Экономика

Рынок outdoor-рекламы в Барнауле по-прежнему не регулируется

Компания "Алейские коммунальные сети" ("АКС") еще год назад специализировалась на производстве и передаче тепловой энергии, но после смены владельца стала работать в наружной рекламе. И какое-то время небезуспешно. С начала 2012 года "АКС" установили 17 конструкций формата 3х6, однако к началу апреля все они были снесены. Пример фирмы ярко демонстрирует нынешнее состояние рынка наружной рекламы в Барнауле: любое предприятие может купить щиты и поставить их где пожелает, но только до очередной проверки городской администрации. Законный же механизм установки рекламных модулей в городе по-прежнему не работает.

Согласно результатам мониторинга рекламной группы "Дельфин", с начала года в Барнауле было установлено около 80 рекламных конструкций. Участники рынка были крайне удивлены: сегодня места под щиты можно получить только на торгах, которые в Барнауле ни разу не проводились. По данным источников "ВД", конструкции появлялись на основании "временных разрешений", которые выдавали управления по строительству и архитектуре в некоторых районах города.

"Алейские коммунальные сети" часть установок "узаконили" именно так. Остальные Евгений Набоко, директор "АКС", ставил "в ожидании такого разрешения". Однако к сегодняшнему дню все его конструкции уже снесены. "Демонтировали без уведомлений, — рассказывает г-н Набоко. — Попросил работников демонтажной компании показать приказ — нет никаких документов. Им указание сверху поступит, они идут сносить. И потом еще щиты не отдают, прошлые две партии забирал с ОМОНом".

Елена Кузнецова,
директор рекламного агентства "Дизайнмастер":

В районах не имеют права выдавать разрешения для установки конструкций. Но, насколько мне известно, администрация Индустриального района, например, этим грешит до сих пор. Конструкции в этом районе ставит компания "Торговая марка".

В управлении по строительству и архитектуре Индустриального района эту информацию не подтвердили. Павел Иванников, руководитель "Торговой марки", говорит, что его щиты стоят по старым разрешениям. При этом г-жа Кузнецова утверждает, что лично присутствовала при установке одного из таких щитов, и ей показали недавно оформленное разрешение.

Все эти случаи говорят об одном: контроль рынка наружной рекламы в городе ограничен периодическим хаотичным сносом конструкций и лишен полноценных механизмов регулирования.

Кто тут главный?

Согласно Федеральному закону "О рекламе" с июля 2008 года земельные участки под установку и эксплуатацию конструкций наружной рекламы распределяются только по аукционному принципу. Порядок проведения таких торгов в Барнауле вступил в силу 1 июля 2011 года. По информации Главного управления имущественных отношений края, торги до сих пор не проходили по двум причинам. Первая — отсутствие надлежащим образом оформленных паспортов рекламных мест. Вторая — отсутствие утвержденных администрацией города схем размещения рекламных конструкций (а без них проведение аукционов невозможно и при наличии надлежащих паспортов).

В этих схемах должно быть прописано, какой тип рекламной конструкции по какому адресу можно ставить. Тогда конкретные земельные участки можно будет разыгрывать. В комитете по строительству, архитектуре и развитию Барнаула сообщили, что в данный момент схемы "находятся на согласовании уполномоченных руководителей".

На "круглом столе", который прошел в Барнауле 30 марта и был посвящен проблемам наружной рекламы, начальник управления по строительству и архитектуре Индустриального районаСергей Павлов сообщил, что сегодня уже утверждены восемь таких схем. В частности, по Ленинскому проспекту, Змеиногорскому и Павловскому трактам. При этом о сроках, когда будет принято окончательное решение по данному вопросу, ничего сказано не было.

Участники собрания 30 марта много говорили о примерах других городов. Эксперты отметили закономерность: схемы размещения наружки составлены и работают там, где наружную рекламу контролирует специально созданный для этого орган. В Томской администрации это комитет городского дизайна и рекламы, в Кемерове — совет по внешнему оформлению города, в Новосибирске и Красноярске — управления рекламы. В Барнауле же нет "главного" по вопросам наружки: по ним следует обращаться в ведомства по строительству и архитектуре, которым и без того всегда есть чем заняться.

Г-н Павлов на "круглом столе" заявил, что сегодня бюджет администрации Барнаула не может себе позволить отдельную структуру, которая курировала бы вопросы наружной рекламы. "Рекомендую выйти с вашими предложениями на администрацию города", — посоветовал чиновник.

Почему "не рассветает"?

В администрацию города представители рынка наружной рекламы ходили не раз. Теперь они не намерены ограничиваться обращениями в муниципалитет. 30 марта предприниматели создали инициативную группу во главе с компанией "Продвижение", одним из организаторов "круглого стола". До конца апреля группа должна разработать четкие предложения по изменению ситуации в секторе outdoor, от которой страдает в том числе и бизнес, — он сегодня фактически не может законно рекламироваться. Татьяна Ларина,заместитель председателя правления Алтайского союза предпринимателей, предложила выйти с вопросом по наружке на межведомственную комиссию в краевой администрации.

"В числе других сняли и мою рекламу, — сообщила она. — Да, реклама была самовольной, так как была нужна мне сразу, а не через три месяца согласования. Предпринимателям надо как-то жить. Пока бизнес кукарекает, но не рассветает".

Комитет по рекламе АлтТПП запланировал вынести вопрос по наружной рекламе также на заседание Общественного совета при губернаторе края, который состоится в III квартале этого года. Примерный круг предложений, которые предприниматели хотели бы внести, обозначился на "круглом столе".

Так, в необходимости создания отдельного органа по контролю наружной рекламы в Барнауле уверены все. "Комитет по дизайну и рекламе в Томске — самый окупаемый в администрации", — заметил Алексей Холоднов, генеральный директор "Продвижения".

Вспомнили на собрании и о концепции размещения наружной рекламы в Барнауле. Этот документ разработали члены совета по рекламе при городской администрации еще в 2008 году, с тех пор его неоднократно и безответно предлагали на рассмотрение власти. Участники "круглого стола" признали основные положения концепции все еще актуальными, но требующими доработки.

Однако Юрий Симахин, руководитель рекламно-производственной фирмы "Нэопром-Алтай", считает, что для решения всех проблем наружки в городе нужна прежде всего консолидация самих рекламщиков. "Нам надо зарегистрировать саморегулируемую организацию. Тогда и представлять наши интересы будет проще, и прислушиваться начнут", — считает г-н Симахин.

История вопроса

В 2005 году Барнаульская гордума приняла решение "Об утверждении правил размещения наружной рекламы в городе Барнауле". В документе было предусмотрено проведение аукционов на право арендовать земельный участок под рекламную конструкцию. Однако порядка проведения таких торгов подготовлено не было, и операторы наружной рекламы ставили конструкции по разрешениям от комитета по архитектуре мэрии и районных администраций (чаще без разрешений). В 2008 году Федеральный закон "О рекламе" сделал аукционный принцип обязательным. Правила проведения торгов в Барнауле вступили в силу с 1 июля 2011 года. Сегодня легальны только те рекламные конструкции, которые были установлены по разрешению администрации города до введения обязательного аукционного принципа. По словам участников рынка, срок действия таких договоров у большинства из них истекает в 2012 году.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость