Экономика

Нелишний бюрократизм. Почему передача коммунальных услуг частникам не приводит к улучшению обслуживания?

Передача коммунальных предприятий частным компаниям в Барнауле началась чуть больше двух лет назад. Однако придя в коммунальную сферу, частные операторы (как некогда муниципальные) сразу же заговорили о вечном - о нехватке денег. Более того, в некоторых случаях их обещания сделать мощные инвестиции и повысить качество обслуживания так и остались обещаниями. Какая же, спрашивается, разница?

Как и раньше, мы не знаем, сколько труб или проводов заменили компании на наши деньги. С нами, жильцами, не заключают договор, в котором были бы прописаны наши и их права и обязанности. Признаюсь вам по секрету: я даже не имею ни малейшего понятия, о чем эти подрядчики договорились с мэрией, взяв в управление тепловое, электросетевое и прочее хозяйство. А вы? Но, как оказалось, этих проблем можно

было бы избежать.

Дело в договоре

Власти (и не только российские - проблема-то типичная) зачастую не понимают: основа успеха подобных проектов - ясный и подробный долгосрочный договор между городом и частным подрядчиком. В договоре должны быть прописаны все параметры, которых необходимо достигнуть за те деньги, которые будут выплачены частному подрядчику.

- В Индии, где наша фирма разрабатывала подобный проект для строительства и эксплуатации дорог, в договоре был указан даже материал, который будет

использоваться на различных пластах дорожного полотна, - объясняет корреспонденту "СК" Джек Ньюшлос, консультант компании CNS Cameron McKenna (Великобритания), с которым мы встретились в Москве. - В Болгарии, где частным подрядчикам был передан софийский водопровод, договор мы готовили около года, это был весьма объемистый том. С другой стороны, я видел договор, который подписала структура холдинга "Интеррос", взявшая в аренду "Водоканал" в

Перми. Он был примерно на 10 страницах. Грамотно подготовить такой документ, включив в него все детали, - непростая задача, но технология его разработки существует, и ее можно тиражировать.

Дело в том, кто собирает деньги

Но составить и заключить подробный договор - это, как объясняет г-н Ньюшлос, еще полдела. Важно контролировать его исполнение. Как это делается?

- Контролируют деятельность подрядчика через систему платежей, - говорит он. - Если он выполняет те требования, которые заложены в договоре, то получает полный платеж, который покрывает а) его расходы, б) его кредиты и в) ту прибыль, которая заложена в договоре. Если какие-то параметры договора не выполняются, он получает меньше. Вот, собственно, и вся нехитрая логика этого процесса.

- Но для этого необходимо, чтобы платежи собирал не "Водоканал", "Барнаулэнерго" или Горэлектросеть, а сам город?

- Именно так. Муниципалитет является машиной для сбора денег и имеет все законные основания для этого. У него есть отстроенная структура для сбора денег; полагаю, у вас это комитет по финансам или что-то в этом роде. А подрядчик должен заниматься починкой труб и очисткой воды - тем, что он делает (или предполагается, что делает) хорошо. Сбор платежей, выставление счетов - другая работа.

Аэропорты, дороги и уличное освещение

- Я читала, что на таких условиях частным компаниям отдают не только коммунальные, но и другие объекты. Вы уже упоминали дорожное строительство. О чем еще может идти речь?

- По схеме государственно-частного партнерства, которую мы с вами описали, во многих странах мира строятся и эксплуатируются аэропорты, делается уличное освещение. Или, допустим, от муниципалитета требуется предоставлять социальную услугу - обучение детей. Для этого нужно построить школу. Город заказывает эту школу у частного подрядчика, который берется эту школу а) построить и б) управлять ее деятельностью.

- Ну, частные подрядчики строят у нас школы давно. В чем принципиальное отличие вашей схемы?

- До момента завершения строительства школы подрядчики не получают от муниципалитета ничего. Они строят эту школу на собственные средства и кредиты.

После чего та же самая частная компания может заняться тепло- и электроснабжением, ремонтами, закупками оборудования, вплоть до найма учителей - как договорятся. В чем плюс этой схемы? Частный подрядчик, если он взял объект в концессию на 25 лет, будет в первую очередь размышлять о том, сколько будет стоить его эксплуатация на протяжении всего срока. Поэтому его затраты на строительство будут выше с тем, чтобы операционные были ниже. Логика муниципалитета другая. У него заложены какие-то бюджетные средства, и он будет стараться их экономить. Поэтому он построит дешево и плохо. А эксплуатация этого объекта - это уже следующий бюджетный цикл, и отвечать за него, возможно, будет

другая власть.

Словарик "СК"

Государственно-частное партнерство - это механизм, предоставляющий правительствам возможность выполнить свои обязательства перед обществом за счет получения средств и услуг от частного сектора. Используется для строительства и эксплуатации автодорог, мостов, железных дорог, аэропортов, портов, паромов, дорожных служб, уличного освещения, больниц, объектов для обработки питьевой и сточной воды, конторских помещений, пансионатов, социального жилья, школ, судов, тюрем и др.

Кто поставляет жилищно-коммунальные услуги в Барнауле?

Услуга

Компания-поставщик услуги

Кто контролирует компанию

Основной собственник имущества

На каком праве распоряжается

Кто принял решение о выходе оператора на рынок

Форма контроля муниципалитета или властей региона

Производство тепла и электроэнергии

ОАО "Алтайэнерго"

54,6% акций у РАО "ЕЭС России",

33,4% - у Сибирской уральской энергетической компании (Москва)

Акционеры

На праве собственности

Федеральные и региональные органы власти в рамках законодательства о приватизации

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края

Транспортировка тепла

ОАО "Алтайские коммунальные системы"

100% - ОАО "Российские коммунальные системы" (учредители "РКС" - РАО "ЕЭС России - 25%, United Financikal Group - 25%, Кузбассразрезуголь - 10%, Евразхолдинг - 10% и др.)

"Алтайэнерго" и муниципалитет

1. Муниципальное - аренда на 15 лет.

2. Принадлежащее "Алтайэнерго" - по договору обслуживания

  1. Администрация Барнаула

2. "Алтайэнерго"

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края. Через контроль соблюдения условий договора аренды

Транспортировка электроэнергии

ОАО "Барнаульская горэлектросеть"

58,952% акций у комитета по имуществу Барнаула,

Около 20% контролируется ФПГ "Сибма" (руководитель - Анатолий Банных)

Муниципалитет

Договор доверительного управления имуществом

(до 1.01.2006)

Администрация Барнаула

Через участие чиновников горадминистрации в совете директоров; через тарифы, устанавливаемые администрацией края

Система начисления коммунальных (и пр.) платежей

Единый информационно-расчетный центр "Система Город"

ФПГ "Сибма"

Учредители

На праве собственности

Учредители

Нет данных

Производство и транспортировка тепла

ООО "Барнаулэнерго"

Группа компаний "Магис" (руководитель - Олег Баварин)

Муниципалитет

Долгосрочная аренда на 15 лет

Администрация Барнаула

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края; через контроль за соблюдением условий договора аренды

Водоснабжение, канализация

ООО "Барнаульский Водоканал"

Группа компаний "Магис", "Росводоканал" (консорциум "Альфа-групп", Москва), 40% - у комитета по имуществу Барнаула

Муниципалитет

Краткосрочная аренда

Администрация Барнаула

Через тарифы, устанавливаемые администрацией Барнаула; через контроль за соблюдением условий договора аренды

Вывоз твердых бытовых отходов

ООО "Чистый город"

Группа компаний "Магис"

Муниципалитет

Аренда

Администрация Барнаула

Через тарифы, устанавливаемые администрацией Барнаула; через комитет по ЖКХ

Распределение и производство сжиженного газа населению

ОАО "Алтайкрайгазсервис"

25,5% - федеральное агентство по управлению имуществом;

48,4% - ЗАО "Росичи";

13,67% - кипрская компания Daeburg Holdings Ltd.

Акционеры

На праве собственности

Федеральные и региональные органы власти в рамках законодательства о приватизации

Через тарифы, устанавливаемые администрацией края

Примечание. По данным комитета по ЖКХ администрации Барнаула, техническим обслуживанием лифтового хозяйства на территории Барнаула занимаются четыре предприятия - ООО "Алтайлифтсервис Плюс" (884 лифта), БООО "Союзлифтмонтаж" (421 лифт), ООО "Лифткомплекс" (124 лифта) и ООО "Технолифт" (388 лифтов). Обслуживанием антенн занимаются ООО "Антэко-сервис", МЭУ-1 БГООИ "Исида" , ООО "Инвис" , ЗАО "Свифт", ПБОЮЛ Кузюра А. Н. , ООО "Седьмое чудо" и ООО "АСТВ". Банно-прачечные услуги в Барнауле оказывает ООО "Бытсервис", учредителями которого являются физические лица. Бани переданы на условиях аренды.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость