Экономика

Независимые "сбыты" отъедают бизнес у гарантирующих поставщиков

"Барнаульский водоканал" заявил о выходе с 1 января на оптовый рынок элект­роэнергии и мощности (ОРЭМ), минуя своих прежних партнеров — гарантирующих поставщиков, за счет чего в коммунальной компании рассчитывают получить многомиллионную экономию. В "Водоканале" полагают: в будущем это позволит ограничить рост тарифов. А между тем уже сегодня уход от "Алтайэнергосбыта" этого и другого крупного покупателя электроэнергии ("Алтайкрай­энерго") стал причиной роста дополнительной нагрузки на остальных потребителей этой энергокомпании.

Михаил Хаустов

С 1 января 64% электроэнергии "Барнаульский водоканал" приобретает на оптовом рынке, сообщают в компании. Впрочем, "Водоканал" не получил статус участника оптового рынка, а воспользовался правом выбора и заключил договор с независимой сбытовой компанией  "МАРЭМ+" (Москва), у которой такой статус есть. В итоге "МАРЭМ+" приобретает электричество на оптовом рынке и перепродает его "Водоканалу", получая свою надбавку. "Сбытовая надбавка у этой компании достаточно низкая, кроме того, мы надеемся на более выгодные условия покупки электроэнергии за счет точного планирования объемов потребления", — поясняют в "Водоканале".

Электроэнергия, закупаемая "Водоканалом" через независимого поставщика, обходится примерно на 10% дешевле, и в компании рассчитывают получить экономию в 5–6 млн. рублей в год. При этом в 2010 году на покупку электроэнергии на технологические нужды здесь затратили 191,5 млн. рублей, что в структуре себестоимости услуг "Водоканала" составляет порядка 25%. Для сравнения: затраты на приобретение и установку автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии и обучение персонала в коммунальной компании составили 10,94 млн. рублей. К концу года здесь рассчитывают покупать через "МАРЭМ+" 100% электроэнергии.

Заключение договора с независимой сбытовой компанией — не первый случай в истории алтайской энергетики. Ранее у "МАРЭМ+" начал покупать электричество "Барнаултрансмаш", а у другого сбытовика — компании "Сибэнерготрейд" — "Алтайвагон". "Такие независимые сбытовые компании, как "МАРЭМ+", могут приобретать электроэнергию по ценам даже ниже оптового рынка за счет заключения двусторонних договоров с дешевыми генераторами", — пояснили в московском представительстве консалтинговой компании CMS Cameron McKenna.

Выход предприятий на оптовый рынок через независимых сбытовиков может быть выгоден и по другим причинам. "Некоторое время назад ряд предприятий края изъявил желание самостоятельно выйти на ОРЭМ. Однако просчитав все затраты и риски, сочли это экономически нецелесообразным", — говорит Александр Карасев, председатель комиссии по энергетике АлтТПП. Получение статуса участника ОРЭМ требует многомиллионных затрат, умения профессионально прогнозировать свое потребление. "Финансовый результат самостоятельной работы предприятия на оптовом рынке может быть хуже, чем покупка через гарантирующего поставщика. Поэтому заключение договора с независимыми сбытовыми компаниями, имеющими статус участника ОРЭМ и опыт работы на рынке, может быть целесообразным. Но надо понимать: как в любом бизнесе, здесь тоже есть риск", — подчеркивает г-н Карасев.

В то же время, как отметил Виктор Мещеряков, начальник управления края по промышленности и энергетике, выход на ОРЭМ крупных поставщиков имел "нежелательные" последствия для остальных потребителей "Алтайэнерго­сбыта". В самом деле, как пояснили в этой компании, именно уход "Водоканала", а с 1 марта и "Алайкрайэнерго" стал причиной увеличения сбытовой надбавки на 2011 год с 8,4 до 12 копеек за киловатт-час, или на 42,5% вместо 10%, как предполагалось ранее (правда, доля сбыта в тарифе всего 5%). "Значительный рост тарифов формулируется в российском законодательстве как "социально-экономические последствия", при возникновении которых предприятию отказывают в работе на ОРЭМ. Но в Алтайском крае, вопреки наличию таких последствий, регулирующий орган отпустил крупных потребителей на ОРЭМ", — комментируют в "Алтайэнерго­сбыте".

И все же главный вопрос — что получат потребители "Водоканала" от этого решения? В коммунальной компании заверяют: выход на оптовый рынок — одна из мер по сокращению издержек и, как следствие, по ограничению роста тарифов.

Плюсы и минусы оптового рынка

В пресс-службе компании "Алтайэнергосбыт" пояснили: не всегда выход на ОРЭМ является единственным способом решения вопроса по снижению стоимости потребляемой электроэнергии на розничном рынке. На оптовом рынке действует только один вариант расчета — двухставочный тариф (включает энергию и мощность) и очень жесткие условия оплаты. А на розничном рынке существует как минимум три варианта тарифов (одноставочный, двухставочный, зонный), из которых потребитель может выбирать. К тому же на рознице порядок оплаты за энергоресурсы и отсрочка платежей зависят от договоренностей компании с гарантирующим поставщиком.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость