Экономика

Нелишний бюрократизм. Почему передача коммунальных услуг частникам не приводит к улучшению обслуживания?

Передача коммунальных предприятий частным компаниям в Барнауле началась чуть больше двух лет назад. Однако придя в коммунальную сферу, частные операторы (как некогда муниципальные) сразу же заговорили о вечном — о нехватке денег. Более того, в некоторых случаях их обещания сделать мощные инвестиции и повысить качество обслуживания так и остались обещаниями. Какая же, спрашивается, разница?

Как и раньше, мы не знаем, сколько труб или проводов заменили компании на наши деньги. С нами, жильцами, не заключают договор, в котором были бы прописаны наши и их права и обязанности. Признаюсь вам по секрету: я даже не имею ни малейшего понятия, о чем эти подрядчики договорились с мэрией, взяв в управление тепловое, электросетевое и прочее хозяйство. А вы? Но, как оказалось, этих проблем можно

было бы избежать.

Дело в договоре

Власти (и не только российские — проблема-то типичная) зачастую не понимают: основа успеха подобных проектов — ясный и подробный долгосрочный договор между городом и частным подрядчиком. В договоре должны быть прописаны все параметры, которых необходимо достигнуть за те деньги, которые будут выплачены частному подрядчику.

— В Индии, где наша фирма разрабатывала подобный проект для строительства и эксплуатации дорог, в договоре был указан даже материал, который будет

использоваться на различных пластах дорожного полотна, — объясняет корреспонденту «СК» Джек Ньюшлос, консультант компании CNS Cameron McKenna (Великобритания), с которым мы встретились в Москве. — В Болгарии, где частным подрядчикам был передан софийский водопровод, договор мы готовили около года, это был весьма объемистый том. С другой стороны, я видел договор, который подписала структура холдинга «Интеррос», взявшая в аренду «Водоканал» в

Перми. Он был примерно на 10 страницах. Грамотно подготовить такой документ, включив в него все детали, — непростая задача, но технология его разработки существует, и ее можно тиражировать.

Дело в том, кто собирает деньги

Но составить и заключить подробный договор — это, как объясняет г-н Ньюшлос, еще полдела. Важно контролировать его исполнение. Как это делается?

— Контролируют деятельность подрядчика через систему платежей, — говорит он. — Если он выполняет те требования, которые заложены в договоре, то получает полный платеж, который покрывает а) его расходы, б) его кредиты и в) ту прибыль, которая заложена в договоре. Если какие-то параметры договора не выполняются, он получает меньше. Вот, собственно, и вся нехитрая логика этого процесса.

— Но для этого необходимо, чтобы платежи собирал не «Водоканал», «Барнаулэнерго» или Горэлектросеть, а сам город?

— Именно так. Муниципалитет является машиной для сбора денег и имеет все законные основания для этого. У него есть отстроенная структура для сбора денег; полагаю, у вас это комитет по финансам или что-то в этом роде. А подрядчик должен заниматься починкой труб и очисткой воды — тем, что он делает (или предполагается, что делает) хорошо. Сбор платежей, выставление счетов — другая работа.

Аэропорты, дороги и уличное освещение

— Я читала, что на таких условиях частным компаниям отдают не только коммунальные, но и другие объекты. Вы уже упоминали дорожное строительство. О чем еще может идти речь?

— По схеме государственно-частного партнерства, которую мы с вами описали, во многих странах мира строятся и эксплуатируются аэропорты, делается уличное освещение. Или, допустим, от муниципалитета требуется предоставлять социальную услугу — обучение детей. Для этого нужно построить школу. Город заказывает эту школу у частного подрядчика, который берется эту школу а) построить и б) управлять ее деятельностью.

— Ну, частные подрядчики строят у нас школы давно. В чем принципиальное отличие вашей схемы?

— До момента завершения строительства школы подрядчики не получают от муниципалитета ничего. Они строят эту школу на собственные средства и кредиты.

После чего та же самая частная компания может заняться тепло- и электроснабжением, ремонтами, закупками оборудования, вплоть до найма учителей — как договорятся. В чем плюс этой схемы? Частный подрядчик, если он взял объект в концессию на 25 лет, будет в первую очередь размышлять о том, сколько будет стоить его эксплуатация на протяжении всего срока. Поэтому его затраты на строительство будут выше с тем, чтобы операционные были ниже. Логика муниципалитета другая. У него заложены какие-то бюджетные средства, и он будет стараться их экономить. Поэтому он построит дешево и плохо. А эксплуатация этого объекта — это уже следующий бюджетный цикл, и отвечать за него, возможно, будет

другая власть.

Словарик «СК»

Государственно-частное партнерство — это механизм, предоставляющий правительствам возможность выполнить свои обязательства перед обществом за счет получения средств и услуг от частного сектора. Используется для строительства и эксплуатации автодорог, мостов, железных дорог, аэропортов, портов, паромов, дорожных служб, уличного освещения, больниц, объектов для обработки питьевой и сточной воды, конторских помещений, пансионатов, социального жилья, школ, судов, тюрем и др.

Кто поставляет жилищно-коммунальные услуги в Барнауле?

Услуга

Компания-поставщик услуги

Кто контролирует компанию

Основной собственник имущества

На каком праве распоряжается

Кто принял решение о выходе оператора на рынок

Форма контроля муниципалитета или властей региона

Производство тепла и электроэнергии

ОАО «Алтайэнерго»

54,6% акций у РАО «ЕЭС России»,

33,4% - у Сибирской уральской энергетической компании (Москва)

Акционеры

На праве собственности

Федеральные и региональные органы власти в рамках законодательства о приватизации

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края

Транспортировка тепла

ОАО «Алтайские коммунальные системы»

100% - ОАО «Российские коммунальные системы» (учредители «РКС» — РАО «ЕЭС России — 25%, United Financikal Group — 25%, Кузбассразрезуголь — 10%, Евразхолдинг — 10% и др.)

«Алтайэнерго» и муниципалитет

1. Муниципальное — аренда на 15 лет.

2. Принадлежащее «Алтайэнерго» — по договору обслуживания

  1. Администрация Барнаула

2. «Алтайэнерго»

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края. Через контроль соблюдения условий договора аренды

Транспортировка электроэнергии

ОАО «Барнаульская горэлектросеть»

58,952% акций у комитета по имуществу Барнаула,

Около 20% контролируется ФПГ «Сибма» (руководитель — Анатолий Банных)

Муниципалитет

Договор доверительного управления имуществом

(до 1.01.2006)

Администрация Барнаула

Через участие чиновников горадминистрации в совете директоров; через тарифы, устанавливаемые администрацией края

Система начисления коммунальных (и пр.) платежей

Единый информационно-расчетный центр «Система Город»

ФПГ «Сибма»

Учредители

На праве собственности

Учредители

Нет данных

Производство и транспортировка тепла

ООО «Барнаулэнерго»

Группа компаний «Магис» (руководитель — Олег Баварин)

Муниципалитет

Долгосрочная аренда на 15 лет

Администрация Барнаула

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края; через контроль за соблюдением условий договора аренды

Водоснабжение, канализация

ООО «Барнаульский Водоканал»

Группа компаний «Магис», «Росводоканал» (консорциум «Альфа-групп», Москва), 40% - у комитета по имуществу Барнаула

Муниципалитет

Краткосрочная аренда

Администрация Барнаула

Через тарифы, устанавливаемые администрацией Барнаула; через контроль за соблюдением условий договора аренды

Вывоз твердых бытовых отходов

ООО «Чистый город»

Группа компаний «Магис»

Муниципалитет

Аренда

Администрация Барнаула

Через тарифы, устанавливаемые администрацией Барнаула; через комитет по ЖКХ

Распределение и производство сжиженного газа населению

ОАО «Алтайкрайгазсервис»

25,5% - федеральное агентство по управлению имуществом;

48,4% - ЗАО «Росичи»;

13,67% - кипрская компания Daeburg Holdings Ltd.

Акционеры

На праве собственности

Федеральные и региональные органы власти в рамках законодательства о приватизации

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края

Примечание. По данным комитета по ЖКХ администрации Барнаула, техническим обслуживанием лифтового хозяйства на территории Барнаула занимаются четыре предприятия — ООО «Алтайлифтсервис Плюс» (884 лифта), БООО «Союзлифтмонтаж» (421 лифт), ООО «Лифткомплекс» (124 лифта) и ООО «Технолифт» (388 лифтов). Обслуживанием антенн занимаются ООО «Антэко-сервис», МЭУ-1 БГООИ «Исида», ООО «Инвис», ЗАО «Свифт», ПБОЮЛ Кузюра А. Н., ООО «Седьмое чудо» и ООО «АСТВ». Банно-прачечные услуги в Барнауле оказывает ООО «Бытсервис», учредителями которого являются физические лица. Бани переданы на условиях аренды.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость