Строить недорогие дома
Валерий Скубневский,
профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Алтайского госуниверситета
Я понимаю объединение Барнаула с Новоалтайском, Алтайского края с Республикой Алтай – может быть, экономически это что-то и даст. А в плане общества… Кому с кем объединяться? Безработным с олигархами?.. Если брать студенчество, то оно учится, его не надо будоражить, средний класс занят, а кого и с кем еще можно объединить... дальше у меня фантазия не работает.
На мой взгляд, когда власть призывает объединиться, этот призыв проходит в виде кампании. А у нашего народа на кампании есть определенный иммунитет, который выработан еще в советские времена. Молодежь, конечно, этого не помнит, но люди постарше все это уже проходили. А вообще, если брать историю, то Россию консолидировали бедствия – например, войны, как это было в 1812 году, во время войны с Турцией, в Великую Отечественную. Когда есть реальная угроза, нация объединяется по-настоящему. Кризис пока еще не достиг такой степени – на сегодняшний день он ударил по людям, у которых огромные суммы были в банках.
Дух корпоративности, соборности у нас есть все равно: в России народ более общителен, чем на Западе, мы в меньшей степени индивидуалисты. Мне кажется, еще больше нас объединить могло бы строительство жилья – но не элитного, а экономного. Проблема-то есть: люди живут в бараках, а с другой стороны – элитные дома, хотя я ничего против них не имею. Но в плане реальных потребностей – меньше бы дорогих супермаркетов и элитных домов, в то время когда в стране нехватка элементарного жилья. В этом отношении мне всегда нравилась модель Швеции, Финляндии, где по-настоящему социальное государство. Например, в Финляндии, где человек если и теряет работу, то он не на улице оказывается, а имеет возможность посещать годовые, полугодовые курсы по переподготовке, имеет достойные пособия. Роскошь в глаза не бросается, вокруг чисто, достойно, никаких бараков, хибар. Гармоничная страна.
Еще одна идея, которая могла бы консолидировать общество, – экологическая. Идея сохранения окружающей среды, природы, заповедников, тем более в Сибири, борьба с бесконтрольной вырубкой лесов.
Каждый сам за себя
Владимир Панюта,
тренер-преподаватель троицкой ДЮСШ, руководитель военно-спортивного клуба "Баграм":
Трудно сказать, какая идея сегодня может объединить народ. Вспоминаются Советский Союз, его лозунг "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!", народные стройки, БАМ… После войны за десять лет восстановили страну так, что весь мир ахнул. А что сегодня? Народ, особенно в селе, никому уже не верит. В деревне кризис начался не сегодня, а больше десяти лет назад. Есть разница – зарплата 2000 рублей до кризиса и после кризиса? Думаю, небольшая. Голому терять нечего. У нас сейчас фермеры бросают поля с гречихой, потому что собрать ее, допустим, стоит 600 рублей за центнер, а рыночная ее стоимость – 400 рублей.
Люди сейчас и в деревне, и в городах разрозненны. Каждый сам за себя. И с какой-то стороны это правильно. Если каждый из нас будет добросовестно заниматься своим делом, это может стать основой для объединения. Во всем мире экономика держится не на крупном капитале, а на мелком частном бизнесе. Открыл человек сапожную лавку, ему дают шанс раскрутиться, какое-то время не облагают налогами, и на развитие дотации от государства идут. А потом от развитого бизнеса налоги пойдут государству. И это будет действительно налогоплательщик. А у нас попробуйте открыть лавку: приедут пожарные, санэпидемстанция, налоговая. Вы еще документы не оформили, ни копейки не заработали, вам говорят – плати. И попробуй ты хотя бы раз не заплати. Пока будет такая обстановка, кого и с кем можно объединить?
Тем не менее нам говорят: "Объединяйтесь!" Да люди и без этого готовы работать, дайте только им гарантии! Чтобы они за свою работу получали достойную зарплату. Чтобы пришел деревенский человек на ферму, а ему бы сказали: "Двадцатку получать будешь". И он завтра знаете сколько человек за собой приведет?! А у нас что? Мы летом в детский лагерь с ребятами ездили. Я парня одного с собой взял поваром. Спрашиваю: "Сколько зарплата у него будет?". Мне говорят: "А, посмотрим". За три месяца он получил две тысячи рублей. Как вы думаете, в следующий раз он захочет работать? А у него при этом дома жена, дети, ему за "коммуналку" надо заплатить, за то, за се – от этого-то государство не отказывается! Я согласен, что надо платить, но вот с чего?
Когда я приехал в Троицкое, мне, знаете, совсем нетрудно было вокруг себя пацанов собрать. Я занимаюсь любимым делом. И даже если будет еще хуже, я все равно им буду заниматься. И не потому, что "хочу детей от улицы отвлечь". Меня, кстати, такой подход убивает, когда начинают говорить: "Вы молодцы, работаете, и благодаря вам дети не наркоманят, водку не пьют". И такое ощущение, что у меня в зале одни потенциальные насильники, маньяки, алкоголики и наркоманы сидят. Нет! У нас собираются нормальные серьезные парни. Мне нравится свое дело, я заражаю им других, и мы вместе делаем уже общее дело.
Так что, чтобы объединится, не важно, вокруг чего, нужно, чтобы процессом руководили люди, которые разбираются в деле, с любовью к нему относятся. И чтобы идеи, государственные программы, которые предлагаются, были внятными и реальными.
Коллективное противостояние угрозе
Сергей Боженко,
архитектор, писатель:
Обама предложил строить дороги, но в том нет ничего нового. Идею эту в 30-е годы прекрасно реализовал Адольф Гитлер – объединил нацию, поднял экономику, решил проблему безработицы, а самое главное – в стратегическом плане подготовил свое государство для войны. Но в Штатах уже создана сеть дорог, рационально рассекающих страну в широтном и меридианном направлениях. И когда я смотрю на карту США, меня невольно охватывает уважение к тем государственным головам, которые это организовали.
Для России, на мой взгляд, идея строительства дорог была бы эпохальной. В начале прошлого века она была отчасти реализована. Сегодня надо еще одну Транссибирскую магистраль строить параллельно существующей. Надо пробиваться на Восток и на Север, к сырью: к газу, к углю, к древесине, к полиметаллам.
Что касается общенациональных идей, то объединить людей могут лишь внешняя угроза либо новая сказочка о скорой райской жизни. Можно добавить идею мирового господства в спорте. Спортивные победы тешат, знаете ли, тщательно скрываемый многими собственный национализм.
Если будет культ спорта, меньше проблем будет в здравоохранении. Ведь оно борется с последствиями, а надо бороться с причинами, порождающими слабосилие. Идея всепобеждающего спорта должна привести к стабилизации численности россиян, более того – к их увеличению. Каким образом это осуществить? Пусть те, кто удерживает вертикаль власти, сделают это.
Идеи должны идти сверху, потому что меняться снизу наше общество не научилось. Я верю в оздоровление общества только сверху. Пусть вышестоящая власть оперативно и обдуманно принимает полезные для народа решения и беспощадно заставляет их выполнять нижележащие уровни власти. Народ же оказывать влияние на власть может через своих представителей, народных депутатов, но для этого надо, чтобы все они являлись лучшими его представителями, цветом нации.
Мы все поддерживаем душой любые добрые идеи, но как их обратить в реальную пользу для нас всех, вместе взятых? К сожалению, у нас борьба за здоровый образ жизни всегда имела и до сих пор имеет вид кампанейщины, причем временной, показной. До тех пор, пока нами будут руководить слаборазвитые чиновники, дело будет обстоять именно так. Нам нужны новые Столыпины, мужи с государственным складом ума.
Самое важное - в нашем Telegram-канале