Экономика

Невидимая торговля

На сегодняшний день в Барнауле работает только один интернет-магазин, рассчитанный на массового розничного потребителя, тогда как в Новосибирске, по разным оценкам, от 10 до 15. Почему эта весьма перпективная рыночная ниша пока остается практически пустой? Выгодно ли вкладывать деньги в создание web-магазинов? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов "ВД".

Сначала был сотовый телефон

На корпоративных сайтах успешных и "продвинутых" барнаульских компаний изначально существовали торговые подразделы. Ткнув мышкой в нужную кнопку и попав в этот подраздел, клиент компании, не покидая своего офиса, мог спокойно оформить заказ в соответствии с действующим прайсом и в необходимом объеме. Правда, такая услуга, за очень редким исключением, была доступна и выгодна лишь оптовым покупателям. Рядовой же розничный потребитель был обделен вниманием виртуальной торговли. Но недавно в столице края появился первый полноценный интернет-магазин. Открывшийся портал "SibGSM.ru" торгует самым модным на сегодняшний день розничным товаром - мобильными телефонами. Прецедент создан.

Денис Газукин, генеральный директор интернет-агентства "Митра": "Безусловно, перспективы развития интернет-магазинов есть, и немалые. Другого пути просто нет. Количество компьютеров растет сегодня не по дням, а по часам. Число пользователей "глобальной паутины" - тоже. Человек в современных условиях ценит собственное время и личные силы. Очень скоро незачем будет бегать по многочисленным магазинам с целью найти товар достойного качества по минимальной цене. Достаточно будет просто открыть несколько сайтов, предлагающих аналогичную продукцию и, после сравнения, заказать покупку на дом".

"Золотые времена", по мнению нашего эксперта, наступят в самое ближайшее время. В Новосибирске, например, сейчас успешно работают не менее десяти интернет-проектов. Данный вид бизнеса выгоден, в первую очередь, для владельцев интернет-магазинов. Арифметика сокращения издержек производства довольно-таки проста. Во-первых, не нужно платить деньги за аренду торговой площади. Во-вторых, снижаются расходы на зарплату персонала ("продавцов-то, как таковых, нет"). Наконец, меньше средств уходит на рекламу фирмы. К тому же, что немаловажно, режим работы торговой точки в Интернете становится круглосуточным.

По оценкам Дениса Газукина, открыть web-магазин сегодня в Барнауле стоит от 25 до 70 тысяч рублей (в зависимости от сложности проекта). Сюда же следует прибавить расходы на размещение сайта в сети - 15-20 долларов в месяц. Кроме того, в затраты входит зарплата web-мастера сайта и сотрудников службы доставки. "Есть две основные преграды на пути развития массовой интернет-торговли в нашем городе. Интернет еще основательно не внедрился в нашу аудиторию. Не способствует бизнесу и отсутствие развитой системы электронной оплаты банковскими картами. Хотя и эти проблемы постепенно решаются", - говорит Денис Газукин. С чем же на практике придется столкнуться предпринимателю, решившему открыть свой розничный торговый интернет-портал?

Кто купил первую "трубку"

Евгений Агеенко, директор интернет-магазина "SibGSM.ru": "Я принял решение реализовать этот проект, поскольку имею богатый опыт по созданию и раскрутке интернет-страниц, выполняющих различные функциональные задачи. В том числе и розничную web-торговлю. Конечно, я просчитывал рентабельность бизнеса. И мне она показалась привлекательной. Хотя впоследствии мои ожидания оправдались не на все 100 процентов. Виной тому - неустойчивость цен на мобильные "трубки".

"SibGSM.ru" начал виртуальную жизнь в апреле текущего года. Аналогов ему нет и по сей день, если не считать торговые разделы корпоративных сайтов. Он обошелся нам почти в 30 тысяч рублей. Пришлось потратиться и на "раскрутку" проекта. Мы разместили рекламу в общественном транспорте и СМИ. Сначала сайт посещали 40-50 человек в сутки. В основном, как мне кажется, из любопытства. Через неделю с момента открытия появился первый покупатель. К нашему удивлению, им оказался далеко не молодой продвинутый "юзер", а, Напротив, серьезная женщина лет 50-55. Начальник одного из отделов известной в Барнауле компании. Она приобрела недорогой аппарат. Постепенно количество посещений сайта и число покупок увеличивалось.

Сегодня "SibGSM.ru" посещают уже 200-250 человек в день, делая 2-3 покупки. В месяц же мы продаем примерно 60-80 телефонов. Сайт окупился буквально за пару месяцев благодаря еще и тому, что цены на телефоны в нашем магазине на 100-200 рублей ниже, чем у конкурентов. Как этого добились? Во-первых, постепенным снижением издержек, о которых я уже говорил. А во-вторых, нам удалось наладить прямые поставки товара".

Алгоритм действий покупателя в виртуальном магазине прост. На главной странице представлены наиболее популярные на момент посещения телефоны. Если они не подходят посетителю, есть "меню" мировых брэндов производителей мобильных телефонов. Покупатель "кликает" понравившуюся модель и получает полную информацию о ее технических характеристиках. Здесь же ему будут представлены отзывы об этой трубке от постоянных посетителей портала "SibGSM.ru". Когда окончательный выбор сделан, нажимается кнопка "купить!". Далее клиент заполняет специальную анкету, где оставляет сведения о себе, а также удобное время для доставки телефона. В указанный час в дверь постучит курьер. Вручит товар и заберет деньги.

Сроки доставки могут быть разными, в зависимости от желания клиента и наличия товара на складе. Соответственно - от часа до двух суток, если модель аппарата чересчур экзотична. Говорит Евгений Агеенко: "Мы подумали и о перспективах развития нашего бизнеса. Недавно список предлагаемых услуг на сайте "SibGSM.ru" пополнился еще несколькими позициями. Теперь здесь можно обменять подержанный телефон на новый, подключиться к сотовой сети "Би Лайн GSM" (мы стали их официальным дилером), приобрести всевозможные аксессуары или сделать покупку в кредит. В далекой перспективе планируем перенести наш виртуальный магазин в реальность, т.е. создать в Барнауле сеть по продаже "мобильников", а "SibGSM.ru" тогда станет всего лишь нашей имиджевой составляющей и дополнительным каналом продаж.

По словам Евгения Агеенко, описать словами среднестатистического покупателя мобильных телефонов сложно. Это люди разных возрастов, социального положения и материального достатка. "Могу назвать лишь пару тенденций, отмеченных нами, - продолжает Евгений. - Первая - половина покупок совершается в позднее вечернее время. Вторая - зачастую, сделав заказ на сайте, люди сразу звонят в нашу компанию, не дожидаясь нашего обращения. Они интересуются, правда ли, что сделали заказ и, вообще, не розыгрыш ли все это".

Требуется электронная система оплаты

Насколько способствует развитию бизнеса применение виртуальных прилавков в работе оптовиков, нам рассказал Владимир Коровников, менеджер по рекламе торгового дома "ОВК": "Торговый подраздел существует на нашем сайте с момента его открытия. В принципе, мы первыми в Барнауле предложили такую услугу. На сайте представлен прайс-лист компании, который регулярно обновляется. По его позициям наши партнеры формируют объем необходимого заказа и делают заявку на доставку. Причем если заявка пришла от постоянного клиента, информация тут же сбрасывается на пейджеры наших менеджеров по продажам. Те, в свою очередь, оперативно отправляют товар заказчику. Причем с отсрочкой платежа. Если же покупатель "новенький", то продукция поступит на его склады только по предоплате. Что касается сроков доставки, то они примерно одинаковы. Для нас нет разницы, поступил заказ по телефону или информация пришла с web-сайта. Думаю, что интернет-торговля, как в корпоративной сфере, так и в потребительской среде развиваться в Барнауле будет. Недостатками интернет-магазинов, возможно, станут технические проблемы со связью и "увязка" размещенного на сайте прайс-листа с реальным положением дел на складе".

Взяла на вооружение электронную торговлю и компания "Практика". Вот что рассказывает Наталья Ломоносова, менеджер по рекламе компании: "Сайт "Practica.ru" создан около двух лет назад для тех, кто предпочитает узнавать о достоинствах и цене товаров, не выходя из дома или офиса. "Практика" создала на сайте собственный интернет-магазин. Попав в него, можно не только ознакомиться с самым полным ассортиментом товаров, но и воспользоваться специальной системой предварительного расчета стоимости ремонта. Через некоторое время с клиентом свяжется менеджер, после чего покупателю останется только приехать, оплатить и забрать свой заказ".

В компании "Мэйпл", специализирующейся на продаже компьютерной техники, решили сделать ставку не только на оптового покупателя. Евгений Поздняков, web-мастер компании "Мэйпл" поясняет: "Сайт нашей компании разработан в 1999 году. В его структуру сразу же был включен торговый подраздел. Он рассчитан не только на оптовиков, но и на наших розничных покупателей. В нем представлена вся продукция, которой мы торгуем. Посетитель сайта "собирает", условно говоря, подходящий ему компьютер и отсылает заявку на покупку. Ему прямо на сайте представят счет на выбранную им оргтехнику и пригласят для оплаты в офис. Доставку товара мы осуществим в течение дня. Информация об имеющемся на складе товаре обновляется на сайте три раза в неделю. Так что устаревших прайсов на нашем портале не бывает. Покупка через Интернет в нашей компании совершается примерно раз в месяц. Люди пока просто не привыкли еще совершать покупки в сети. К тому же еще нет системы электронных платежей. Деньги-то все равно приходится передавать из рук в руки. Ситуация изменится, когда появится возможность рассчитываться в виртуальном магазине, например, банковской кредитной картой. Ввел ее серийный номер, набрал PIN-код и жди вручения покупки. Вот тогда, наверное, и наступит бум электронной торговли".

Рейтинг "Пятерка самых популярных интернет-магазинов России"

1) www.OZON.ru - один из первых интернет-магазинов России

2) www.BOLERO.ru - виртуальный супермаркет

3) www.ALLSHOPS.ru - ассоциация различных магазинов

4) www.NIX.ru - супермаркет компьютерной техники

5) www.AUTO.vl.ru - продажа японских автомобилей во Владивостоке.

Источник: интернет-агентство "Митра" (www.mitra.ru).

Сергей КУПРЯЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость