Хобби бывших невест
И действительно: опрос молодоженов последних лет говорит именно о такой разнице. Так, в 2011 году работа фотографа в течение всего дня с последующей обработкой снимков стоила от 12 тыс. рублей, в конце 2014 года — от 5 тыс. рублей. Фотограф Юлия Давыдова считает, что демпинг — вполне оправданная мера, но только для новичков. "Все когда-то начинали, и если мало опыта, то и цена должна быть соответствующей. Но плохо не то, что они снимают дешево, некачественно, а что они сразу именуют себя профессионалами". Эксперты отмечают, что фотографы такого типа редко выходят за пределы нижнего ценового сегмента бытовой съемки. "Не стоит забывать, что профессиональный фотоаппарат не значит профессиональный фотограф. И большинство тех, у кого качество работ под вопросом, в лучшем случае остаются на уровне бюджетных свадеб. И только самые целеустремленные развиваются и со временем становятся узнаваемыми", — уверен руководитель компании ASP Film Анатолий Коваль.
Остановись, мгновенье
По мнению экспертов, люди довольно быстро становятся грамотными заказчиками благодаря "насмотренности" в глобальной сети на работы гуру фотографии с мировыми именами. Заказчики берут с таких снимков идеи и требуют с местных мастеров аналогичного качества. При этом требовательность бывает разная. Нередко она формулируется в "хочу, чтобы было круто". И тогда, как говорит Анатолий Коваль, начинаются "пляски с бубном". Фотограф Кирилл Бабий считает, что такой подход с опытом исчезает. "С каждой фотосессией у профессионального фотографа заказчик совершенствуется и учится четко ставить задачу". А еще заказчики входят во вкус и существенно расширяют перечень жанров коммерческих фотографов. Если лет пять назад рынок ограничивался свадьбами, корпоративами, рекламой и портретной съемкой, то сегодня востребованы семейные фотосессии, съемки новорожденных и домашних питомцев и т. д. "Приходит понимание мимолетности момента, его ценности. И люди стремятся сохранить его на снимке, что меняет сам рынок фотоуслуг", — говорит Давыдова.
Пофотал — и свободен
Так или иначе, а эксперты уверены: профессионалы не останутся ни без клиентов, ни без достойных заработков, в частности, это видение относится к среднему и верхнему сегментам рынка. При этом заказчикам следует подготовиться к повышению стоимости работ фотографов. "Последние пару лет можно было, обновляя технику, держать цены на одном уровне. Но в этом году, учитывая рост цен на оборудование, придется проиндексировать стоимость на 15–20%", — сообщил Анатолий Коваль. Также специалисты планируют зарабатывать больше за счет растущего мастерства. "Цены растут как соответственно темпу инфляции, так и соразмерно профессиональному совершенствованию", — уверен Кирилл Бабий.
Некоторые участники рынка не исключают и обратного сценария: в отрасль придет еще больше непрофессионалов, которые в новых экономических реалиях обратятся к фотографии как к возможности хоть как-то заработать на жизнь. Обладателей такого мнения немного. Но даже если сбудется их пессимистический прогноз и рынок коммерческой фотографии захлестнет новая волна дилетантов, вряд ли стоит ожидать существенной паники "на борту": в конце концов, как гласит профессиональная шутка, фотографы — это единственные люди, которые рады негативу.
Мнения экспертов
Рекламная фотография не вступает в кризис
Если бытовые съемки дешевеют благодаря орде фотографов-однодневок, то рекламные проекты стали менее рентабельными и востребованными по иным причинам. Об этом "СК" рассказал руководитель студии "Авторитет" Владимир Вдовин:
Вымывание с рынка средних предприятий, отсутствие конкуренции у крупных привело к снижению цен на рекламную фотографию, а затем и к падению спроса как такового. Свой вклад в ситуацию вносят и корпоративные специалисты по рекламе, которых учат продавать только за счет акций и скидок, а о правильной визуальной подаче предприятия или продукта задумываются только перед выставкой. Отсюда имеем достаточно низкий уровень визуальной культуры у компаний, чему способствует и популяризация фотобанков, в ряде случаев полностью замещающих оригинальные фотографии предприятий для сайтов и полиграфической продукции.
Многие заказчики недооценивают роль хорошей фотографии, не видят ее конечный результат в виде повышения прибыли компании. Сегодняшний тренд мимолетности бизнеса, возможно, просто не позволяет компаниям смотреть так далеко и под таким углом: завтра будет другое событие, другой продукт, другой бренд. И поэтому нужен максимальный результат за короткий срок и, конечно, подешевле. Однако нельзя сказать, что рекламная фотография даже на таком ограниченном рынке, как Алтайский край, вступает в кризисную фазу. По-прежнему есть заказчики, у которых процесс фотографирования производства или продукции продумывается на квартал или год и вставляется в график работы. Есть компании, над фотопроектами которых работает не один фотограф, а большая творческая бригада, и результаты этого труда в конечном счете ощутимо сказываются на прибыльности заказчика — иначе не было бы в истории местной рекламной фотографии партнерств, длящихся 10–15 лет.
Мы оцениваем качество с точки зрения достижения эффекта
Фотографы часто сетуют, что заказчики ориентируются прежде всего на стоимость работ. Однако у клиентской стороны несколько иной взгляд: нередко решающим фактором бизнес называет портфолио фотографов. Вот что об этом говорит ведущий маркетолог сети фитнес-клубов "Сафари" Юлия Герасименя:
В первые годы работы сети у нас не было сложных постановочных фотопроектов, серьезных задач для фотографов. В основном нам было необходимо снимать внутриклубные мероприятия, и никаких особенных требований к этим работам мы не предъявляли. Но когда сеть вошла в новую фазу развития, у нас возросли требования, появились куда более серьезные цели в части презентации клубов, в том числе и посредством фотографии. Те ребята, которые делали репортажи с мероприятий, не могли решить эти задачи, и перед нами встала проблема выбора действительно профессионального подрядчика для имиджевых и рекламных проектов. Нельзя сказать, что это был чрезвычайно сложный и длительный процесс: в Барнауле хорошо развит рынок, представлены как универсалы, так и специалисты в конкретных направлениях. Мы ориентировались на портфолио: нам было важно найти многогранного мастера, успешно работающего в разных жанрах и при этом любящего экспериментировать. Довольно быстро мы остановили свой выбор на одной из студий и не пожалели: фотограф прекрасно понимает наши цели и умеет найти пути их достижения. При этом мы оцениваем результат работы фотографа не с позиции "красиво — не красиво", а с точки зрения достижения эффекта: реакция клиентской аудитории является хорошим индикатором. Выбранный нами специалист, кроме технического профессионализма, обладает важными, на наш взгляд, качествами: умеет расположить к себе, со?здать комфортную атмосферу во время фотосессии, подобрать наиболее удачный рисунок снимка и относится к своей работе с душой. Я считаю, если фотограф не умеет этого делать, ни многолетний опыт человека, ни самая современная аппаратура не даст заказчику максимального эффекта.
Рынок в цифрах
- 372 фотографа в Алтайском крае предлагают услуги в направлении бытовой фотосъемки, таковы данные профильных каталогов и информации в социальных сетях.
- Более 50 фотостудий в Барнауле предлагают свои интерьеры и оборудование.
- От 5 до 30 тыс. рублей стоит в Алтайском крае съемка полного свадебного дня с последующей обработкой отобранного заказчиком пакета фотографий.
- От 5 до 15 тыс. рублей платят компании за съемку своих корпоративных праздников.
- 4–5 лет — средний стаж фотографов, работающих в Барнауле в среднем ценовом сегменте.
- От 60 рублей стоят снимки в фотобанках.
- От 200 до 4 500 рублей за позицию стоит в Барнауле студийная предметная съемка.
- От 80 до 700 тыс. рублей стоит комплект аппаратуры, находящейся на вооружении у большинства фотографов, специализирующихся на бытовой коммерческой съемке.
- 3–4 года — срок службы профессионального оборудования (камера и вспышка) у востребованного фотографа.
Как формируется стоимость
Фотографы формируют свой прайс-лист, учитывая все нюансы трудозатрат и накладные расходы. В частности, на итоговую цену влияют время работы, амортизация оборудования, транспортные расходы, привлечение смежных специалистов (стилиста, декоратора, визажиста и пр.), аренда студии и при необходимости стоимость печати снимков. Эти параметры поддаются точному обсчету, в отличие от ряда других, оцениваемых совершенно субъективно. К таким можно отнести срочность выполнения заказа (особые обстоятельства могут обойтись заказчику втрое дороже), сезонный фактор, риски работы и ее сложность. Так или иначе, фотографы в Алтайском крае стараются придерживаться цен, обеспечивающих им от 5% до 30% рентабельности, — в зависимости от уровня мастерства, специализации фотографа, его географической принадлежности и особенностей сезона.
При выборе фотографа эксперты рекомендуют заказчикам внимательно изучать портфолио мастеров.
Факт
215 тыс. рублей — цена самого дорогого фотопроекта, выполненного в Барнауле в 2014 году. Это были съемки для корпоративного календаря крупной российской компании.
Самое важное - в нашем Telegram-канале