Экономика

Подробности потери ещё одного завода в Алтайском крае

"Вы себе представляете? Алло, „скорая”, приезжайте по адресу: гараж номер 10". Марина Пахолкова, председатель профкома "Алтайхимпрома", объясняет: многие в Яровом на лето переезжают на дачи и в гаражи, чтобы сдавать отдыхающим квартиры и хоть что-то заработать.

Теперь этот способ сезонного заработка станет единственным еще для нескольких сотен яровчан: конкурсный управляющий "Алтайхимпрома" Татьяна Казакина подписала приказ о сокращении персонала. Консервация основных цехов здесь началась с 15 марта.

"Алтайхимпром" и его полигон химических отходов.
"Алтайхимпром" и его полигон химических отходов.
Олег Богданов

Укладчики и бармены

Давать комментарии нашей газете Татьяна Казакина отказывается: занята сокращением персонала. По цехам идет составление поименных списков: кого оставить, кого за ворота первым эшелоном, кого чуть позже. Из 760 работников больше половины, 400–450, подлежат сокращению. Решение о сокращении 243 работников, в том числе высококвалифицированных, уже подписано.

Виктория Кузнецова,
директор центра занятости населения города:

Учитывая специфику профсостава увольняемых работников стратегического предприятия, мы не можем трудоустроить всех по специальности: в Яровом нет подобных предприятий.

В центре занятости, по ее словам, на 22 марта есть 40 вакансий, часть из них – временная работа. Укладчик тротуарной плитки, диспетчер такси, бармен, дежурный в гостиницу… Еще немного вакансий, возможно, появится летом, когда в Яровом откроется "Причал 55".

– Будем проводить переобучение всех желающих, помогать в организации собственного дела, – продолжает Виктория Кузнецова.

Кого оставили на заводе? Понятно, административно-управленческий персонал – кто ж будет заниматься предпродажной подготовкой? Да еще тех, кто обслуживает городские очистные сооружения, кто подает воду, кислород, уголь и воду на ТЭЦ. Завод и город и сегодня неразрывно связаны друг с другом.

Инвесторы и рейдеры

Заводчане много лет надеялись на государство. Не потому, что не могут жить без его опеки: государство – совладелец завода: 38% акций. Что ж, государство от ответственности и не уходило. Еще в начале 2000-х заботами краевых чиновников от завода отделили ТЭЦ, после чего пар для него стал "золотым". Чиновники Минпромторга и госимущества регулярно обсуждали ситуацию и давали указания руководству принять меры.

– На ежегодное собрание приезжал представитель управления госимущества и говорил: "Какие же вы молодцы, продержались еще год, вам надо памятник поставить", – вспоминает очевидец.

Делами же на заводе заправляли люди, поставленные другим совладельцем – бизнесменом-рейдером Александром Глуховским, который и в Москве-то был гость нечастый (контролировал 52% акций).

– Его надо бы искать на яхте в Средиземном море, – как-то говорил представитель менеджмента.

Еще бы, с 2004 года Глухов­ский пребывал в международном розыске. Ц/у от Минпромторга он вряд ли читал, но его люди рисовали коллективу светлые перспективы.

А в 2008 году госпакет акций передали в госкорпорацию "Рос­технологии", но оформление передачи завершилось только в 2010-м. И только тогда в Мин­промторге приняли решение обанкротить предприятие, чтобы спасти его от растаскивания кредиторами. Считалось, что "Ростехнологии" – тот самый стратегический инвестор, который наведет здесь порядок.

Слова и дела

Однако к тому моменту долги предприятия кредиторам уже составляли почти 800 млн. рублей. В начале 2011 года здесь было введено внешнее управление, осенью того же года – конкурсное производство.

А тем временем в госкорпорации "поспешали медленно". "Алтайхимпром" вошел в холдинг "РТ-Химкомпозит", созданный в структуре "Ростехнологий". Имущество, не занятое в производстве (очистные сооружения и пр.), было оформлено в госсобственность. Усилиями конкурсного управляющего долги кредиторам удалось уменьшить до 325 млн. рублей (эта сумма входит в реестр задолженности третьей очереди).

Представители холдинга не раз приезжали в Яровое и раздавали обещания. Переговоры с руководством "Ростехнологий" вел и губернатор – последний раз встреча состоялась в марте.13 марта пресс-служба администрации края распро­странила заявление, которое, в общем-то, мало к чему обязывает: "Поставлена цель организации на базе имеющихся мощностей нового предприятия, ориентированного на выпуск востребованной на рынке конкурентоспособной продукции".

Но 15 марта Татьяна Казакина на суде объявила о консервации цехов  – у предприятия нет оборотных средств. Само конкурсное производство продлили до 15 сентября, с тем чтобы завершить подготовку имущества к продаже.

Озеро и отходы

Предприятие и сегодня  способно производить продукцию, востребованную на рынке, – речь идет в первую очередь о кремнийорганических жидкостях и дезинфицирующих средствах. Но никакого нового предприятия еще не создано, а поторопиться, похоже, не мешало бы: полгода простоя плюс месяцы на оформление лицензий – в таких условиях рынки могут быть окончательно потеряны.

Не ясно и другое: кто будет отвечать за полигон химических отходов, находящийся на территории завода. Отходы  здесь копились десятки лет, промзона расположена "в пределах активно развитых процессов разрушения берега" (к таким выводам пришла прокуратура еще в 2007 году), при этом берегоукреплением с тех пор никто так и не занялся.

– Если предприятие будет функционировать, все будет нормально. А если полигон будет бесхозным, это реальная угроза безопасности, – полагает Марина Пахолкова.

Еще одна партия работников будет сокращена к концу апреля.

Взялись за рейдеров

Правоохранительные органы крепко взялись за людей Глуховского – правда, уголовные дела формально с "Алтайхимпромом" не связаны. Сергей Глембо, член совета директоров "Алтайхимпрома", был приговорен к четырем годам колонии общего режима. Вместе с "подельником" он был признан виновным в хищении 110 млн. рублей из Волгоградского венчурного фонда. В декабре 2011-го по другому делу была осуждена и Наталья Гулевич, контролировавшая в компаниях Глуховского финансовые потоки (из-за болезни ее освободили из-под стражи). В ноябре в Таиланде полиция задержала и Глуховского, но затем освободила.

Александр Ситнов,
председатель "Росхимпрофсоюза":

Скорее всего, "Ростехнологии" заинтересованы в создании на площадке "Алтайхимпрома" высокотехнологичного предприятия, которое будет производить конкурентоспособную продукцию. Особенно если площадка будет стоить небольших, как обычно бывает после банкротства, денег. Рабочих мест там будет гораздо меньше, чем сейчас, но это все же лучше, чем ничего.

Справка

"Алтайхим­пром" – химическое предприятие, продукция которого применяется во многих отраслях промышленности, имеет монопольные позиции по ряду продуктов.

Предприятие обладает технической документацией, позволяющей ему выпускать более 100 видов продукции, является эксклюзивным производителем более 10 видов продукции на территории России и стран СНГ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость