственно, к снижению внутреннего спроса на сырье. Это нездоровая ситуация», - считает Петриченко.
Что касается рапса, то, по данным эксперта, цена на него начинает подниматься. Это, скорее всего, связано со слабыми темпами его уборки в Сибири. Позитивные ценовые прогнозы он дал относительно сои. Они связаны со снижением мировых запасов и повышением спроса. Плюсом возвращается импорт Китая, который составляет 60% по поставкам.
По скромным подсчетам, Россия произведет 1 млн 630 тыс. тонн масличного льна. Это рекорд урожая 2022 года. «Встает вопрос: куда все это девать? Сможем ли мы выполнить этот экспортный потенциал? Россию ожидает мощный профицит льна, и сложно сказать, как его переварит рынок», - отмечает Петриченко.
Главный производитель масличного льна в стране – это Сибирский федеральный округ – более 500 тыс. тонн. Алтайский край производит 235 тыс. тонн.
«То, что цена на эту культуру в Сибири уже упала на 30 тыс. рублей, – это естественная реакция. Она еще пойдет вниз. Насколько будет лен рентабельным – вопрос. Однозначно уже не будет 40-45 тыс. рублей, которые были в хорошие времена», - считает эксперт.
Сядем на горохе
С обзором ситуации с чечевицей, горохом, нутом и другими бобовыми культурами, на которые аграрии также делают ставку, на форуме выступил руководитель RussianPulsesAnalytics Сергей Плужников. Свой доклад он начал с рынков, которые потеряла Россия, причем не по ее инициативе.
«Отвалился европейский рынок – это около 500 тыс. тонн. В ЕС Франция становится производителем гороха номер два, уступив Германии. В 2023 году почти 900 тыс. тонн чечевицы покупала Турция. Но не стоит рассчитывать, что это только наш рынок сбыта, и они от нас никуда не денутся. Денутся. Если упустим контакт, пойдут в Канаду, Казахстан и другие страны, поскольку рынок очень конкурентный», - отметил эксперт.
Он добавил, что Канада из года в год производит 2,5 млн тонн чечевицы. Австралия имеет перспективу собрать 1,7 млн тонн красной чечевицы.
«Реалии в том, что против нас на чечевичном рынке играет команда жестких профессионалов. Этот бой будет тяжелым. Нужно играть в командную игру», - призвал Плужников.
Одна из ключевых проблем, повлиявшая на цену, с его слов - это переизбыток производства зернобобовых, в том числе гороха. В 2023 году урожай этой культуры составил 4,7 млн тонн, в том сезоне вывезли 3,1 млн тонн гороха.
«Но тогда был огромный провал в Канаде по всему – пшенице, гороху, рапсу и льну. Это был подарок для всех. Тогда был мощный экспорт. Будет ли реально отэкспортировать сейчас столько, сколько нужно? Вряд ли. Значит, будут большие переходящие запасы гороха, это будет давить на цену. В прошлом сезоне она поднялась до 22-26 тыс. рублей за тонну, а сейчас упала до 15-16 тыс. и реально дальнейшее снижение», - ранее отмечал в своем докладе Петриченко.
Что у соседей
Важную роль в цене и экспорте сельхозпродукции для всей Сибири играет ситуация в соседнем Казахстане. О том, какой урожай зерновых ожидается там, рассказал представитель Зернового союза Республики Евгений Карабанов.
Из его доклада следует, что посевные площади под пшеницей в Казахстане уменьшились на 6,1% (на 800 тыс. га), под ячменем – показали небольшой рост. Зато отмечен резкий рост посевных под бобовыми (в 1,6 раза) и под масличными (на 45%).
Прогноз урожайности хороший, не меньше уровня прошлого года, причем по всем культурам: зерновым, бобовым, масличным. Хотя, добавил Карабанов, как и в Сибири, многое зависит от погоды. Убран уже 41% посевов, собрано 9,6 млн тонн. Средняя урожайность по зерновым 14,6 ц/га.
«В 2024 году большой урожай привел к активизации экспорта, - отметил эксперт. - Дальние транзитные направления субсидировались. Общая сумма субсидий составила 40 млрд тенге, это позволило вывезти 1,6 млн тонн.
Появились такие направления по пшенице, которых не было давно или не было вообще: Алжир, Норвегия, Марокко, Нидерланды, Вьетнам. Рекордный объем ушел в Азербайджан. На сегодня по экспорту мы уже подходим к рекорду 2022-2023 годов. Наша оценка экспорта пшеницы и всей муки в зерновом эквиваленте в 2024-2025 маркетинговом году – 11,9 млн тонн, в том числе пшеницы - 7 млн 700 тыс. тонн».
Карабанов признает, что в Казахстане собрано много пшеницы с низкой клейковиной и белка. В большой массе – это фураж. Так что будет потребность в качественной пшенице. А во второй половине сезона мы увидим импорт фуражной пшеницы. В целом импорт из РФ в текущем маркетинговом году Зерновой союз Казахстана оценивает в пределах 1,5 млн тонн.