Экономика

Руководитель алтайской ИТ-компании рассказал о том, что помогает пережить кризис

Компанию "Галэкс" можно назвать ветераном алтайского ИТ-бизнеса. Она появилась в начале девяностых, когда большинство людей еще не знали, что означает слово "интернет", и не умели пользоваться компьютером. За двадцать три года предприятие превратилось из центра сервисного обслуживания, в котором работали шесть человек, в одного из крупнейших региональных системных интеграторов России со штатом порядка 300 работников. Директор "Галэкса" Владимир Графеев стал спикером клуба "Школа успеха" и рассказал о том, почему ежегодно вкладывает миллионы в обучение сотрудников и как консервативность помогает выжить в кризис.

Владимир Графеев на "Школе успеха".
Владимир Графеев на "Школе успеха".
Анна Зайкова

Об истории создания "НТЦ Галэкс"

Владимир Графеев,
директор "Галэкса":

"НТЦ Галэкс" был образован в 1993 году выходцами из СКБ "Восток" и барнаульского радиозавода. Тогда в оборонке была сложная ситуация. Чтобы заработать на содержание семей, мы с товарищами решили организовать предприятие. Что умели делать? Собирать и разбирать компьютеры, чинить их и обслуживать. С этого и начали. Нас было шесть человек.

Наш первый офис находился в здании на ул. Анатолия, 81, там сейчас работает АКЗС. Тогда оно принадлежало "Алтайавтотрансу". Мы обслуживали им технику, а они нам выделили кабинет. Бартер был в ходу. В дальнейшем это предприятие стало одним из первых наших хороших заказчиков.

Сейчас в "Галэксе" работает около 300 человек. Наша компания — самая крупная в ИТ-отрасли Алтайского края по количеству занятых. Выручка "Галэкса" — порядка 1 млрд рублей в год.

Основная деятельность — системная интеграция. Наши клиенты — по преимуществу крупные предприятия и госзаказчики. При выполнении проектов мы используем оборудование мировых лидеров — Cisco, Hewlett-Packard, IBM, Microsoft. То, что сегодня, говорят, надо импортозамещать (смеется. — Прим. altapress.ru). На протяжении пяти лет "Галэкс" является лучшим премьер-партнером компании Cisco в СФО, это показывает уровень наших специалистов.

За 23 года существования компании было реализовано много крупных проектов. Среди них сеть для холдинга СДС, в которую включены предприятия Кузбасса, Москвы, Алтайского края, Иркутска; информационная сеть для алтайского здравоохранения, которая охватила все медучреждения в крае, и многие другие.

На определенном этапе развития мы выбрали для себя несколько направлений и решили, что должны стать в них лучшими. Ежегодно на оплату курсов сотрудников у нас уходит порядка 3–4 млн рублей. Именно знания наших специалистов сегодня дают нам возможность работать и за пределами Алтайского края. Мы делаем проекты на Кузбассе, в Томске, Улан-Удэ, Москве, Новосибирске, Крыму.

Владимир Графеев на "Школе успеха".
Анна Зайкова

О "кодексе чести" для ИТ-отрасли

Владимир Графеев,
директор "Галэкса":

Кроме собственного бизнеса мы стремились развивать сотрудничество внутри ИТ-отрасли. В 2001 году был создан ИТ-комитет при АлтТПП. В то время на рынке уже были крупные игроки — "Байт", "Корпоративные системы", "Инфотех", "К-Трейд". Их директора собрались и выработали единую хартию поведения на ИТ-рынке: чтобы никто не поливал друг друга грязью, не было каких-то историй с использованием ресурса силовых структур или переманивания сотрудников. И все, кто подписал эту хартию, ее не нарушали.

Руководитель "Алтай-Фореста" рассказал об особенностях деревообрабатывающего бизнеса

Сейчас в комитет входит 10 ИТ-компаний и девять ассоциированных членов — это заказчики услуг (АлтГТУ, Сбербанк, управление по информатизации и связи и другие). В этом году мы проведем уже девятый ИТ-форум. На него приглашаются производители программных продуктов и "железа", которые рассказывают, как можно было бы решить проблемы бизнеса. На один вопрос отвечают разные производители, и заказчик выбирает, кто ему больше нравится.

В прошлом году исполнилось 11 лет конкурсу ИТ-проектов. Эта идея возникла у нас на заре создания ИТ-комитета. В 2014 году по предложению администрации края конкурс стал краевым. С его помощью проекты алтайских компаний продвигаются на федеральном уровне.

Благодаря этим мероприятиям сегодня Алтайский край считается чуть ли не центром ИТ в Сибирском регионе. К нам приезжают гости из Москвы, Новосибирска, Томска, Омска, в последние два года и из Казахстана. Они иногда говорят: "Ну, наверное, у вас здесь очень большие ИТ-бюджеты, раз вам удается создавать такие проекты". На самом деле весь секрет в людях, которые понимают, что без активности не будет развития. Финансовых выгод от ИТ-комитета нет. Есть только траты своего времени, бюджетов предприятий, чтобы все это существовало и развивалось.

Владимир Графеев на "Школе успеха".
Анна Зайкова

О проблемах ИТ-рынка

Владимир Графеев,
директор "Галэкса":

Рынок ИТ Алтайского края значительно отстает от Новосибирска, Красноярска или Кузбасса. Наш край по преимуществу сельскохозяйственный, промышленные предприятия здесь не являются локомотивами экономики и не вкладывают большие ресурсы в ИТ. На Алтае есть крупные торговые сети, с которыми мы работаем, есть заводы, но уже сегодня проекты в других территориях составляют где-то 40% общей выручки компании.

Владимир Альт рассказал, как в Алтайском крае готовят участников Олимпиады в Рио

Доля бюджетных организаций в выручке по Алтайскому краю и Республике Алтай у нас порядка 60–70%. ИТ-бюджеты в той же Новосибирской области значительно интереснее. Мы туда вышли, наращиваем там активность. Красноярский край тоже развитый, и мы туда заходим.

Естественно, в других регионах нас никто не ждет. Чтобы наработать репутацию, нужен год и больше. Это время уходит на встречи с заказчиком, запуск демо. Бывают случаи, когда мы не получаем заказ, готовое спроектированное решение уходит местной компании. Жизнь есть жизнь. Когда приходит компания из аграрного края и говорит, что все сделает, нам отвечают: "Зарегистрируйтесь в Москве и приезжайте с московскими визитками, может быть, тогда вам будет проще".

В ситуации кризиса компании, госпредприятия, учреждения начинают экономить. Сокращаются затраты на обновление и модернизацию техники. Накапливается отложенный спрос, который потом должен "выстрелить". Когда это произойдет, сейчас сказать трудно.

Владимир Графеев на "Школе успеха".
Анна Зайкова

Ответы на вопросы

— Как началось ваше сотрудничество с госсектором?

— Мы придумали подход, который используем до сих пор, — самим сгенерировать решение проблемы заказчика, выйти с ним на конкурс, победить и воплотить его. На согласование проекта уходит около года. Нашим первым заказчиком из госсектора в 1996 году стал "Сибсоцбанк", в то время его учредителем была краевая администрация.

— Как вы относитесь к проектам по импортозамещению типа Национальной операционной системы или компьютера "Эльбрус"?

Фотофакты. Алла Старовойтова рассказала, на чем ее предприятие сумело заработать в кризис

— ИТ-рынок России составляет 0,8% от мирового, а мы говорим о том, чтобы сделать операционную систему (ОС), которая бы конкурировала с Windows или iOS. Это очень тяжело. На развитие популярных ОС тратятся очень большие деньги. Да, есть системы на базе открытого кода, тот же Linux. Государство вкладывает деньги, доводит их до готового продукта, который используется в тех же силовых ведомствах, где нельзя пользоваться другими ОС. Здесь задача решается.

Если запретить использовать все ОС, кроме тех, которые разработаны в России, мы откатимся назад. Рынок в несколько миллионов пользователей искусственно создадут, но развития не будет. Преференцию какую-то российским производителям дать можно, но главное — не перегнуть палку.

Если говорить о "железе", то бюджетные организации постепенно отказываются от закупки оборудования западных вендоров. Тот же Hewlett-Packard, Cisco, IBM нигде официально не называются нежелательными для закупки, но бюджетные учреждения смотрят в сторону "железа", которое собирается в России или на самом деле китайское, но с российскими ярлыками. Чтобы поставить то же оборудование Cisco, мы сначала пишем заказ-основание производителю, он рассматривает, проверяет, что клиент не из санкционного списка, и только после этого дает разрешение на продажу.

— Недавно на рынке Алтайского края появились выпускники нового направления "Бизнес-информатика" из ААЭП. Как вы думаете, будут ли они востребованы?

— Бизнес-аналитики "айтишники", конечно, должны быть. ИТ-проекты возникают для решения бизнес-задач. И чем глубже специалист будет погружен в сферу деятельности заказчика, тем проще будет их решить. Заказчик лучше идет на контакт, когда с ним разговаривают на одном языке. Мы бы очень хотели, чтобы такие люди работали у нас.

— При реализации программы импортозамещения есть большой соблазн повторить то, что уже сделано. Стоит ли этим заниматься?

— Для всего нужна школа, ничего не возникает на пустом месте. Брать процессор Intel и пытаться его копировать — тупиковый путь. Сейчас компьютер устаревает за три года, серверное оборудование живет пять-семь лет. Если мы начнем копировать сегодня, то придем к этой копии года через три. И фактически отстанем лет на пять-десять.

— Вы неоднократно попадали в разные федеральные рейтинги успешных ИТ-компаний. Они не влияют на то, чтобы вас выбирали заказчики за пределами края?

— Рейтинги влияют на бизнес, но иначе. Для получения заказа важнее рекомендации. Потом уже на встречу ты приносишь все свои буклеты, где говорится про рейтинги. Еще рейтинги хороши, когда начинаешь работать с каким-то новым вендором. Они приезжают, смотрят, понимают, что в этом направлении ты силен. И потом они же рекомендуют нас заказчикам в других регионах.

— Несколько лет назад существовала программа по переходу госорганов, бюджетных учреждений на свободное ПО. Почему она провалилась?

— Сейчас мы в двух школах поддерживаем СПО на общественных началах. А всего в крае я знаю три такие школы. Из федеральных органов госвласти успешный пример перехода — это служба судебных приставов. Провал программы, на мой взгляд, связан с отсутствием контроля. У любого задания должны быть контрольные цифры и сроки. Получается, что человека, которого все устраивает в его рабочих процессах, пытаются заставить освоить нечто новое и в те же сроки выполнить все свои рабочие задачи за те же деньги. Без кнута или пряника сделать это невозможно.

— Каких принципов вы придерживаетесь в управлении компанией?

— Первое — это профессионализм. Люди, которые у нас работают, — профессионалы. Второе — порядочность. Человек, который общается с заказчиком, владеет всей коммерческой информацией. Важно, чтобы она никуда не ушла.

Мы стараемся поддерживать тех, кто постоянно развивается, находит новые идеи. Даем кредиты на приобретение жилья под ставку рефинансирования. Иногда проценты прощаются.

Наши специалисты, которые обладают сертификатами мирового уровня, в Москве могут получать зарплату в 5–10 раз выше. Но они остаются работать у нас, потому что есть интересные проекты в СФО и по всей России, моральная и материальная поддержка. Мне кажется, что именно благодаря этому у нас сформировался хороший коллектив.

— Что, по-вашему, будет с теми компаниями, которые сейчас не занимаются обновлением техники, пытаются высидеть и сэкономить?

— Если вы имеете в виду "железо", то его эра проходит. Мы постепенно приходим к сервисной модели развития бизнеса. Не важно, кто вам предоставляет интернет и с помощью какого оборудования, главное, чтобы он был. Сейчас в обновление инфраструктуры должны вкладывать провайдеры услуг и заботиться о том, чтобы у них все работало и услуги были качественными. Те провайдеры, которые не будут этого делать, умрут.

Сейчас сервисную модель бизнеса продвигают именно операторы. Свои "облака" есть у Microsoft, у "Ростелекома". Возможно, у нас в крае появятся какие-то свои, местные "облака". Это даст толчок продажам "железа". Компании вроде нашей будут работать с этими провайдерами. Лет через 10 мы увидим такое будущее.

— Когда-то "Алтапресс" разработал для "Галэкса" уникальный товарный знак. Глядя на него, было понятно, что у компании смелый директор. Знак был похож на скелет рыбы. Как вы на него согласились?

— Там был классный слоган "У нас крепкий костяк". Логотип принес Дмитрий Васильев (на тот момент работал заместителем директора в "Галэкс"), рассказал о нем. Мы посмотрели и решили, что все точно о нем будут говорить и спрашивать, что это такое. Это же интересно.

— Как выжить на рынке, на котором все меняется каждые 3–5 лет?

— В первую очередь надо минимизировать риски и сокращать траты. Обязательно должен быть свой офис. И желательно не иметь долгов. Основная статья расходов — это коллектив. Мы собирали его по крупицам, поэтому сокращать — неблагодарное дело. Нужно этот коллектив загрузить работой. Именно поэтому мы пошли в другие регионы.

Сейчас мы не имеем больших кредитных долгов. Этому нас научил 1998 год. У нас тогда были валютные кредиты, мы их долго отдавали, и с тех пор решили, что больше не будем брать.

Как бывает: заказчик не заплатил, потому что у него нет денег, а у тебя с другой стороны начинают требовать отдать долг. Если ситуация затягивается, наступает банкротство. Многие на этом погорели. Рассчитался бы заказчик вовремя, компании были бы живы до сих пор. "Галэкс" — консервативная компания, которая не ввязывается в авантюры. Это нас спасало во многих кризисах.

— Для чего вы придумали конкурс "Мисс ИТ"?

— Помните, был такой журнал "Монитор", там периодически печатали анекдоты. В одном из номеров была картинка: сидит парень за компьютером, часы показывают два часа ночи, из-за угла выглядывает его жена, видно, что она раздетая, и что-то ему говорит. Он ей отвечает: "Нет-нет, ничего не говори, все равно за комп не пущу". Так вот чтобы иногда компьютерщики отрывали глаза от монитора, мы и сделали этот конкурс. Он стал украшением ИТ-форума. Ведь в ИТ работают не только парни, но и девушки. Им в отличие от большинства ребят хватает времени не только на работу, но и на то, чтобы следить за собой. И они профи, участвуют в интересных проектах. Все, кто проходит в финал, получают ленточку "мисс", цветы, подарки от спонсоров. Все очень просто и красиво.

— Думаете ли вы о том, кому передадите свой бизнес в будущем?

— Сильно еще не задумывался. Плана "Преемник" не существует (смеется. — Прим. "СК"). Моему младшему сыну только семь лет, а старший работает в Новосибирске, в компании, которая пишет софт для Android. Сейчас "Галэкс" двигает молодежь, у нас есть очень молодые руководители отделов. Думаю, что со временем эти люди и будут стоять у руля предприятия.

— Есть ли у вас хобби?

— Очень радуюсь, когда удается с друзьями выбраться на рыбалку. Мы уезжаем туда, где не работает сотовый телефон, ставим палатки и почти всегда возвращаемся с уловом. В прошлом году я поймал щуку 4 кг. Зимой катаюсь на горных лыжах, с семьей каждые выходные ходим на "Лыжню здоровья".

Цифра

Порядка 1 млрд рублей составила выручка "НТЦ Галэкс" за 2015 год.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость