— Андрей Александрович, как сегодня железная дорога в Алтайском крае справляется с поставленными задачами в изменившихся внешнеполитических и экономических условиях?
— Исторически железная дорога играет важную роль в социально-экономическом развитии региона, является ее драйвером. В настоящее время из общего объема перевозок в крае на долю железнодорожного транспорта приходится более 97% грузооборота и 30% пассажирооборота.
Между тем Западно-Сибирская магистраль — это часть большой транспортной системы страны, на работу которой влияют различные объективные обстоятельства и ограничения.
Это не только разворот грузопотока на Восток и увеличение количества транзитных вагонов через нашу дорогу (почти 40 млн вагонов), но и, на наш взгляд, переизбыток парка вагонов на сети РЖД, природные катаклизмы, ценообразование на международных рынках, дефицит кадров и многое другое.
За девять месяцев 2024 года перевозка грузов в Алтайском крае составила 5,9 млн тонн. Это немного меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее по отдельным номенклатурам и направлениям есть неплохой рост. К примеру, во внутригосударственном сообщении объемы увеличены на 232 тыс. тонн, или на 5,1%. Среди растущих номенклатур — кокс, зерно, нефть и нефтепродукты, лесные грузы, грузы в контейнерах.
Мы продолжаем развивать ускоренные сервисы доставки алтайских товаров. Так, с начала года отправлены 54 контейнерных поезда в рамках оказания услуги перевозки грузов по расписанию. Также сформированы семь полносоставных поездов в рамках сервиса «Грузовой экспресс» назначением на станции Забайкальск и Владивосток. Отправка скоростным сервисом позволяет сократить срок доставки груза в 1,5–2 раза.
В текущем году для работы с крупнотоннажными контейнерами открыты станции Ребриха и Камень-на-Оби. Со станции Ребриха уже отправлены два контейнерных поезда. На станции Бийск грузоотправители получили возможность грузить и отправлять 40-футовые контейнеры.
Важным направлением, на которое мы предлагаем грузоотправителям обратить внимание, является международный транспортный коридор «Север-Юг». Его преимущество — почти двукратное сокращение сроков перевозки товаров в ряд стран по сравнению с традиционным морским путем. Правление РЖД приняло решение о предоставлении тарифных преференций при перевозках по МТК «Север-Юг» на 2025 год.
Приоритетным направлением работы остается развитие цифровых сервисов. Приведу пример. Ежемесячно на нашей дороге оформляется более 700 тыс. электронных документов. Почти 2,5 тыс. компаний Западной Сибири присоединились к электронному документообороту, как и зарубежные коллеги.
— Какие результаты в сфере пассажирских перевозок с начала года?
— Мы принимаем всевозможные меры, чтобы сохранить положительную динамику. Поездами на инфраструктуре магистрали в Алтайском крае за девять месяцев 2024 года воспользовались 6,6 млн пассажиров (+0,3% к аналогичному периоду прошлого года). В том числе в дальнем следовании — 462 тыс. человек (+4,2%), в пригородном сообщении — 6,1 млн человек (на уровне прошлого года).
Холдинг РЖД продолжает на системной основе обновлять парк пассажирских вагонов и электропоездов в регионе. В 2024 году получены шесть новых пассажирских вагонов, планируется до конца года еще два вагона, а в декабре 2024 года — два электропоезда серии ЭП3Д.
Мы продолжаем приводить в порядок наши вокзалы и платформы. Недавно после реконструкции открылся вокзал в Бешенцево.
Особое внимание уделяем железнодорожному туризму в рамках программы компании «Алтай-Пригород» «Познаем Алтай». За время действия программы через туроператоров перевезены более 113 тыс. участников экскурсионных туров.
Впервые по маршруту Барнаул — Славгород отправился в рейс туристический вагон в составе скорого пригородного поезда. Также организуем доставку спортсменов на региональные и международные соревнования.
В сфере пассажирских перевозок развиваем цифровые сервисы. К примеру, за девять месяцев 2024 года с их помощью на пригородные поезда было оформлено более 1,1 млн билетов.
Отмечу, что все проекты реализуются совместно с правительством Алтайского края и от нашей совместной работы есть хороший синергетический эффект.
Самое важное - в нашем Telegram-канале