Высочайшая конкуренция
— Условия работы строительного бизнеса радикально поменялись. Как повлияло на рынок охлаждение ипотеки?
— Охлаждение ипотеки затормозило продажу квартир, а темпы продаж — это одна из контролируемых ковенант при проектном финансировании, которая заложена в бизнес-модель.
Кроме того, соотношение денежных остатков на счетах эскроу, которые зачисляются от продажи квартир, напрямую влияет на процентную ставку по кредитованию застройщика. При определенном соотношении ставка может составлять всего 0,01 % годовых. Поэтому конкуренция за покупателей на рынке жилья сейчас высокая как никогда.
При этом мы видим темпы продаж и темпы строительства и можем подтвердить: бизнес готов продолжать строить. Со своей стороны Альфа-Банк всегда без задержек выдавал транши на проектное финансирование, даже тогда, когда повышалась ключевая ставка. А это значит, что застройщики всегда своевременно могут рассчитаться по своим обязательствам.
— Как в новых условиях идет строительство ЖК «Современник» и ЖК «Прайм»*, которые финансирует Альфа-Банк?
— Застройщики соблюдают темпы строительства и темпы продаж согласно бизнес-плану.
— Статистика показывает, что ипотека все же остается востребованной. О каких суммах идет речь?
— Наиболее востребована «Семейная ипотека». Основные ее преимущества — сниженные процентные ставки и возможность получения дополнительных субсидий.
Интерес к ней растет. Так, в 2023 году Альфа-Банк в Алтайском крае выдал 172 «семейные ипотеки» на 699 млн рублей, в 2024‑м — 245 кредитов на 1,18 млрд рублей. За первые пять месяцев 2025 года — 103 кредита на 471 млн.
В целом Альфа-Банк занимает одну из лидирующих позиций по объемам выдачи ипотечных кредитов в регионе. В 2024 году мы выдали кредитов на 2,281 млрд рублей, за первые четыре месяца 2025-го — на 372 млн.
Гибкие решения
— По мнению ряда застройщиков, проектное финансирование не позволяет оперативно корректировать цены, когда того требует рыночная ситуация. Вы с этим согласны?
— В бизнес-плане действительно заложена цена, ниже которой застройщик не должен реализовывать квартиры. Однако это — средняя цена продажи по объекту за квартал. То есть застройщик может установить стоимость квартиры в моменте ниже, чем зафиксировано в бизнес-модели (например, проводить акционные распродажи). Главное, чтобы средняя цена за квартал по всем продажам была не меньше указанной в бизнес-плане.
На практике средней цены, заложенной в бизнес-модели проекта, достаточно, чтобы застройщики могли гибко подойти к быстрым продажам с интересным ценовым предложением.
Между тем у застройщиков возникает еще один вопрос: при повышении себестоимости строительства необходимо оперативно увеличить бюджет проекта. И в этой ситуации Альфа-Банк быстро анализирует и просчитывает новую модель и выходит на комитет. На текущий день все запрошенные застройщиком изменения были одобрены.
Работа на опережение
— Несмотря на трудности на рынке, строительство и капремонт поликлиник, школ, ФАПов и других соцобъектов продолжаются, и весьма активно. Какие продукты Альфа-Банка здесь интересны?
— В первую очередь банковские гарантии на разные цели: для участия в тендере, исполнения контракта, возврата аванса и другого. Основное преимущество банковских гарантий Альфа-Банка — это скорость, гибкость и индивидуальный подход. Банк предлагает разные виды гарантий и исходит из реальной потребности бизнеса в целом, работая на опережение.
Возможно также кредитование на строительство объектов. Интересным продуктом является и аккредитив, где оплата производится против подтверждающих документов.
Крепкая репутация
— Эксперты не раз отмечали клиентский сервис Альфа-Банка. А что это такое качественный сервис?
— Наш суперсервис — это конкурентное преимущество Альфа-Банка. Клиентский сервис — это стратегический элемент, который формирует имидж, обеспечивает высокую степень доверия клиентов и влияет на успех.
Для поддержания высокого уровня сервиса нужен постоянный контроль качества услуг, индивидуальный подход к каждому клиенту и готовность работать над ошибками ради их устранения. Мы постоянно совершенствуем мобильное приложение и продуктовую линейку, реагируя на изменения рынка.
В конечном итоге именно удовлетворенность клиентов становится основным критерием оценки успешности бизнеса в мире финансовых услуг — чем выше она, тем крепче репутация банка на рынке. Следуя этим принципам, нам удается не только сохранить существующих клиентов, но и привлечь новых.
Генеральная лицензия Банка России № 1326 от 16 января 2015 г.
* Проектные декларации на сайте наш.дом.рф.





