Ограничение по цене на водку в рознице действует с 1 января текущего года. Магазины не имеют права продавать 0,5 литра дешевле 89 рублей. По задумке Росалкогольрегулирования, которое данную меру инициировало, производителям легального алкоголя теперь должно быть легче конкурировать с "нелегалами". Ведь последние выигрывали в основном за счет цены, которая была ниже себестоимости производства водки.
Однако статистика показывает, что в I квартале текущего года как производство, так и реализация водки и ликероводочных изделий в Алтайском крае снизились. Падение составило 8,6% и 15,5% соответственно. Сократилось число лицензиатов, занимающихся реализацией алкоголя (см. таблицу). "Если бы 89-рублевая мера сработала, то каждый из местных производителей должен был иметь как минимум 20–30%-ный рост объемов производства. Ведь, по оценкам экспертов, нелегальные производители держат 40–60% рынка, и эта его часть должна была освободиться. Мы же видим, что объемы производства у алтайских компаний в этом году практические не изменились. Кто-то получил рост в 3–6%, у кого-то падение 5%, но в целом мы остались на уровне прошлого года", — говорит генеральный директор винно-водочного завода "Тейси" Максим Байкалов.
Он уверен, что государственная мера не только не сработала, но и в некотором смысле усугубила положение производителей. По словам собеседника, нелегальные производители благодаря ей даже узаконили свою работу. "Они получили возможность продавать водку класса "стандарт" с шелкографией на бутылке по заниженной, но легальной цене 89 рублей. Аналогичная продукция местных производителей стоит на полках по 120–140 рублей за 0,5 литра. Покупатели уже наслышаны о том, что водка за 89 рублей — это легальный качественный продукт, и опасений относительно нее у них не возникает", — продолжает Максим Байкалов. Не испытывает угрызений совести и оптовик.
Производитель отпускает ему продукт по 65 рублей за 0,5 литра, а если вдруг водка окажется нелегальной, то в худшем случае ее просто изымут. В подтверждение того, что на рынке так и не произошло оживления, Максим Байкалов приводит тот факт, что за прошедшие шесть месяцев здесь не появилось ни одного нового дистрибьютора.
Противоположную позицию занимает генеральный директор корпорации "Алтайспиртпром" Владимир Вагнер.Он утверждает, что местный рынок все-таки освободился от контрафакта и производители теперь имеют возможность заводить свою продукцию в низкоценовой сегмент. "Показательно, что в этом водочном сегменте началась серьезная борьба за покупателя, возникла реальная конкуренция. В основном здесь представлена продукция, произведенная за пределами края, в том числе московские и санкт-петербургские брэнды. Из производителей Алтайского края дешевые водки представляют в рознице только два предприятия — "Иткульский спиртзавод" и наш "Змеиногорский винно-водочный завод", — комментирует Владимир Вагнер. Он отмечает, что на Алтае этот сегмент всегда был востребован среди покупателей. "Мы сознательно идем на работу без прибыли, чтобы занять достойное место на рынке по объему продаж среди дешевых водок", — продолжает Владимир Вагнер.
Максим Байкалов придерживается мнения, что подход змеиногорского предприятия не является трендом рынка. Сейчас выпускаются единичные новые брэнды, которые не смогут обеспечить производителю быстрого роста. "На рынке представлено столько водочных брэндов, что ими уже никого не удивишь", — объясняет г-н Байкалов.
Директор ликероводочного завода "СТС" Павел Цицилинвообще не считает, что ниша дешевых водок достойна внимания небольшого производителя, как "СТС". "Я думаю, что маленькие производители не могут работать в массовом сегменте. Им необходимо создавать свои эксклюзивные, маржинальные брэнды, на которых можно зарабатывать деньги. Массовое производство нам не подходит", — комментирует г-н Цицилин.
Он считает, что пока ограничение минимальной цены на водку — это только полумера и рынок нуждается в устранении теневых схем. "Я могу сказать, что нам стало легче предлагать свою продукцию дистрибьюторам, но на объемах реализации и производства это не сказалось", — говорит г-н Цицилин. Эксперт объясняет это еще и тем, что предприятие находится в процессе реформирования схемы реализации. "Отказавшись от собственных торговых представителей, мы работаем только через дистрибьюторов. Сейчас этот процесс набирает обороты, и в скором времени мы выйдем на положительную динамику", — поясняет г-н Цицилин.
Учитывая тот факт, что положение дел на алкогольном рынке не улучшилось, алтайские производители предложили дистрибьюторам увеличить долю местной продукции в своем портфеле. Максим Байкалов говорит, что с апреля — мая определенная часть оптовиков пошла навстречу. "Пока трудно судить об эффекте. Думаю, что к осени он появится", — прогнозирует Максим Байкалов.
Государство не может победить нелегальный рынок
Максим Байкалов:
Перенос уплаты акциза с водки на спирт по большому счету ничего не поменяет. Для легальных производителей разницы нет. Сейчас мы выдаем банковские гарантии на марку, а будем выдавать их на спирт. При получении акцизных марок производитель обязан либо заплатить за эти марки 100% акциза, либо получить банковскую гарантию на определенный срок на сумму акциза, которую составляют эти марки. То есть на произведенную с использованием этих марок продукцию. Если завод в определенный срок не произведет продукцию с использованием этих марок и не отчитается о начислении и уплате акциза, банк заплатит государству, а потом может взыскать эти суммы с производителя.
Сейчас хотят сделать примерно такую же схему, но просто перенесут акциз на спирт. Единственный плюс для государства может заключаться в том, что на этапе уплаты акциза упростится контроль производителя. Проще контролировать 100 спиртзаводов, а не 400 ликероводочных заводов. Все эти непонятные полумеры демонстрируют, что государство не в состоянии победить нелегальный рынок. В России всегда найдутся желающие нечестно заработать, если такая возможность есть.
Примеры непродуманной борьбы с алкоголем уже есть
Владимир Вагнер:
Сегодня все меры госрегулирования алкогольного рынка нацелены на сокращение потребления в России крепкого алкоголя. К сожалению, делается это пока только путем повышения цены крепких напитков и усиления налоговой нагрузки на производителей. Это может привести к уничтожению на корню самой алкогольной отрасли. Примеры непродуманной борьбы с алкоголизмом в истории нашей страны уже были, и привели они к обратному эффекту.
В этом году Росалкогольрегулирование откорректировало порядок получения акцизных марок, порядок оплаты акцизных сборов. Если прибавить к имеющимся изменениям условий работы вероятное увеличение акциза, то очевидно, что это не облегчит жизнь производителям, которые уже сейчас переносят на пределе возможностей все, что связано с акцизами.
По моему мнению, экономически обоснованным изменением является лишь перенос акцизных платежей в их сегодняшнем размере без увеличения ставки акциза на спирт. Это позволит быстро и полностью легализовать алкогольный рынок, так как производителей спирта не так много.
Дешевая водка должна быть
Павел Цицилин:
Акцизы на водку повышаются каждый год. В прошлом году в январе акциз изменился с 38 рублей до 42 рублей за бутылку. То есть рост составил 10%. И естественной закономерностью этого процесса является то, что часть рынка уйдет в тень. Причем так происходит не только у нас, но и в любой стране. Как только продукт становится недоступным, ему находится альтернативный вариант. Я могу сказать, что дешевая водка на рынке должна быть, а бороться с алкоголизмом все-таки надо комплексно. Нужно ограничивать доступ к алкоголю для вновь появляющихся на рынке потребителей. Я имею в виду детей и молодежь. Те, кто пил всегда, скорее всего, пить не прекратят. Лишив их водки за 89 рублей, мы спровоцируем людей на то, что они будут пить различные заменители. В конечном итоге мы можем получить не оздоровление нации, а повышенную смертность от отравления суррогатом. Поэтому решать вопрос нужно комплексно, в частности, вести пропагандистскую работу среди молодежи и показывать людям альтернативу.
Вызывает опасения идея перехода на предоплату за акцизные марки. Если предприятие будет вносить предоплату за марку, а реализовать продукцию с отсрочкой платежа, то как же зарабатывать деньги?
Справка
90,5% - доля водки в производстве алтайских ликероводочных и винно-водочных заводов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале