Роль так называемого исторического фактора для позиции оператора сотовой связи на региональных рынках известна: кто пришел первым, тот и будет лидером. Несмотря на то что представители сотовых компаний на пресс-конференциях и в интервью утверждают, что победить такого лидера можно, в реальности, по крайней мере в Алтайском крае, этого сделать никому пока не удалось.
Еще не все операторы опубликовали финансовую отчетность за прошлый год. Поэтому самые свежие данные об их рыночных долях, которые представила аналитическая компания Telecom Daily, — за I квартал прошлого года. Но, по оценке экспертов, несмотря на некоторые колебания в процентах, существенных изменений на рынке сотовой связи в крае не произошло: расстановка сил в тройке лидеров осталась прежней. Операторы тоже это косвенно подтверждают. По данным Telecom Daily, по итогам I квартала 2012 года "Билайн" в крае имел долю 45,7%, "МТС" — 31,1%, "МегаФон" — 23,2% (доля "Ростелекома" не учитывается как незначительная).
Сергей Козерод,
директор Сибирского региона компании "ВымпелКом":
В Алтайском крае мы являемся лидером на рынке, занимая самую большую долю. Не секрет, что расти с меньших показателей всегда легче, чем стабильно удерживать лидерство. Однако благодаря эффективной работе команды Барнаульского филиала мы в 2012 году не просто сохранили позиции, но и наблюдали рост показателей как абонентской базы, так и выручки.
Алексей Попов,
коммерческий директор Алтайского филиала "МТС":
В целом значительных колебаний на рынке в 2012 году действительно не было. Естественные миграции абонентов между операторами не оказали существенного влияния на распределение абонентской базы в Алтайском регионе.
А Яна Полозова, руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке Алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФона", сказала, что доля по мобильной выручке оператора в крае в 2012 году увеличилась на 1,4%.
В 2010 году, когда "МегаФон" построил самую крупную на тот момент сеть 3G в Алтайском крае, директор филиала Валерий Казаченко заявил, что компания ставит перед собой цель занять второе место по числу абонентов в регионе. Тогда же эксперты прогнозировали, что развитие сетей третьего поколения может изменить расклад сил на региональном сотовом рынке, — в выигрыше окажется тот, кто построит сеть быстрее. Но сейчас очевидно, что этого так и не случилось.
"Мы эффективно работаем не только над удержанием нашей абонентской базы, но и над привлечением новых качественных абонентов, поэтому деление долей рынка будет, конечно же, меняться", — отмечает Яна Полозова. В "МТС" тоже сообщили, что рост подключений продолжается и в основном за счет data-тарифов, то есть тех, которые ориентированы на мобильный Интернет. "По итогам второго полугодия 2012 года количество sim-карт, подключенных к data-тарифам в Алтайском регионе, увеличилось на 25% по сравнению с первым полугодием", — констатировал Алексей Попов.
В "ВымпелКоме" отметили, что в первую очередь работа ведется над подключением так называемых качественных абонентов, то есть тех, кто долгое время сохраняет лояльность к оператору. "Сегодня мы фокусируемся не на количестве проданных sim-карт, а на появлении в нашей базе абонентов с более долгим "сроком жизни". Именно на них, например, ориентированы наши пакетные предложения, которые на данный момент для нас является чрезвычайно важным типом тарифного плана. И вот здесь как раз мы видим существенный рост абонентской базы", — сказал Сергей Козерод.
По оценке Дениса Кускова, гендиректора компании Telecom Daily, "исторический фактор" все же можно преодолеть, и на это могут повлиять новые технологии или выход на рынок оператора-дискаунтера, например, Tele2. "Может быть, таким оператором станет "Ростелеком", — сказал он.
Уйти будет проще
К усилению конкуренции на рынке и миграции абонентов может также привести введение принципа сохранения номера телефона при смене оператора (MNP). Уже с 1 декабря текущего года согласно принятому федеральному закону у абонентов сотовой связи должна появиться такая возможность. Крупные сотовые компании изначально были настроены скептически. Они ссылались на технические сложности реализации закона и высокие затраты на приобретение и настройку оборудования. Сейчас, когда возможность MNP утверждена законодательно, представители сотовых компаний высказывают мнение, что новшество сильно не повлияет на рынок.
"Мы уверены, что введение принципа переносимости номера не окажет существенного влияния на нашу абонентскую базу и не изменит расстановку сил на рынке, — сказала Яна Полозова. — Так или иначе, решение принято, и сейчас важно, как будет проходить внедрение MNP. Нам необходимо, чтобы регулятор вовремя издал все подзаконные акты, поскольку если их не будет, то мы не сможем протестировать работу этой услуги. К примеру, за рубежом процесс тестирования занимал до года. Если весной подзаконных актов не будет, то к декабрю этого года мы не сможем ввести MNP".
В "МТС" тоже подчеркнули важность своевременного появления подзаконных актов. А также сослались на известный факт, что на рынках с высоким проникновением мобильной связи (а в России — порядка 160%) наличие или отсутствие услуги по переносимости номера не оказывает существенного влияния на уровень оттока абонентов.
"Наряду с вопросом технической реализации маркетингу компании, безусловно, поставлена задача подготовить инструменты для сохранения выручки, абонентской базы и привлечения MNP абонентов от конкурентов, — говорит Сергей Козерод. — В целом согласно опыту стран присутствия компании услугами MNP может воспользоваться 2–3% абонентской базы, хотя некоторые аналитики дают и большие цифры. В составе "ВымпелКом Лтд" три страны, где был реализован принцип MNP: Италия, Пакистан, Грузия. В первый год введения услуги ею воспользовалось от 1% до 5% в разных странах. Мы будем учитывать опыт этих стран в своих возможных последующих действиях на рынке".
По оценке Дениса Кускова, возможность сохранения номера при смене оператора окажет более существенное влияние на рынок. "Если в России в целом проникновение сотовой связи составляет 160%, то в Москве и Санкт-Петербурге более 200%. Это значит, что на одного человека приходится по две-три sim-карты. Такое необъяснимо большое количество sim-карт говорит о том, что абоненты не всегда заинтересованы в своем операторе, они берут других на замену. А скоро у них появится возможность уйти совсем, — говорит он. — Поэтому операторам придется более тщательно прорабатывать программы лояльности. По нашим оценкам, потенциально возможностью сменить оператора с сохранением номера может воспользоваться до 20% абонентов".
Без роуминга дешевле?
В марте на рассмотрение Госдумы может быть вынесена поправка в Закон "О связи", которая отменит национальный роуминг. Абоненты при перемещении по стране смогут разговаривать без наценок внутри домашней сети. Обсуждаемая дата вступления этого закона в силу — 1 марта 2014 года. Это новшество может вызвать с одной стороны снижение выручки у сотовых компаний, а с другой — рост тарифов на мобильную связь. По оценке "МТС", отказ от внутрисетевого роуминга будет востребован только у 5% абонентов, которые часто ездят по России. В "ВымпелКоме" говорят, что если прогноз о повышении тарифов на связь реализуется, то он будет касаться всех абонентов, даже тех, кто не думал никуда ездить.
Факт
Эволюция сетей
Все компании "большой сотовой тройки" сообщили "ВД" о том, что готовят сети в Алтайском крае к внедрению стандартов 4G (LTE), которые гарантируют еще большие скорости мобильного Интернета, чем 3G. В компаниях также подчеркивают, что потенциал сетей третьего поколения еще не исчерпан. Когда в крае появится LTE, операторы пока не сообщают. В некоторых городах России такие сети уже работают (Томск, Красноярск, Новосибирск), но цены на связь в них выше, чем в сетях 3G. Кроме того, по данным TelecomDaily, на рынке всего около 10 моделей абонентских устройств, которые могут работать в LTE.
Опрос. А вы бы поменяли своего сотового оператора, если бы могли сохранить номер телефона?
- 38% Да
- 36% Нет
- 26% Точно рассмотрел бы такую возможность
Источник: опрос читателей сайта altapress.ru 14 марта 2013 года, проголосовали около 200 человек.
Самое важное - в нашем Telegram-канале