Недавнее предложение европейских парламентариев закрыть въезд в Шенгенскую зону шестидесяти российским чиновникам, причастных, по их мнению, к гибели Сергея Магницкого и арест их банковских счетов в странах ЕС вызвал бурную реакцию российских парламентариев и иных представителей отечественной элиты, напоминающую скорее эмоциональный всплеск, нежели взвешенное политическое заявление.
Столь явное негодование, граничащее с праведным гневом, наш политических класс выражал разве что по поводу жестокого обращения западных усыновителей с российскими сиротами и иностранного усыновления вообще. Та же риторика оскорбленного национального достоинства, тот же образ врага, стремящегося нанести урон нашей стране не так, так эдак, те же вырвавшиеся из подсознания пропагандистские клише эпохи " холодной войны"… Все эти стилистические сближения невольно связывают- по крайней мере так кажется обывательскому сознанию - два внешне довольно различных сюжета. Хотя, если вдуматься, разница не столь уж и велика - и в том, и в другом случае российская элита , не таясь, показывает свое истинное отношение к происходящему в стране и в мире, к своему народу и непосредственным личным интересам, не оставляя аудитории никакой возможности для прекрасного заблуждения. В этом плане наивная непосредственность правящих кругов и удивляющая уверенность в абсолютной безнаказанности своих действий - умивляет не меньше, чем уверенность современного российского бизнеса в правильности и неподсудности собственных методов.
Что, собственно, вызвало скандал - и даже заявление МИД по поводу предложений ( не решений даже) ОБСЕ в отношении " Списка Магницкого"? Напомним- в мае 2010 с аналогичным предложением выступил американский конгрессмен Бенджамин Крамер – в его перечне "нежелательных для въезда в США" чиновников фамилий было немного больше . Обсуждение в Интернете отвечает на это однозначно - дело ничуть не в национальном достоинстве, а в том. что политический класс задели за живое, ни для кого давно не секрет, что нажитые тяжелым трудом в управлении РФ капиталы хранятся не в Сбербанке, что недвижимость наши лидеры приобретают вне пределов родины, и дети их учатся в основном не в МГУ, а в западных университетах. Что касается вложений капитала - в экономики западных стран наш бизнес инвестировал немало, создал в период кризиса значительное количество рабочих мест, поддержал спорт, культуры и, несомненно, образование – количество российских студентов ( полностью оплачивающие свое обучение и пребывание в стране) стало серьезным подспорьем европейских и американских вузов, в некоторых создаются специальные программы для плохо владеющим английским … Интересная подробность- студенты из России и бывшего СССР не только окупают собственное обучение – высокая плата иностранцев позволяет сохранять стипендии для наиболее одаренных малообеспеченных местных абитуриентов. Как ни удивительно, в числе последних уже стали появляться бывшие соотечественники- те, кого успели усыновить… Напомню – в основном к иностранному усыновлению у нас определялись дети с отставанием в развитии и наследственными заболеваниями. Многие из них, как ни удивительно, на новой родине преодолели недуги. Коллега- американка, несколько лет назад удочерившая девочку из ульяновского детдома , рассказала, что в колледже где учится дочка, несколько русских – дети региональных бизнесменов, она им помогает осваивать программу и находить общий язык со сверстниками. " Мне кажется, вся кампания против американского усыновления была придумала для того, чтобы дети русских алкоголиков, которых мы выходили и вылечили, не учились вместе с отпрысками русских министров и нуворишей",- сказала как-то она в сердцах.
Нет худа без добра – как бы то ни было, кампания в СМИ о жестокости американских усыновителей имела позитивный смысл – наконец, у нас стали писать и о жестокости российских родителей, и ужасаться ничтожности наказания насильников, дошедших до суда. В результате обыватель утвердился во мнении, что бить и калечить детей нехорошо. И даже понял, что права детей, которые не умеют писать жалобы, все же нуждаются в специальной защите, как бы тому не противились поборники " традиционных педагогических методов". И, слаба Богу, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов подтвердил приверженность этой позиции...
Однако вернемся к злополучному списку " невыездных" чиновников – в случае одобрения ЕС предложенных мер, им и их близким действительно не повезет. Но, как язвительно заметила российская блогосфера, список слишком краток, и даже воспитательного значения эта мера не возымеет. Нашим блоггеры предлагают разные варианты международной борьбы с беззаконием и коррупцией в России – кто-то уповает на приверженность западных демократий идее прав человека ( напомним таким о стратегических партнерах Запада вроде Саудовской Аравии или Пакистана ), кто-то – на прагматичность бизнесменов, обязанных соблюдать этические и социальные принципы корпорации в странах с переходной экономикой ( им - горячий привет от " ИКЕА" и других кампаний, счастливо эксплуатирующих детский труд в Индии и Китае).
Мне куда ближе позиция той же коллеги- американки, написавшей много статей и книг о русской культуре и истории. Она считает, что чем больше детей российской элиты учится в западных университетах, работают в западных компаниях и осваивают западную юриспруденцию, тем лучше. " Наступит время, они придут к своим родителям., и скажут- папа, хватит вороват. Давай попробуем делать нормальный бизнес, давай жить по закону – это выгодно и нам, и нашему народу. И пусть над нами перестанут смеяться. Это было и у нас, вспомним, кем были предки того же Кеннеди".
Над нашими чиновниками и бизнесменами, увы, нередко смеются. Да, их принимают, да, их используют – это не меняет дела. Они так и не стали не европейцами, ни равными партнерами, и не научились себя вести достойно – ни в бизнесе, ни в обществе. Безвкусное купечество Куршавеля , бездарно провалившийся гипезатратный проект " Сноб" - предмет издевок престижных западных изданий, от " Ле Морд" до " Нью Йоркера" , своего рода знак тех " новых русских", которые пришли на Запад – об их отличии от дворян "первой волны" русской эмиграции рассказывают на Елисейских полях экскурсоводы…
Нет, не надо лишать российскую элиту капиталов и недвижимости в Европе и Америке, ни в коем случае. Пусть их семьи живут на Лазурном берегу, а дети учатся в Сорбонне и Кембридже. Кто-то из них наверняка захочет исправить ошибки родителей…
Самое важное - в нашем Telegram-канале