Экономика

Наталья Пашаева рассказала о том, как превратить цветы в деньги

Год назад почти в самом центре Барнаула открылся крупнейший в Сибири цветочно-флористический центр "Соцветие". Скептики прочили ему незавидную участь, однако пессимистичные прогнозы не подтвердились. Цветочный бизнес предпринимателя Али Пашаева процветает. Начав в середине восьмидесятых с продавца роз в небольшом киоске, он не только обрел мечту, но и подключил к ее воплощению всю семью. Наталья Пашаева, старшая дочь предпринимателя и ведущий специалист компании, рассказала о том, как в бетонной пустыне города построить свой маленький оазис.

Наталья Пашаева, ведущий специалист компании "Соцветие".
Наталья Пашаева, ведущий специалист компании "Соцветие".
Анна Зайкова

— Наталья, что собой представляет "Соцветие" помимо внушительных торговых площадей? В чем его уникальность?

— Наш центр занимает сразу несколько ниш цветочного бизнеса. Во-первых, мы являемся прямыми поставщиками цветов из Голландии, Эквадора, Израиля и других стран мира, выполняя функцию известного на местном рынке оптового центра. Во-вторых, на наших площадях располагаются сразу два отдела: цветочно-флористический (1-й этаж) и садовый (2-й этаж). На первом этаже можно приобрести не только срезанные цветы, композиции и комнатные растения, но и эксклюзивные подарки, сувениры ручной работы, дизайнерские вазы, кашпо и многое другое. Садовый центр предлагает огромный ассортимент товара, который поможет создать красивый летний участок.

— Как родилась столь амбициозная идея?

— Я знаю эту историю скорее как слушатель. Папа начинал, что называется, с нуля: в середине восьмидесятых друг попросил его помочь — поработать продавцом цветов. Он согласился и полюбил это дело. Позже начал сам покупать цветы в Новосибирске и работать как индивидуальный предприниматель. Постепенно наращивал масштабы, перешел на оптовую торговлю, не оставляя при этом розницы. Так родилась мечта: построить центр, объединяющий оба направления работы. Хотелось сделать что-то красивое, чтобы каждый человек мог прийти и, даже не покупая ничего, просто погулять среди цветов, полюбоваться ими, получить эстетическое удовольствие. В общем, открытию "Соцветия" предшествовал долгий кропотливый труд длиной в 20 лет.

— Как к бизнесу подключились вы?

— Мы все всегда помогали отцу, поддерживали. Я отучилась на клинического психолога в АлтГУ и столкнулась с трудностями при трудоустройстве. А папе требовался специалист по закупу комнатных растений, он попросил помочь, и я решила попробовать. Магазина тогда не было — мы работали по разным складам. Отдельно был срез, отдельно — комнатные цветы.

Я согласилась и стала учиться всему на месте. Это была хорошая школа, потому что, пока ты не будешь знать, как поливать эти цветочки, какой объем солнечного света нужен каждому, ты не сможешь руководить таким огромным бизнесом. Так что… Я подметала пол на складе, ходила в грязной одежде, с потрескавшимися до крови руками, с поломанными ногтями. Поливала и пересаживала цветы, таскала тяжеленные полеты. И это нормально. Так и должно быть. Чему бы я научилась, посади он меня сразу в чистый офис к документам? Сейчас я занимаюсь закупками, вникаю во все тонкости и, кстати, получаю второе высшее — экономическое.

Цветы — дело тонкое

— Появляются ли на рынке новаторы?

— Мне кажется, в нашем деле сложно изобрести что-то новое. Это как велосипед: конструкция одна и та же — тюнинг разный. Как и в любом бизнесе, в цветочном предпринимателей отличают друг от друга главным образом объемы и ассортимент, все остальное — маркетинг. Кто на что горазд. Есть магазины, есть небольшие отделы. До сих пор, кстати, в городе работает много продавцов, которые приходят к нам, покупают пачку роз и продают их, например, на речном вокзале. Они иной раз даже больше реализуют, чем небольшие цветочные отделы. Многие, глядя на них, думают, что цветочный бизнес — очень легкий. Действительно, казалось бы, что проще? Но нет. На самом деле очень легко на этом обжигаются: легкомысленные люди вкладывают деньги и прогорают. Цветы — сложное и рискованное предприятие. Ими нужно болеть, их нужно любить, за ними нужно уметь ухаживать. Но, пожалуй, я говорю общие вещи — это всякого дела касается.

— Из чего складывается цена одного цветка?

— Допустим, один цветок стоит рубль. Для того чтобы его перевезти, нужен еще рубль. Плюс затраты на таможне, фитоконтроль и наша небольшая наценка. Вот вам и цветочек.

— Цветок — очень хрупкое создание. Как минимизировать потери при транспортировке?

— Потери действительно есть. Важно, чтобы цветы не отпотели, не отсырели, не замерзли, не сгорели и так далее. Ничего не должно сотрясаться, биться, мяться. Но не зря Голландия вот уже 100 лет — цветочная империя. У них все налажено: подобран специальный упаковочный материал, утеплители и прочее. Срез перевозят только в холодильных машинах с заданной температурой и в специальной упаковке. Для каждого вида — свои условия. Хотя, конечно, нужно знать и соблюдать множество тонкостей. Потери составляют в среднем от трех до пяти процентов.

Цветочная держава

— Мне кажется, для вас очень актуальна еще и кадровая проблема. Так ли это?

— Да, в начале этот вопрос стоял очень остро, но репутация отца, условия работы, которые он создал, организация рабочих мест помогли нам сформировать сплоченную и профессиональную команду. Кадровая политика компании направлена на постоянный профессиональный рост: в начале июня мы организовывали мастер-классы флористов из Голландии, принимали участие в открытом чемпионате Сибири по профессиональной флористике, где завоевали приз зрительских симпатий, также мы отправляем наших флористов на ежегодные выставки цветов, проходящие в Москве.

— Техника тоже наверняка не менее объемная статья расходов…

— Мы уделили этому очень большое внимание. Первое, что было завезено в магазин, — итальянское оборудование. У нас все максимально автоматизировано.

— А какие тенденции в цветочной индустрии сегодня?

— В Европе сейчас в моде короткие букетики и минимум упаковки. Наши голландские партнеры, приехав в Барнаул, проехались по магазинам и пришли в недоумение. У нас, по их словам, продают упаковку, а не цветок. Так оно и есть, по большому счету. Причем людям это очень нравится, это многие просят… Мы стараемся постепенно прививать клиентам европейский вкус, новые стандарты. Радует, что это находит отклик. Покупатели заказывают новые, стильные букеты. Наши флористы стараются придумывать какие-то фишечки.

— Вы завозите цветы со всего мира, и все-таки кто основные поставщики?

— Голландия, безусловно. Это страна, где выращивают самые качественные, самые дорогие цветы. В этом году голландцы отметили столетие своей цветочной державы — городка Flowerholland. Если снести все строения в Барнауле и засадить его теплицами — получится нечто похожее. Я была в восторге, когда увидела. Они поставляют цветы по всему миру, при этом 70% забирает Россия. Не знаю, с чем это связано.

— Расскажите подробнее о цветочой державе.

— В центре города стоит огромнейшее здание, где каждый день проходят аукционы. Менеджеры фирм-поставщиков покупают цветы у садовников и продают дальше по всему миру. Я побывала и на местных плантациях, где выращивают хризантемы. На огромной площади работает всего три человека. Остальное выполняют автоматы: они срезают цветок, отправляют его на конвейер под землю, цветок выходит на ленте, садовнику нужно лишь запаковать его в целлофан и коробку. Ночью приезжает фургон и забирает цветы.

— Как налаживались контакты с голландцами?

— На самом деле это не так сложно. Особенно сегодня, когда есть целая масса средств коммуникации: Интернет, телефон, скайп... К тому же люди, работающие в данной сфере не один год, хорошо знают нашу фамилию. Мы порядочные парт­неры, и поставщики это ценят.

— Чем сложнее заниматься: срезом или комнатными растениями?

— С комнатными сложнее эмоционально. Каждое утро их нужно осмотреть, подщипать и прочее. Каждый день иду через зал, проглядываю. Со срезом тяжелее в другом отношении: объемы там другие, нужно больше нюансов учитывать.

— Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям?

— Не бояться никакой работы. Я убеждена: пока по локоть не засучишь рукава, пока не научишься мыть пол в своем здании, никогда это здание не построишь. Невозможно управлять махиной, не зная, что находится внутри. Если ты ни разу не подметал за цветами пол, не падал, поскользнувшись на этих гнилых соцветиях, ты скорее всего ничего не поймешь.

— Кем хотела стать в детстве?

— Парикмахером.

— Любимый цветок

— Гортензия.

— Настольная книга

— Справочник комнатных растений.

— Где бы хотела побывать?

— В Монако.

— Можешь ли сама составить букет?

— Самый простой...

Досье

Наталья Пашаева родилась 22 ноября 1987 года в Барнауле. Окончила факультет психологии и философии АлтГУ по специальности "Клиническая психология". Хобби — путешествия. Не замужем.

Факт

Торгово-выставочный центр "Соцветие" открылся 4 октября 2012 года. Торговые площади магазина составляют 600 кв. метров. Аналогов ему нет во всей Сибири.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость