Экономика

Отделы вместо инспекций

"ВД" стали известны подробности реформы краевой налоговой службы. За три ближайших месяца налоговики укрупнят территориальные налоговые инспекции, сократив их количество более чем в два раза. А на месте ликвидированных инспекций оборудуют "обособленные рабочие места". Реформа затронет и само управление, где ряд отделов будет объединен. Попавших под сокращение сотрудников постараются трудоустроить. Предприниматели находят во всей этой истории и плюсы, и минусы.

Как уже сообщала наша газета, с середины ноября краевое Управление Министерства по налогам и сборам официально называется Управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по Алтайскому краю. Одновременно стартовала реформа всей структуры налоговых органов края. Территориальных налоговых инспекций, например, станет меньше более чем в два раза. Сократятся численность персонала (на 445 человек) и количество отделов в краевом управлении (до 20). До этого в составе управления работала 41 инспекция (две инспекции районного уровня, пять - городского, 29 - межрайонного и пять - районных в краевом центре), численность штата составляла около 3,5 тыс. человек, а отделов в управлении было 25. При этом налоговики обслуживали около 50 тыс. юридических лиц и почти 2 млн. физических, из которых 110 тыс. были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В краевой налоговой службе "ВД" рассказали, что территориальных инспекций теперь будет 19, из которых пять будут находиться в Барнауле, не считая инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками, а еще 13 получат статус межрайонных. При этом места их расположения уже определены (см. инфографику). "В выборе места для центрального офиса укрупненных инспекций сыграло роль много моментов, прежде всего территориальных. Местонахождение инспекции предполагалось в городе или крупном административном районе. Мы рассматривали наличие там подходящего здания, где можно было бы разместить сотрудников укрупненных инспекций, возможность оперативного набора дополнительных кадров, географическое положение, наличие дорог, связи и т.д.", - комментирует ход реформы и.о. руководителя краевой налоговой службы Алексей Легостаев. В налоговой службе пока не определились, как быть с освобождающейся материальной базой, зданиями и мебелью.

В то же время налоговики поясняют, что начавшаяся реформа не означает, что уже завтра налогоплательщики будут сотрудничать с новыми укрупненными инспекциями. Сначала планируется провести "сверку всех налогоплательщиков", а о полном переходе на работу по новым стандартам можно будет говорить не ранее чем через три месяца. Любопытно, что на месте ликвидированных инспекций налоговики планируют оставить "территориально обособленные рабочие места", т.е. отделы, которые будут заниматься обслуживанием налогоплательщиков. Практически не изменится статус инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками. Алексей Легостаев сообщил, что возлагает на нее большие надежды. "Я уверен, такое направление перспективно. Может быть, когда-нибудь на территории края начнут появляться и специализированные налоговые инспекции, которые будут администрировать налогоплательщиков по их отраслевому признаку", - говорит он.

Реформа самого краевого Управления ФНС подразумевает объединение отделов близких по профилю, что, по мнению налоговиков, "не повлияет на функции управления". Например, отдел, занимающийся единым социальным налогом, будет объединен с отделом налогообложения физических лиц. "Это закономерно. Специалистам понятно, что это работа, связанная с налогообложением заработной платы", - комментирует Легостаев. Кроме того, отдел недоимки объединится с отделом обеспечения процедуры банкротства. А отдел контроля за контрольно-кассовой техникой сольется с отделом контроля за алкогольной и табачной продукцией. Традиционно они считались в налоговой службе самыми "ответственными" и "проблемными".

Подпадающих под сокращение сотрудников (445 человек - это в среднем по краю 17% штатной численности налоговой службы) попытаются трудоустроить на новые места. "Мы будем проводить переговоры с главами администраций городов и с другими, в частности федеральными, службами о трудоустройстве наших сотрудников", - обещает Алексей Легостаев. Освободившиеся места собираются автоматизировать. "Придется пересматривать отдельные подходы, отдельные методы по налоговому администрированию, приобретать современную технику, позволяющую интенсифицировать работу специалистов. Например, придется клеить конверты с квитанциями не вручную, а приобретать машину, позволяющую автоматизировать эту операцию", - рассказывает Легостаев.

Предприниматели сдержанно реагируют на начавшуюся реформу. Учитывая, что в период реформирования ни одна структура не может работать стабильно (чему в последнее время было немало подтверждений), основной удар из-за первоначальной неразберихи примут на себя бухгалтеры. Но в крупных городах, где сосредоточен основной бизнес в крае, изменения будут крайне незначительными. В Барнауле, например, количество городских инспекций не изменится. "Мы беспокоимся о ходе реформы, хотя этого вопроса пока не обсуждали, поскольку какой-то реальной картины у нас не было. Но если вспомнить, что и сейчас в налоговых инспекциях можно столкнуться с очередями, то думаю, что сокращение штата может повлечь за собой определенные трудности", - говорит исполнительный секретарь совета предпринимателей Ленинского района Светлана Чурсина.

В сельских районах края, по нашей информации, относятся к реформе двояко. С одной стороны, после нее должен ослабнуть контроль со стороны налоговых органов, считают на селе, но и предвидят при этом возникающую трудность доставки документов в налоговые инспекции. "Нельзя не учитывать, что в сельских районах слабо развиты средства связи, что затруднит общение с налоговиками. Но и у налоговиков можно прогнозировать трудности с проведением проверок. Например, с транспортом для вывоза сотрудников на место проверки, проживания их там", - комментирует директор компании "СН-Консалтинг" Андрей Смоквин. Хотя и добавляет, что "все эти вопросы можно решить при правильной организации работы".

Алексей Легостаев в свою очередь подтверждает, что проблем в связи с реорганизацией службы много. "Ясно, что работать в прежнем режиме уже не получится", - говорит он. Но и отмечает, что "главным все же станет обеспечить сбор налогов, не дать сбоя в выполнении задания всех уровней бюджета, которое поставлено перед нами".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость