В феврале "Барнаульское городское общество автопредпринимателей" обратилось в мэрию Барнаула с просьбой пересмотреть тариф на проезд. В настоящее время это предложение рассматривает комитет экономического анализа и ценового регулирования администрации города. Если предложение предпринимателей будет принято, то они могут рассчитывать на новую ставку тарифа — 12 и 15 рублей. Это позволит им достичь рентабельности 15%.
Последний раз тариф на городские перевозки в Барнауле менялся в 2008 году. С тех пор, утверждают автопредприниматели, произошел существенный рост цен на коммунальные услуги, топливо, запасные части для автобусов и др. (см. "Прямую речь"). Кроме того, сократилось число работников, желающих занять вакансию водителя или кондуктора. В наиболее сложном положении оказались владельцы автобусов средней и малой вместимости. По словам председателя "Барнаульского городского общества автопредпринимателей" Валерия Леонова, сегодня на линию выходит на 30% меньше таких автобусов. В кризисный период общественный транспорт потерял 18–20% пассажиров. Перевозчики говорят, что люди начали экономить на проезде и ходить пешком.
Директор автопредприятия "СолГри" Сергей Гриднев отмечает, что пассажиры Барнаула уже почувствовали на себе проблемы, с которыми столкнулись автопредприниматели. "На популярных маршрутах города увеличился интервал движения, некоторые маршруты закрываются. Автобусы выходят из строя прямо на маршрутах — это тоже следствие неповышения тарифов: у предпринимателей нет средств на обслуживание машин. И мое предприятие не единственное, где имеются многомиллионные долги перед поставщиками ГСМ и запчастей", — говорит собеседник.
"Крупные перевозчики еще как-то выживают, а вот мелкие, то есть те, кто работает на автобусах малой вместимости, уже имеют задолженности по налогам. А это очень опасно, ведь дело может дойти до банкротства. Особенно тяжело тем, кто взял в кредит китайские и корейские автобусы. Ведь раньше работала программа, согласно которой такие автобусы должны были заменить "Газели". Теперь необходимо рассчитываться. А как это делать, если компания работает в убыток?" — комментирует Валерий Леонов.
Исполнительный директор компании "Барнаулпассажиртранс" Олег Яблинский заметил, что в Алтайском крае тариф на городские перевозки самый низкий в Сибири. В таких городах, как Иркутск, Красноярск, Новосибирск, тариф 12 рублей действует с прошлого года.
Перевозчики сетуют на то, что ситуация у всех предпринимателей сейчас одинаково тяжелая, поэтому и встал вопрос о пересмотре тарифа. По словам автопредпринимателей, сейчас комитет экономического анализа и ценового регулирования Барнаула рассматривает обоснованность их экономических расчетов. Однако в сообщении мэрии, появившемся 26 мая, утверждается, что обращение перевозчиков не сопровождалось комплектом документов, отражающих экономическую ситуацию в компаниях. В связи с этим комитет пока не может дать оценку предложению автопредпринимателей. Перевозчиков такое сообщение насторожило, но они надеются дождаться официального заключения комитета.
"У нас простаивают исправные автобусы"
Валерий Леонов,
генеральный директор компании "Евробус":
После повышения тарифа в августе 2008 года произошло резкое увеличение курса евро. Сейчас он немного ниже. Стоимость запчастей выросла на 120%. На 115% подорожали смазочные и эксплуатационные материалы. Затраты на электроэнергию выросли с 2,94 рубля до 4,80 рубля за 1 кВт. То есть рост составит 160%. Тепловая энергия стала дороже на 163%. Услуги водоснабжения и водоотведения подорожали на 127%. Транспортный налог увеличился на 250%. Госпошлины на техосмотр также увеличились: если ранее мы платили за единицу транспорта 30 рублей, то теперь платим 300 рублей. Мы столкнулись с увеличением ставки за диспетчерское обслуживание. Рост — 142%. Кроме этого, мы должны все транспортные средства оборудовать ГЛОНАСС. Оборудование одного автобуса стоит порядка 26–28 тыс. рублей. Сейчас наблюдается сезонный рост цен на топливо. В сравнении с 2009 годом он составил 15%. Естественно, что нам просто необходимо увеличивать зарплату персоналу. По нашему предприятию зарплата водителей составляет 10 тыс. рублей, кондукторов — 7 тыс. рублей. Мы не можем повысить ее с 2008 года. У меня исправные автобусы простаивают, потому что на них некому работать.
Справка
Всего в Барнауле работают 1,2 тыс. единиц общественного транспорта. 400 из них — автобусы большой вместимости. Только сто таких автобусов являются новыми, остальные 300 подлежат замене.
Источник: данные компаний, осуществляющих автоперевозки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале