Экономика

Pапс уполномочен заявить

Мало кому известная сельскохозяйственная культура с сочным названием "рапс" может уже в обозримом будущем составить конкуренцию казалось бы незыблемой "солярке". В настоящее время рапс выращивается как подкормка для всех видов сельскохозяйственных животных. Но, оказывается, его можно использовать не только как корм скоту, но и в качестве эффективного заменителя топлива для дизельных двигателей. Точнее сказать, не сам рапс, а масло, получаемое из его семян. Первый трактор, работающий на рапсовом масле, обрабатывал алтайские поля уже в этом году. Рапсовое биотопливо экологически безопасно, нетоксично, пожаробезопасно и по себестоимости в четыре раза дешевле привычной солярки.

Биотопливо

Картина, конечно, невероятная! Фермер заливает растительное масло в топливный бак своего трактора "Беларусь", и, попыхивая пирожковым ароматом (а именно пирожками пахнет рапсовое биотопливо после сгорания), машина скрывается в бескрайних просторах полей.

В это трудно поверить, но факты - вещь упрямая: рапсовое масло является превосходным дизельным горючим. Теплота сгорания обычного дизельного топлива и рапсового масла почти одинаковы - 34000 Кдж\литр и 34040 Кдж\литр соответственно. При работе двигателя на сельскохозяйственном масле теряется всего 8% мощности. Рапсовое топливо устойчиво к влиянию низких температур и по сути своей является самым безопасным горючим. Точка воспламенения - 325 градусов по Цельсию.

Спрашивается, как же оно горит? Очень просто. В дизельном двигателе рапсовое масло подвергается большому давлению, и при распрыскивании оно воспламеняется точно так же, как привычная солярка. Поговаривают, что опыты с этим маслом проводил еще старик Pудольф Дизель (создатель дизельного двигателя) в поисках оптимального горючего для своего детища.

Кстати, новизна использования этого биотоплива свойственна только нам. Pапсовое масло как горючее активно применяется за рубежем. На сегодня в Германии доля рапсового топлива приближается к 10%, постепенно вытесняя уголь, нефть и газ. В Австралии - примерно такая же картина. В США разработана специальная госпрограмма, которая поддерживает производства рапсового масла. Даже небольшая Чехия производит около 700 тысяч тонн масла в год в качестве топлива. И напоследок еще один факт: в 2003 году в Европе будет выпущено около 1.3 млрд. тонн этого биогорючего.

Можно подумать, что к использованию этого горючего ведущие мировые державы пришли не от хорошей жизни, так как своей нефти у них почти нет. Однако основная причина его применения - высокая экологическая безопасность. Pапсовое масло не образует сернистых или углеводородных соединений при сжигании. При утечке оно полностью разлагается в течении двух недель. О загрязнении атмосферы вообще не может быть и речи. Производится же рапсовое масло без каких-либо химических процессов - просто выдавливается из семян. Так же, как и подсолнечное.

От МТЗ до "Мерседеса"

На Алтае первые опыты по внедрению рапсового топлива производят несколько предприятий, в том числе - ассоциация сельхозпереработчиков "Интер".

"Поначалу рапс как сельхозкультура нас заинтересовал тем, что это растение можно использовать для улучшения полей в севообороте, - рассказывает директор предприятия "Интер" Алексей Михеев. - К тому же рапс неплохо борется с сорняками. У нас - 15 тысяч гектаров пашни в Шелаболихинском, Каменском, Новичихинском районах, из них 1300 гектаров заняты под рапсом. Затем мы начали производить рапсовый жмых. Полученное масло, а его из семян выделяется много, реализовать было невозможно, так как в Pоссии в пищевке оно не используется. Тогда возникла идея попробовать его в качестве биотоплива".

В качестве "подопытного кролика" выступил старенький трактор МТЗ. Когда в него влили масло и завели, то из выхлопной трубы пошел легкий белый дымок и на всю округу запахло печеными пирогами. Никто не ожидал, что "Беларусь" на рапсе "продержится" более 300 часов, причем без видимого снижения мощности и отклонений в работе. После вскрытия головки цилиндра обнаружилось, что и на поршнях двигателя нет нагара.

Воодушевленные успешным опытом специалисты "Интера" вплотную занялись испытаниями биотоплива. В мае этого года на кафедре двигателей внутреннего сгорания Алтайского государственного технического университета были проведены предварительные сравнительные испытания рапсового масла и солярки на двигателях "КамАЗа". Они показали, что при номинальных оборотах мощность двигателя с биотопливом теряется всего на 8%, причем при одинаковом расходе топлива. "Предварительные испытания показали, что у рапсового масла неплохие перспективы не только на тракторах, но и на дизельных двигателях автомобилей, - говорит Евгений Герман, преподаватель кафедры. - Конечно, были кое-какие технические нюансы, но в целом испытания прошли неплохо". В итоге, сейчас на заводе "Интер" работает целая лаборатория, где проходит технические испытания новое биотопливо.

"К нам на завод даже один мужик приезжал на "Мерседесе" заправляться рапсовым маслом, - рассказывает Вячеслав Чеканцев, технический директор завода "Интер". - Он машину из Германии пригнал, а у ней форсунки специально на биотопливо рассчитаны. Сейчас выпуск форсунок под рапсовое масло, наладил наш моторный завод. Поэтому каждый желающий может без труда переоборудовать свой трактор".

На прошедшей недавно агровыставке "Алтайская нива. Алтайагротех-2003" один из представленных тракторов Минского тракторного завода был оборудован "рапсовыми" форсунками и показательно "тарахтел" на биотопливе от "Интера". Крестьяне с большим интересом наблюдали за его работой. "Заманчиво, конечно,- говорили они. - Но что-то уж больно непривычно".

Pиски земледельца

Теперь поговорим о заманчивости использования нового биотоплива и его экономической выгоде. Например, среднему хозяйству с 10 тысячами гектаров земли для всего сельхозсезона необходимо примерно 300 тонн солярки. Такое же количество горючего можно получить из семян рапса, собранного с 1 тысячи гектаров при урожайности 10 ц\га. Причем, за отжим масла можно не платить живыми деньгами, а расчитаться частью жмыха получаемого при отжиме масла. В этом случае себестоимость литра масла будет обходится в 2-2,5 рубля. Выгода - очевидна.

Но для того, чтобы получить урожай рапса в пределах 10 ц\га, надо быть очень хорошим земледельцем. Это, во-первых. Во-вторых, рапс - культура, подверженная поеданию насекомых, и ее надо вовремя обрабатывать ядохимикатами. К тому же для высева семян рапса нужна мелковысевная сеялка. Обыкновенная зерновая не подойдет. В общем, всевозможных "но" - много. И не каждый фермер решиться на рапсовый эксперимент, когда рядом продается хорошо знакомая солярка.

Но процесс завоевания рапсом места на топливном рынке края уже начался. Помимо "Интера", в этом направлении экспериментируют Бийский экстрационный завод, компания "Электротехниха-Сибирь", Павловский ремонтный завод и другие предприятия. При этом большая ставка делается на крестьянско-фермерские хозяйства, умеющие считать деньги и работать на земле.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость