Совсем скоро, уже 1 февраля, вступят в силу отдельные положения эпохального Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". А к июлю Закон о торговле заработаетв полную силу. Вокруг этого документа было слишком много стычек на самом высоком уровне. Недавно я ознакомился с ним (см. "Российскую газету" от 30 декабря) и пришел к выводу: закон не прошел испытания Госдумой.
Итак, что же приняли наши депутаты? Не буду вдаваться в подробности всего документа, а обращу ваше внимание лишь на статью 14 "Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов". Это инициатива ФАС. Суть ее вот в чем. Предположим, что "Мария-Ра" (да не обидится на меня Александр Ракшин) захотела открыть в каком-либо городе или в границах муниципального района еще один магазин. При этом она не должна нарушить статью 14, а именно — доля торговой сети на рынке в рамках этого города или района не может превышать 25% от объема всех реализованных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год.
В связи с этим у меня возникает несколько вопросов. Первый: ну и как это считать? Возьмем для примера Барнаул. Да, наверняка крупные торговые сети ведут свою статистику, которая может стать открытой и доступной для надзорных органов и представителей мэрии. Но еще в Барнауле крутятся миллиарды рублей в мелкорозничной торговле. Продукты продают десятки маленьких магазинов, несколько базаров, сотни лотков и ларьков, где все необходимые для исполнения закона данные нужно будет взять.
Вопрос второй — кто этим будет заниматься? Точнее, кто будет проводить оценку размера продовольственного рынка в том же Барнауле? Если эти функции будут переданы чиновникам, то их число для осуществления такой масштабной работы всенепременно увеличится в разы. По данным журнала "Эксперт", в России насчитывается 506 городских округов и 1809 муниципальных районов плюс Москва и Петербург. И при этом далеко не факт, что данные чиновничьего мониторинга будут объективными. Скорее всего, они вызовут споры, в том числе и судебные.
Третий вопрос — как быть с поглощениями? Не секрет, что с приходом крупных сетей в малые города местные представители ритейла сворачивают свою деятельность. Они любо уходят с рынка, либо предлагают себя в качестве объекта продажи. Предположим, что один супермаркет какой-либо сети уже давно (до принятия закона) занимает более 50% местного рынка. И к нему обращается локальный предприниматель: "Купи у меня три магазина!" Закон теперь не позволит осуществиться подобной сделке.
Четвертый вопрос связан с тем, что некоторые представители торгового бизнеса активно развивают разные форматы, в том числе под разными брэндами. В потребительском сознании это совершенно разные магазины, а для владельцев — родственные. Как считать их долю присутствия на рынке? Вместе или по отдельности?
И, наконец, последнее: статья 14 вряд ли защитит многих местных ритейлеров от прихода крупных операторов. В нашей стране есть еще множество малых городов, куда гипермаркеты пока не пришли. Теперь же они могут там спокойно построиться и сразу довести свою долю до 60–80%. Законом это, как я понял, не запрещается.
Самое важное - в нашем Telegram-канале