Экономика

Рынок в пробке. Ритейлеры обсудили, как двигаться, когда все замерли

28 февраля в Новосибирске состоялась бизнес-встреча игроков розничного рынка и экспертов, организованная ИД "Коммерсантъ". Основной темой для обсуждения на конференции стали факторы роста и ограничения, которые сегодня существуют в ритейле. Игроки рынка проанализировали, что было, смоделировали, что будет, и пришли к выводу, что в предложенных условиях следует в большей мере работать над сервисом и брэндом компании, нежели надеяться на отдачу от инвестиций в недвижимость. Закредитованность населения довольно высока, также как и тарифы ЖКХ, в отличие от доходов граждан, поэтому ждать значительного роста покупательской активности не стоит. По оптимистичным прогнозам, рынок проведет 2013 год в состоянии застоя, а рост товарооборота ритейлеров в основном будет происходить за счет открытия новых точек.

Покупатели в магазине.
Покупатели в магазине.
Олег Богданов

В своем выступлении эксперт и модератор конференции Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting, подметил, что зачастую компании, оценивая состояние и перспективы рынка, не смотрят на статистику. А в 2012 году общероссийские показатели продемонстрировали замедление темпов роста товарооборота розничной торговли и доходов населения. "Рост есть, но динамика замедляется с 7–8% по России в начале 2012 года до 3,5% в январе 2013 года", — привел данные по обороту г-н Дьячков. Тенденция, о которой он говорит, вполне актуальна и для Алтайского края. Если в 2011 году по отношению к предшествующему периоду товарооборот торговли вырос на 13%, то в 2012 году произошел определенный перелом — динамика оборота составила 10,8%.

"Московская розница начала стагнировать еще в начале 2012 года. Весной это стало просто стихийным бедствием. Многие задают вопрос: "Возможно, растет интернет-торговля?" Но ведь товары, реализуемые посредством Интернета, тоже не по воздуху летят, а грузооборот в России с осени прошлого года демонстрирует спад. В июне – августе практически по всей России за исключением Поволжья и Северного Кавказа наметилось снижение строительных работ. Страна миновала пик строительного цикла. Впервые с 2009 года в России снизились объемы промышленного производства в январе 2013 года к январю 2012 года. В 2008–2009 годах наблюдался перелом тренда роста доходов населения. Такая ситуация не исключена и сегодня", — рассуждает эксперт. Согласно его выводам, базовый сценарий для России в 2013 году — стагнация, изменения в диапазоне от -2% до 2%.

Сергей Сидоренко, советник управляющего партнера DSO Consulting, добавляет, что у потребителя сегодня два источника доходов: собственный заработок и кредитование. "Мы видели рост потребительского кредитования за 2011–2012 годы на фоне снижения реальных доходов. И это не дает поводов для оптимизма на ближайшие годы. Население очень сильно закредитовано. И при стагнации доходов большая часть денег будет уходить на погашение кредитов или получение новых на худших условиях", — говорит Сидоренко. Эксперт также ссылается на видимый рост дефицита региональных бюджетов, что окажет влияние и на рост доходов определенной части населения.

Вячеслав Брюханов, зам­управляющего новосибирской дирекцией "МДМ — Банка", подтверждает, что покупательная способность населения постепенно сокращается. "Если тарифы ЖКХ будут расти неконтролируемо, то большая часть денег населения пойдет на погашение первостепенных платежей, а на покупки будет оставаться все меньше. Потребительские кредиты никак не повлияют на спрос для ритейлеров, которые занимаются реализацией продуктов, одежды, обуви и т. д. В целом потребительское кредитование в 2012 году выросло на 40%. Это очень высокие темпы роста, однако в текущем году они будут скромнее, поскольку регулятор повысил ставки резервирования по необеспеченным потребительским кредитам в два раза. В целом же чек стагнирует, как и сам экономический рост. Ритейл растет в основном за счет открытия новых точек. Те, кто не открывает магазинов, почувствуют эту стагнацию", — считает г-н Брюханов.

Рискованный актив

Сергей Дьячков отмечает, что ритейлеры на фоне всего происходящего продолжают испытывать оптимизм. "Так, один крупный сибирский ритейлер намеревается, вместо того чтобы наладить сервис в своих магазинах, построить гостинцу в центре большого сибирского города. Недавно проходила конференция по логистике. У компаний этой отрасли тоже есть иллюзии, что надо очень быстро строить склады класса "А". "Черный лебедь" может прилететь в любой день. Но не надо бояться, надо иметь капиталистическую жадность и действовать рационально", — советует эксперт.

Александр Агеев, директор по корпоративному управлению компании "НТС", объясняет фанатичное отношение компаний к недвижимости тем, что в стране как бизнесу, так и физическим лицам некуда инвестировать накопления. "Первое, что приходит на ум, это купить магазин и сдать его в аренду. Я считаю, что недвижимость не должна быть фетишем, она только средство производства. Не нужно повторять 2008 год, полагая, что она будет дорожать вечно. Я думаю, что рынок как тогда, так и сейчас сильно переоценен. Нашей компании даже принадлежат некоторые рекорды по цене покупки недвижимости. В Новосибирске мы в свое время купили помещение по цене 400 тыс. рублей за кв. метр. Где -то месяц назад этот объект был продан почти по той же цене. Количество сумасшедших, как видно, не меняется", — поделился Александр Агеев.

Ритейлер отметил, что сегодня финансовые структуры не так активно инвестируют в строительство коммерческой недвижимости, поскольку еще свежи воспоминания: на балансе банков и дочерних структур много недвижимости, стоимость которой еще не покрыла их убытки. "Если принять как данность, что арендные отношения в этой стране стабильны и не подвержены влиянию настроений со стороны контрагентов, то деньги ритейлу лучше вкладывать в развитие брэнда компании, а помещения под свой профильный бизнес брать исключительно в аренду. Если ты имеешь брэнд, то застройщики и арендодатели будут сами приходить и просить тебя стать якорным арендатором, ты получишь хороший контракт и достаточно низкие цены по аренде. Большие инвестиции в строительство крупных магазинов рискованны, поскольку завтра кто-то может построить напротив магазин еще больше твоего, и твой трафик упадет", — резюмировал г-н Агеев.

Елена Ермолаева, руководитель агентства Rid Analytics, привела статистику, согласно которой цена продажи и арендные ставки торговой недвижимости не вернулись пока к докризисному уровню. Самая дорогая торговая недвижимость среди восьми сибирских городов — в Новосибирске, Красноярске и Кемерове, самая дешевая — в Омске и Барнауле. "Цены продажи выросли относительно докризисных только в Новосибирске, во всех остальных городах динамика пока отрицательная. Похожим образом выглядит график арендных ставок. На кризисные явления они во всех городах реагируют одинаково: идет период снижения, затем стагнация с определенным трендом вверх. Пока этот тренд нельзя назвать устойчивым. Динамика лучше, чем в остальных городах, только в Кемерове", — поделилась наблюдениями г-жа Ермолаева.

В Барнауле, по подсчетам эксперта, ставки аренды являются самыми низкими из сибирских городов. Средняя ставка за "квадрат" в месяц составляет в городе примерно 450 рублей. Самые высокие ставки в Новосибирске — около 1 тыс. рублей. По уровню цен продажи торговой недвижимости Барнаул занимает третью позицию рейтинга с показателем около 30 тыс. рублей за кв. метр. На первом месте Новосибирск — почти 90 тыс. рублей.

Загляни в магазин

Дэвид Ковачич, старший менеджер PwC, считает, что российские сети сегодня все же имеют потенциал развития. В период, когда отрасль переживала высокий рост потребления при низкой конкуренции, компании стали меньше внимания уделять бизнес-процессам внутри магазинов. Именно здесь, по мнению г-на Ковачича, находятся реальные перспективы по повышению эффективности, которую он оценивает через выручку на одного сотрудника в год и выручку на 1 кв. метр площади в год. "По показателю выручки на квадратный метр российские сети выглядят даже лучше, чем европейские. Тем не менее по основному показателю — выручке с одного работника — Россия значительно отстает от европейских стран. Это важно, поскольку где-то треть маржи приходится на затраты на персонал. Сложно ожидать, что с ростом конкуренции маржа будет расти, скорее мы должны ожидать, что она будет падать. Розничной сети в предложенных условиях остается либо пожертвовать частью прибыли, либо регулировать затраты", — считает эксперт.

Итоги работы алтайской розницы в 2012 году

За 12 месяцев 2012 года в городах края введено в действие 608 магазинов торговой площадью 146,5 тыс. кв. метров. Обеспеченность населения края торговыми площадями достигла 689 кв. метров на 1 тыс. жителей, что на 58,8% превышает утвержденный норматив (434 кв. метров). Оборот розничной торговли в фактически действующих ценах в 2012 году составил 254 124,7 млн. рублей, что выше уровня 2011 года на 10,8%. Среди регионов СФО по темпам роста оборота розничной торговли Алтайский край занимает третье место, превышая средний уровень по округу (106,1%) и Российской Федерации (105,9).

В бюджеты всех уровней организациями оптовой и розничной торговли перечислено более 7,3 млрд. рублей, что составляет 14,4% от общего объема налоговых поступлений и на 19% превышает налоговые отчисления в 2011 году.

Источник: Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края.

Показатели эффективности российских сетей

Выручка, приходящаяся на одного сотрудника в год ($) (Топ-10 розничных сетей в России)

  • "Мария-Ра" (магазин у дома)* 118 022
  • "Магнит" (дискаунтер) 119 152
  • Dixy Group (дискаунтер)** 125 251
  • "Холидей Классик" (гипермаркет, супермаркет, магазин у дома)* 129 120
  • "Седьмой континент" (гипермаркет, супермаркет)** 158 481
  • Х5(гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, дискаунтер)** 203 248
  • O’Key (гипермаркет, супермаркет)** 214 799
  • "Лента" (гипермаркет)* 224 944
  • Metro Group (С&C)* 321 672
  • "Ашан" (гипермаркет)* 359 635

Выручка, приходящаяся на 1 кв. м торговой площади в год ($) (Топ-10 розничных торговых сетей в России)

  • "Магнит" (дискаунтер) ** 7 464
  • "Мария-Ра" (магазин у дома)* 9 662
  • Dixy Group(дискаунтер)** 11 073
  • Metro Group (С&C)* 11 627
  • "Лента" (гипермаркет)* 12 860
  • "Ашан" (гипермаркет)* 18 050
  • "Седьмой континент" (гипермаркет, супермаркет)** 19 646
  • O’Key (гипермаркет, супермаркет)** 23 591
  • "Холидей Классик" (гипермаркет, супермаркет, магазин у дома)* 30 400
  • Х5 (гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, дискаунтер)** 35 867

* открытые источники
** официальная информация

Источник: PwC

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость