Экономика

Рекламный рынок Барнаула. Мнение экспертов

Участники релкамного рынка Барнаула имеют собственную точку зрения об уровне развития рекламного бизнеса и его дальнейших перспективах. Об этом они рассказали газете "Ваше дело".

Олег ГОВОРЩЕНКО, генеральный директор ГТРК "Алтай".

- Вы согласны с тем, что предлагаемая в Барнауле телевизионная реклама еще недостаточно высокого качества?

- Это правда. Изготовление электронной рекламы - очень сложный процесс. В нем участвуют копирайторы, режиссеры, операторы, актеры. Печатная реклама, к примеру, не настолько затратна и поэтому относительно малобюджетна. А изготовить хороший рекламный ролик можно только за большие деньги. Барнаульский рекламодатель к этому, как правило, не готов.

- Сколько может стоить такой ролик?

- Все зависит от сложности работы, точные расценки назвать сложно. Известны случаи, когда некоторые телекомпании изготавливали ролик и за 1 тысячу рублей, но о его качестве говорить не приходится. В Барнауле производят и сложные, дорогостоящие рекламные ролики с приглашением актеров. Заказчик в таких случаях имеет под рукой смету и знает, на что тратятся его деньги. При этом доходы самих изготовителей рекламы остаются все-таки небольшими. В Барнауле нет креативного агентства, которое бы занимало монопольное положение на рынке изготовления ТВ-рекламы. Это лишний раз указывает на слабость рынка. Крупные рекламодатели обращаюся с заказами в Новосибирск, где больше специалистов в этой области. Но там стоимость рекламного продукта в 5-10 раз выше.

- Как в целом вы оцениваете состояние телевизионного рекламного рынка в Барнауле?

- Он постепенно подрастает. Для развития есть позитивные конъюнктурные изменения. Сегодня крупный рекламодатель пытается найти пути в регионы, поскольку московские расценки на изготовление и размещение рекламы очень высокие, и вряд ли они будут снижены. ГТРК "Алтай" имеет сегодня договоры с московскими, новосибирскими, томскими рекламными агентствами. Два года назад иногородних игроков на нашем рынке практически не было.

Барнаульские рекламные агентства в большинстве своем испытывают некоторые проблемы в своем развитии. С одной стороны, престижно называть себя "рекламным агентством полного цикла". Но далеко не каждое агентство может выполнить свою работу на высоком уровне. Быть специалистом во всех видах рекламы невозможно. Еще одна особенность наших агентств - неразвитые технологии продаж рекламы.

- Что вы можете сказать о рейтинге популярности барнаульских каналов? Ведь крупный рекламодатель наверняка интересуется не только стоимостью продукта, но и популярностью телеканала.

- Интересуется. Но объективных рейтингов, основанных на серьезном исследовании, в Барнауле нет. Я уверен, что точно определить рейтинг телеканала можно только с помощью "пипл-метрии". Пипл-метр - это обычный счетчик, встроенный в компьютер, который способен отследить количество зрительных контактов с той или иной программой. В Новосибирске, например, это уже реализовано с помощью соцбюро Гэллапа. А рейтинг, подсчитанный с помощью телефонного опроса или анкетирования, на мой взгляд, приблизителен. Но эта проблема является общей для всех городов, где живет менее 1 млн. человек. Рейтинги популярности в них, как правило, невостребованы. Серьезное же социологическое исследование может стоить от $ 2 тысяч. Но мало кто готов платить такие деньги.

Наталья БАСИНА, руководитель отдела продаж радиогруппы "FM Продакшн".

- Есть ли в Барнауле рекламные агентства, которые специализируются на изготовлении радиорекламы?

- Нет, эта ниша пустует. Но, наверное, таких агентств пока и не может быть. Рекламный рынок в Барнауле еще не вырос до такого уровня, когда агентство предлагает клиенту полный цикл услуг - от изготовления рекламы и медиа-планирования до размещения. Хотя определенные изменения в отношениях между рекламодателем и агентством происходят. Рекламщики обычно говорят о том, что их клиенты занимаются не своим делом, когда советуют, где и какую рекламу надо разместить, каким должен быть рекламный ролик. Мне кажется, к мнению клиента надо прислушиваться. Впрочем, как и клиенты должны прислушиваться к нашим рекомендациям. Сегодня наступил период рационального диалога между заказчиком рекламы и ее исполнителем.

- Рынок радийной рекламы в Барнауле растет?

- Да, но темпы этого роста невысокие. По сути дела, в нашем сегменте рынка за последнее время появились только два по-настоящему новых и крупных рекламодателя - "Би Лайн GSM" и сеть автозаправок "Адалин". Стоимость изготовления и размещения рекламы на радио повысилась с начала года на 10-15%. Но по сравнению с другими сибирскими столицами - Новосибирском, Омском и Томском - она остается невысокой.

- Какой вид рекламы на радио предпочитает сегодня клиент?

- Чаще всего он хочет выступить спонсором каких-то коммерческих программ, выпусков новостей, прогноза погоды. Его уже не прельщает возможность разместить обычный ролик, построенный на какой-то известной мелодии или песне. В общем рекламном потоке аналогичных роликов такой продукт может затеряться. Еще один популярный вид рекламы - спонсорство различных праздников или акций.

- Можно ли как-то измерить объем вашего сегмента рекламного рынка?

- Сделать это очень сложно. К сожалению, часть заказов на изготовление роликов выполняется втемную. На рынке работает масса непрофессионалов, готовых за 200-400 рублей на скорую руку, без какой-либо рекламной идеи сделать обычный ролик. Заказчик сначала покупается на низкую цену, а затем раскаивается, когда слышит свою рекламу по радио. Все дефекты "кустарной" работы сразу проявляются в эфире.

Качественно изготовленный рекламный радиоролик может стоить сегодня от 500 до 2 тысяч рублей. Именно такие цены сложились на рынке. Все, что дешевле, - это серый демпинг. К сожалению, рекламодатель нечасто обращает внимание на соотношение цены и качества. Впрочем, как и на то, что любая радиореклама должна соответствовать имиджу, формату и целевой аудитории радиостанции. Наша задача - убедить его в этом.

Алексей ХОЛОДНОВ, директор рекламной группы "ПРО-Dвижение".

- Существует такое мнение, что рекламодатель сегодня не готов платить большие деньги за качественный продукт. Вы согласны с этим?

- У меня несколько иная точка зрения. Рекламодатель и раньше платил хорошие деньги за высокое качество. В этом плане ничего не изменилось. Конечно, бывают клиенты, которые считают себя "большими специалистами" в области рекламы. К примеру, у нас был рекламодатель, который хотел, чтобы на упаковке продукта его компании непременно красовался портрет его внучки. Он считал, что так будет правильно.

Однако переоценивать дилетантизм рекламодателя было бы большой ошибкой. На самом деле он давно уже понял, что реклама - это эффективный инструмент для конкурентной борьбы на рынке. Она необходима для налаживания коммуникативного канала между производителем товара и его покупателями.

- Что требуют клиенты от агентств наружной рекламы?

- Давно прошло то время, когда можно было разрисовать фанерный щит и повесить его на стену. Рынок наружной рекламы совершенствуется, меняются технические возможности агентств, растут запросы рекламодателей. Заказчики в первую очередь требуют сегодня продолжительную гарантию. Они хотят, чтобы рекламный продукт служил как минимум 3-5 лет. Все клиенты агентств наружной рекламы просчитывают срок окупаемости заказа. Ведь некоторые рекламные продукты могут стоить до 500 тысяч рублей, и рекламодатель не хочет платить такие деньги, не получив долгосрочной гарантии качества.

Во-вторых, ужесточились требования к креативу. Клиенты стали обращать внимание на яркость рекламных идей и их исполнение. При этом дотошность рекламодателя не должна раздражать изготовителя рекламы. На собственном опыте я убедился, что самые щепетильные клиенты имеют особую ценность. Чем сложнее с ними работать, тем весомее будет результат. Здесь важно понять, что рекламодатель никогда не станет бегать за агентством. Это не в его правилах, потому что иначе агентство сразу поднимет свои расценки.

- Насколько острой бывает конкуренция на рынке наружной рекламы?

- Она очень жесткая. На рынок приходит достаточно много начинающих игроков, которые хотят здесь закрепиться. Для кого-то работать в рекламном бизнесе просто модно, но далеко не все знают, какой это тяжелый труд. Солидных агентств наружной рекламы в Барнауле не более 10. Между ними разворачивается ожесточенная борьба за крупных клиентов, часто с использованием демпинга. Были попытки заключить картельное соглашение между участниками рынка о поддержании единых цен на наружную рекламу. Но, как правило, кто-нибудь срывался и не держал данное обязательство. К сожалению, в рекламном бизнесе работает очень много амбициозных людей, которые хотят контролировать этот рынок. Но рынок-то не такой уж и большой. Поэтому все, что касается конкуренции, - очень больной вопрос. Для достижения успеха надо работать качественно, быстро и уверенно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость