Экономика

Праздник Белого старца

Жизнь региона может изменить одна хорошая идея.

Доказано на примере

– Территории, которые хотят развиваться, могут стать вровень с любым туристическим регионом мира, – считает Юрий Плеханов, руководитель комитета по туризму Вологодской области. – Сейчас время поиска идей, а не денег. Не хватает именно идей, просчитанных экономически. И как только они появляются, финансирование находится в срок от одной недели до месяца...

Плеханов знает, о чем говорит: в Вологодской области успешно реализуется проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза". В самом его начале в сказочную резиденцию приезжало не более тысячи туристов – сейчас их уже 165 тысяч в год. И все везут деньги...

Вологодскую идею подхватили в Бурятии. Чтобы привлечь внимание к региону, на национальный праздник Сагаалган приехали всероссийский Дед Мороз из Великого Устюга и журналисты со всей России. Опыт продвижения региона через событийный туризм изучала наш корреспондент Алина Соломина.

Дед Мороз и Сагаан Убугун – братья навек

Сказочный гость из Великого Устюга прибыл по приглашению своего друга – Сагаан Убугуна. Сагаан Убугун (Белый старец) – буддийское божество, покровитель всего живого на земле, и пока он широко известен, пожалуй, только в Бурятии. Что будет через несколько лет, предсказать не беремся, но у Белого старца есть все шансы стать не только обладателем собственной резиденции (вспомним вотчину Деда Мороза!), но и одним из символов региона.

Сагаалган в Бурятии – официальный выходной. На проект "Дед Мороз в Бурятии" было отведено четыре дня – ровно столько длился визит сказочного гостя. Организатором акции выступило республиканское агентство по туризму, оно же выделило деньги на проведение всех мероприятий, поездки новогодних персонажей по республике, приглашение журналистов, в том числе и из других регионов.

Программа пребывания в Бурятии всероссийского Деда Мороза состояла из социальных обязательств вроде посещения утренников в школах и детских реабилитационных центрах, официальных приемов и участия в театрализованных представлениях в Улан-Удэ и нескольких районах республики.

Хороводы, буддисты, шаманы

Для туристов поездка в Бурятию на Сагаалган становится приобщением к традициям и культуре региона – в этом корреспондент "СК" убедилась лично.

Взять, к примеру, визит Деда Мороза и Сагаан Убугуна в этнографический музей народов Забайкалья. Музей находится под открытым небом и представляет собой несколько комплексов, наглядно демонстрирующих, как жили в прошлых веках русские старообрядцы, буряты, эвенки. Сказочную делегацию и всех гостей возле каждого комплекса встречали по всем традициям русско-бурятско-эвенкийского гостеприимства, приглашали отведать национальных угощений да еще пели и плясали так, что дух захватывало… Чего только стоит ехор – обрядовый хоровод с несложными движениями, который лучше любых напитков согревает на крепком сибирском морозце.

Визит в Иволгинский дацан – центр российского буддизма – официальное, по сути, мероприятие в программе – превратился в увлекательнейшую экскурсию и знакомство с буддийской религией, архитектурой.

В Иволгинском дацане находится Драгоценное нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова, феномен которого до сих пор не разгадан. В 1927 году Итигэлов добровольно ушел в нирвану: его поместили в деревянный саркофаг в позе сидячей медитации и закопали в землю. В 2002 году тело извлекли из земли, но многочисленные научные исследования не дают ответа на вопрос, что с ним происходит и как такое вообще возможно: по своим физическим характеристикам тело и мозг Итигэлова соответствуют живому организму! Лама до сих пор сидит в медитативной позе, его тело теплое и мягкое, оно потеет, но не теряет веса. "У меня ученые спрашивают: почему? но я не знаю ответа на этот вопрос!" – восклицает хамбо-лама Дамба Аюшеев, глава буддистов России.

Буддизм в Бурятии соседствует с шаманизмом: здесь есть настоящие шаманы и даже действует их профессиональная ассоциация.

…Бурятия делает только первые шаги на пути продвижения региона через событийный туризм, и они вполне достойные: на Сагаалгане-2008 было на что посмотреть и в чем поучаствовать и местным жителям, и туристам. Приятно было наблюдать и то, как бизнес и власть объединились для достижения общей цели. Может, и Алтаю пора задуматься над проведением подобных акций?

Справка "СК"

Сагаалган – один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, он приурочен к наступлению Нового года, день которого высчитывается по восточному календарю. Сагаалган переводится как "Белый месяц", в этот праздник принято принимать белую молочную пищу, почитать старших, дарить подарки, совершать благочестивые поступки, посещать буддийские храмы и участвовать в богослужениях. Сагаалган является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Что общего между Бурятией и Алтаем?

• В Бурятии, как и на Алтае, создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Точно так же, как аналогичная ОЭЗ размещена на территории наших соседей, в Республике Алтай, в соседней с Бурятией Иркутской области она тоже появится.

• Бурятия занимается разработкой международного проекта "Чайный путь". Этот туристический маршрут пройдет от Пекина до Москвы через Монголию, Бурятию, Иркутск, Новосибирск и регионы центральной России. У нас в свою очередь уже несколько лет идет работа по созданию кольцевого трансграничного маршрута "Алтай – Золотые горы", нитка которого будет пролегать по территории Алтайского края, Республики Алтай, Монголии, Китая и Казахстана.

• У Алтая и Бурятии есть и общие "болевые точки" в сфере туризма, например проблема диких туристов, высокие цены на авиаперелет до Москвы, сезонные колебания спроса на отдых, нехватка квалифицированных кадров в отрасли.

Комментарии

Вячеслав Наговицын, президент Республики Бурятия:

– Есть разные способы продвижения бренда. Один из них – вкладывать огромные деньги, проводить выставки, печатать статьи в зарубежных изданиях. А есть мероприятия, аналогичные сегодняшнему (визит всероссийского Деда Мороза в Бурятию. – Прим. авт.), когда можно провести праздник для всей республики, пригласить на него журналистов – и они увидят не только мероприятие, но и Байкал, нашу природу и расскажут другим. С моим приходом мы избрали именно такой путь и будем инициировать проведение в республике глобальных событий, сами придумывать их, сами реализовывать и приглашать на них гостей, чтобы они увидели и разнесли по всему миру.

Людмила Максанова, руководитель Республиканского агентства по туризму:

– Мы планируем сделать Сагаалган крупным мероприятием событийного туризма.

Попробуем спланировать работу на 11 лет и последовательно ее вести. Конечно, будут меняться гости. Есть несколько аналогичных проектов в разных регионах России – в Карелии, в Костроме, в Архангельске… На следующий год планирует приехать Чысхан из Якутии – как раз будет год быка. Может быть, в дальнейшем выйдем и на международное сотрудничество и пригласим к себе, например, Санта Клауса.

Андрей Измайлов, директор туристической компании "Спутник-Бурятия":

– Помимо социального значения этого праздника, есть и другое – туризм. В Бурятию туристы активно приезжают летом, но этого недостаточно, нужно включать в программу мероприятия, которые проходят в течение всего года, делать ставку на событийный туризм.

Один из главных праздников, который наверняка будет интересен, – Сагаалган, предложение встретить еще один Новый год, но уже по восточному календарю. Есть главная кремлевская елка в Москве, а Улан-Удэ будем считать столицей Нового года по лунному календарю, тем более что и центр российского буддизма находится у нас.

Мы уже получили первую поддержку в реализации этого проекта, городская администрация и коммерческие структуры готовы откликнуться на предложение построить резиденцию Белого старца, посещать которую туристы могли бы в течение всего года. Кстати, специально на Сагаалган-2008 к нам приехали туристы из Читы, в следующем году надеемся привлечь и другие регионы. (В селе Энхалук на берегу Байкала в дни, когда там проходили мероприятия с участием Деда Мороза и Сагаан Убугуна, на базах отдыха не было свободных мест. – Прим. авт.)

Время поиска идей

Девять лет назад в Вологод­ской области стартовал проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза". Сейчас вотчина главного российского новогоднего волшебника имеет площадь 42 гектара и в ближайшее время по обещанию президента Путина прирастет еще и большим ледовым дворцом. В Великий Устюг регулярно приходят поезда с туристами, прилетают чартерные рейсы, и даже среди российских чиновников и бизнесменов стало модным проводить совещания и конференции в резиденции Деда Мороза. Так, пока сам Дедушка гостил в Улан-Удэ, в его вотчине проводило встречу Министерство финансов России.

В 1997 году Вологодскую область посетили 370 тыс. гостей, спустя 10 лет – 1160 тысяч. Объем доходов от туризма в регионе сравним с доходами лесной промышленности, а ведь Вологодчина – это лесной край. В самом Великом Устюге бюджет муниципального образования за последний год вырос на 72%.

Не так давно появилась идея сделать всероссийского Деда Мороза символом Олимпиады в Сочи-2014, и правительство области уже выпустило рекламные календари и буклеты, на которых Дедушка (сам он смеется – "на старости лет!..") катается на лыжах, коньках… Даже слоган придумали – "Зимняя Олимпиада без Деда Мороза, как летняя без солнца".

– В регионах, которые хотят продвинуть определенный бренд на туристском рынке, важно понимать, за какой срок это нужно сделать. А затем все просто – создается информационный повод и при минимальном бюджете делается продвижение продукта. Все новое интересует и журналистов, и общественность, и жителей, и туристов, и за счет этого можно эффективно решать самые разные задачи, – говорит Юрий Плеханов.

– Наш опыт показывает, что нужно два года заниматься профессиональным пиаром, после этого формируется туристский поток. После того как он сформировался, пройдет еще два года, прежде чем придут серьезные инвесторы. Иначе говоря, проект развивается на протяжении четырех-пяти лет, и затем уже формируется доходная часть бюджета, население начинает проявлять заинтересованность, подтягивается местный средний и мелкий бизнес, и затем приходит внешний капитал.

Цифра

1 млн. рублей выделило Республиканское агентство по туризму на реализацию проекта "Дед Мороз в Бурятии".

Удивительное в Бурятии

• У республики есть свой гимн. Жители Бурятии с воодушевлением его исполняют, причем как на русском, так и на бурятском языках. Слова в нем действительно очень красивые:

…Брусничный дух, черемухи дыханье,

Лилового багульника настой.

Я не дышу, а пью благоуханье

Моей земли, равнинной и лесной.

• В Улан-Удэ шесть(!) театров при населении города около 370 тыс. человек. В настоящее время два из них – Академический театр оперы и балета и Русский драматический – находятся на реконструкции. Чувствуется, что в Улан-Удэ публика театральная, подготовленная и жители города очень скучают по артистам: на праздничном концерте в честь Сагаалган оперные исполнители получили едва ли не самые бурные овации.

• Бурятская национальная кухня – вкусно, хотя и непривычно: сырая конская печень "в рубашке", бараний бульон бухулер, позы (напоминают манты), круглые лепешки шаньги и молочная водка. В особом почете – байкальский омуль, которого в Бурятии едят во всех видах, в том числе и сырым.

• В Улан-Удэ на городских маршрутах совсем нет пассажирских "Газелей". Вместо них курсируют корейские микроавтобусы Istana. От продукции российского автопрома местные автоперевозчики отказались как от крайне ненадежной и неудобной.

Визитный центр для туристов

Накануне Нового года в Улан-Удэ открылся визитно-информационный центр (ВИЦ), который также обещает стать одним из механизмов продвижения региона.

Правительство Бурятии предоставило помещение для центра в бизнес-инкубаторе, право распоряжаться бюджетными деньгами (в 2008 году это 980 тысяч рублей) по конкурсу получили некоммерческое партнерство "Байкальский туристский альянс" и Бурятское региональное отделение Российского союза туриндустрии.

Визитно-информационный центр, как говорят организаторы, – зародыш будущей системы маркетинга, который объединит весь турбизнес и смежные отрасли. Сейчас в нем формируется банк информации об услугах в туристской сфере: в дальнейшем эти сведения будут выдаваться туристам бесплатно.

Планирует центр и сам зарабатывать деньги, оказывая услуги по бронированию, предоставлению перевозчиков, изданию каталогов.

Барнаул – Улан-Удэ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость