Экономика
252

Первый месяц весны бизнесмены закончили оптимистичнее

Несмотря на продолжившееся в марте падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса становится меньше. По сравнению с началом года все больше компаний полагают, что ситуация в ближайшее время кардинально меняться не будет. Таковы общие выводы мартовского мониторинга, который провели «ОПОРа России» и консалтинговая компания «Бауман Инновейшн» (см. результаты мониторинга за февраль).

Розничным клиентам крупных поставщиков все труднее становится соблюдать платежную дисциплину. В марте проблемы с неплатежами со стороны покупателей беспокоили каждую третью компанию.
Розничным клиентам крупных поставщиков все труднее становится соблюдать платежную дисциплину. В марте проблемы с неплатежами со стороны покупателей беспокоили каждую третью компанию.
Михаил Хаустов

На сегодняшний день доля компаний, которые характеризуют состояние своего бизнеса как хорошее (21%), меньше доли предприятий, дающих негативную оценку (30%). Остальные компании предпочли формулировку «ни хорошо, ни плохо».

Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит чуть менее удручающе, чем в начале года. Тогда к ухудшениям готовились около половины опрошенных руководителей компаний. В марте компаний, дающих негативные прогнозы, оказалось 32%. До 41% (по сравнению с 26% в начале года) увеличилась доля руководителей, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. Количество оптимистов по сравнению с началом года практически не изменилось: по итогам мартовского мониторинга 27% опрошенных ждут улучшений уже через месяц.

Около половины компаний (46%) продолжают отмечать падение спроса на свою продукцию (в начале года — 63%). Как «неизменную» ситуацию со спросом охарактеризовали 39% опрошенных (в начале года — 24%). Вместе с тем с начала года стабильно две трети компаний оценивают текущий размер спроса как «умеренный» (43%) или «высокий» (20%). Увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (с начала года около половины респондентов по-прежнему испытывают сложности).

Серьезные проблемы сохраняются в сфере заемного финансирования: на сегодняшний день для двух третей предприятий привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями (40%) или «практически невозможно» (28%).

С начала года наблюдается значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков. За последний месяц его отметила половина опрошенных компаний (для сравнения: лишь 8% респондентов отметили снижение цен поставщиков). На сегодняшний день «достаточно высокими» или «очень высокими» цены контрагентов назвали 39% респондентов, 55% компаний считают цены поставщиков «умеренными». При этом среди респондентов на понижение отпускных цен идет одна из пяти компаний (22%), зато о повышении цен заявили 28% респондентов.

Незначительные позитивные изменения отмечаются на рынке кадровых ресурсов: сегодня подобрать персонал для 38% компаний не представляет труда (в начале года эта цифра составляла 33%). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для трети респондентов (35%).

Более доступной становится недвижимость: подбор помещений для бизнеса не вызывает никаких сложностей у 35% респондентов. Вместе с тем проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для трети опрошенных компаний.

12% руководителей предприятий говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. При этом давление на бизнес за последний месяц усилилось. 11% компаний испытали на себе противоправные действия налоговых органов. «Пресс» со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 4% респондентов.

На высоком уровне остается активность рейдеров. Так, 13% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последний месяц и почти половина из них отмечают, что ситуация ухудшается.

С начала года более половины опрошенных предпринимателей регулярно отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем в настоящее время на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов.

30% респондентов имеют задолженности, чаще перед поставщиками. Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (40%).

В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период лидирует «падение спроса» (49%). На втором месте — «дефицит финансовых ресурсов» (46%), на третье место поднялась проблема, связанная с «неплатежами со стороны покупателей» (28%). По сравнению с началом года в два раза возросла актуальность проблемы, связанной с «требованиями и проверками со стороны регулирующих органов». Если в начале года лишь каждый 20-й респондент отмечал ее в качестве одной из трех, ключевых для своего бизнеса, то в мартовском мониторинге эту проблему отметил уже каждый 10-й.

Опрос показал, что отрасли по-разному реагируют на кризис. Так, по итогам трех месяцев мониторинга предприятия торговли, производства и бытовых услуг главной проблемой назвали спад спроса на продукцию/услуги. Дефицит финансов поставили на первое место среди проблем предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительной и транспортной отрасли.

Структура приоритетов компаний практически не меняется. Около 60% опрошенных компаний основной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 14% соответственно). Такие «непопулярные» меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 18%, 12% и 8% соответственно. 13% компаний предполагают пойти на снижение цен. 25% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса.

Сергей Борисов,
президент «ОПОРы России»:

Мартовский мониторинг наглядно демонстрирует, что за несколько месяцев малому бизнесу удалось «приноровиться» к новой ситуации. Неслучайно, ожидания и прогнозы предпринимателей стали менее пессимистичными. Но это не означает, что проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с кризисом, разрешатся сами собой. Мы по-прежнему ожидаем от правительства решительных и выверенных действий.

В чем суть мониторинга

Мониторинг «ОПОРы России» и «Бауман Инновейшн» — это проект, в рамках которого отслеживаются изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), и реакция компаний на эти изменения. На протяжении 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России будут ежемесячно отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.

«ОПОРа России» — общественная организация малого и среднего предпринимательства. Основными задачами заявлены: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией и т. д.

«Бауман Инновейшн» — компания, специализирующаяся на выработке программ в области конкурентоспособности и экономического развития. Ее клиентами в России являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес-ассоциации.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость