Экономика

«Предприятия, участвующие в программе, мыслят стратегически»

Андрей Олишевский рассказывает о конкурсе «Лучший алтайский товар года».

На прошлой неделе в офисе выставочного общества «Алтайская ярмарка» проводилась оценка продукции алтайских товаропроизводителей, участвующих в программе «Лучший алтайский товар года». Оценка производится более чем 40 экспертами из 16 организаций. За шесть лет действия программы «Лучший алтайский товар» экспертами было оценено 1088 товаров, около 140 предприятий получили рекомендации по совершенствованию качества продукции и организации производства. Об особенностях конкурса в этом году «ВД» рассказывает президент «Алтайской ярмарки» Андрей ОЛИШЕВСКИЙ.

- Андрей Иванович, как появилась идея организовать конкурс «Лучший алтайский товар года»?

- История корнями уходит в 1998 год. В то время у наших местных товаропроизводителей был определенный психологический барьер, который выражался в том, что они скромничали и говорили: «Нет у нас такой продукции, достойной для показа не только в крае, но и за его пределами». В это время мы (Василий Кошкаров, Сергей Ужакин, являвшиеся тогда вице-президентами «Алтайской ярмарки», и я) подумали, что вопреки всему обязательно надо создать такой конкурс, как «Лучший алтайский товар». Мы ставили перед собой цель выявлять и пропагандировать лучшие товары на Алтае. И таким образом содействовать увеличению количества таких товаров. В то время мы не думали слишком углубляться в сторону оценки качества этих товаров. Тогда задача была скромнее - расшевелить рынок, показать, что на Алтае есть то, чем можно и необходимо гордиться. В конце концов, сломать психологический барьер, о котором я говорил.

После первого-второго года существования конкурса мы заметили, что эта программа реально влияет на качество тех товаров, которые в нем участвуют. После таких наблюдений у нас появилось желание углубиться именно в сферу качества оцениваемых товаров. Когда в 2000 году программа «Лучший алтайский товар года» стала региональным отборочным туром конкурса «100 лучших товаров России», мы получили реальные инструменты для осуществления этого желания - разработанные методики, которые по-настоящему позволяли работать с качеством товара.

- На ваш взгляд, какую роль играет конкурс «Лучший алтайский товар года» в экономической жизни края?

- Я думаю, что он имеет достаточно сильное влияние. Ключевыми моментами в этом воздействии являются конкурентоспособность товаров алтайских товаропроизводителей, а также формирование положительного имиджа края. Не надо быть провидцем, чтобы понимать тот факт, что при вступлении России во Всемирную торговую организацию огромную роль в продвижении наших товаров на совершенно новые рынки будет играть их конкурентоспособность.

Конкурентоспособность алтайских товаров напрямую связана с таким понятием, как имидж края. Чем больше будет таких товаров, которые знают не только в крае, но и за его пределами, тем более весомым будет имидж самого региона. Ведь имидж - это не только фамилия или масштаб губернатора. Прежде всего имидж Алтайскому краю делают промышленники и производители, продукцию которых с удовольствием приобретают по всей России.

- И все же брэнд «Лучший алтайский товар» - это инструмент для продвижения собственной продукции или некая высокая планка, которую предприятия желают покорить и для этого повышают качество своей продукции?

- Два этих момента сплелись в одном. С одной стороны, безусловно, «Лучший алтайский товар года» - хороший инструмент для продвижения товара на рынке. И наши местные компании умело этим инструментом пользуются. По результатам социологического опроса жителей Барнаула, 65% горожан знают о конкурсе «Лучший алтайский товар». Весьма неплохие результаты, которыми можно воспользоваться для эффективного продвижения.

Что же касается вопроса о качестве, то хотелось бы подчеркнуть, что одним из этапов программы является самооценка собственного товара. Самооценка заставляет производителей критически взглянуть на собственную продукцию, она создает дополнительную мотивацию к улучшению товара, внедрению современных методов управления качеством.

- Андрей Иванович, расскажите об особенностях конкурса «Лучший алтайский товар-2004».

- На сегодняшний день от 67 компаний края приняты заявки на участие в конкурсе. Количество участников традиционно в последние несколько лет характеризуется этой цифрой - 60-80 предприятий и организаций. А вот количество товаров в этом году значительно сократилось. В конкурсе участвуют 136 товаров, что на 40% меньше количества 2003 года. Уменьшение количества товаров - вполне нормальная тенденция, так как с каждым годом требования программы становятся более строгими.

Между тем стоит отметить, что процент попадания лучших алтайских товаров в почетный список лучшей сотни товаров России заметно увеличился. С 2000 года 126 товаров 45 алтайских предприятий оказались в этом престижном списке. Такие показатели - одни из лучших в России. Прежде всего они говорят о том, как качественно работают наши эксперты при региональном отборе. Кстати, если в подготовке первого конкурса «Лучший алтайский товар» были задействованы восемь организаций, то в этом году уже 16 организаций, более 40 экспертов.

В прошлом году появилась возможность заявить о себе не только товаропроизводителям, но и организациям, предоставляющим услуги. С 2003 года мы проводим конкурс «Лучшая услуга года».

- Какая связь между «Лучшим алтайским товаром года» и выставкой «Признанное качество»?

- Дело в том, что награждение победителей программы «Лучший алтайский товар» происходит как раз в рамках этой выставки. Следующая выставка пройдет с 1 по 3 февраля 2005 года. К выставке будет выпущен специальный каталог предприятий-победителей и участников конкурса. Этот каталог большим тиражом направляется в представительства Алтайского края в других регионах. Большую часть каталога получает губернатор и распространяет по своим каналам. Как правило, каталог вкладывается в информационные пакеты на официальных встречах.

Таким образом, мы выполняем следующие задачи с помощью выставки «Признанное качество» - чествуем, награждаем победителей программы «Лучший алтайский товар», привлекаем к ним внимание общественности и СМИ.

Выставка-конгресс «Признанное качество» - это, с одной стороны, демонстрация общественности лучшей отечественной продукции, с другой стороны - обмен опытом предприятий-лидеров по вопросам качества. В 2005 году готовится программа конгресса «Система менеджмента качества как инструмент повышения конкурентоспособности продукции, компании, региона», на котором ожидается выступление представителей Госстандарта РФ, Всероссийского научно-исследовательского института сертификации, регионального отделения Госстандарта, консалтинговых компаний и сертификационных органов.

- Что дает победителям и конкурсантам участие в программе «Лучший алтайский товар года»?

- Прежде всего предприятия, участвующие в этой программе, мыслят стратегически. Работают над завоеванием новых сегментов рынка, стараются предоставить рынку и потребителям именно ту услугу или товар, который в данный момент наиболее востребован. И, безусловно, весьма приятно, когда эти усилия поощряются.

Более того, не так давно мы придали нашей программе некоторый социальный аспект. Мы награждаем специальными знаками и грамотами технологов предприятий. Человек должен гордиться результатами своего труда.

Леонид ДОЛМАТОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость