Такой сценарий развития событий на прошлой неделе обозначили руководители крупных охранных предприятий Алтайского края, комментируя грядущее изменение законодательства. А Алексей Кулагин, председатель регионального комитета профсоюза работников негосударственной безопасности (на фото), констатировал, что новые правила игры, установленные государством, создали предпосылки для коррупции и загоняют ЧОПы в тень.
Федеральный закон № 272 вступит в силу 1 января 2010 года и принесет ЧОПам большие проблемы. На заседании "круглого стола", который прошел в краевом центре 20 августа, таких проблемных блоков было сформулировано несколько. Во-первых, увеличение и дробление видов лицензируемой охранной деятельности. Во-вторых, чрезвычайно сложная и затратная система подготовки, повышения квалификации и прохождения периодических проверок руководителями ЧОПов и охранниками. Так, для охранников подготовлен перечень из 4 тыс. вопросов, многие из которых, по мнению руководителей местных ЧОПов, являются некорректными и непрофессионально составленными. В-третьих, под контроль МВД переходит необоснованно широкий спектр вопросов финансово-хозяйственной деятельности охранных компаний, и приостанавливать их деятельности можно без судебного решения. Наконец, в-четвертых, это фактически безвозмездное изъятие у ЧОПов служебного оружия.
Последний пункт вызывает в местном профессиональном сообществе особый гнев и раздражение. ЧОПам предписано безвозмездно и на добровольной основе передать на баланс МВД свое оружие, а затем брать его у милицейских же структур в бесплатную аренду. "В дальнейшем правила игры могут быть изменены государством в любую минуту, – говорит Алексей Кулагин. – В МВД уже делают оговорки, что хранение и ремонт нашего же оружия будут платными".
Сергей Кузнецов,
директор "Ирокез-Холдинга":
Это беспрецедентная форма скрытой национализации имущества, которая позволит государству отнять нашу собственность. "Ирокез-Холдингу" принадлежат около 60 единиц оружия стоимостью примерно 300 тыс. рублей. Сейчас у меня все это изымут и скажут: "А теперь, если захотим, дадим тебе это в аренду. Но, может, и не захотим".
По мнению г-на Кузнецова, вступление новых правил в силу "открывает большой зазор для незаконных действий отдельных недобросовестных чиновников в погонах", которые "теперь могут легко задавить любой ЧОП". "И наших клиентов получат структуры, принадлежащие генералам МВД и их друзьям, которые через аффилированные структуры сами занимаются охранным бизнесом", – заявил он.
Начальник отдела лицензионно-разрешительной работы ГУВД края Марина Суворина постаралась парировать все острые выпады в адрес нового закона. Но говоря об "оружейном" вопросе, признала: "Я согласна, что это собственность ЧОПов, и трактовать иначе это нельзя. Думаю, у МВД будет масса вопросов при реализации данного механизма".
По мнению же Валентина Бороздина, председателя совета ветеранов УФСБ по Алтайскому краю, с начала 2010 года "начнутся больные процессы". "И в пожарном порядке начнется ликвидация проблем, – сказал он. – Рана по живому организму будет очень болезненная".
Алексей Кулагин полагает, что наиболее вероятным посылом для принятия столь кардинальных изменений является экономический мотив: "Годовой оборот вневедомственной охраны МВД составляет миллиарды долларов. И возникает большой соблазн увеличить его на треть за счет частных охранников".
Многие эксперты, принимавшие участие в работе "круглого стола", признали, что в данное время, когда закон принят, "сотрясать воздух" уже бесполезно. "В ТПП России, куда мы обращались, сказали: "Бестолку ваши усилия, решение принято, и закон вступит в силу", – подтвердил Сергей Кузнецов. Тем не менее по итогам мероприятия будет подготовлено обращение к президенту России с просьбой о введении моратория на спорный закон. Хотя, по мнению Галины Дербан, члена Общественной палаты Алтайского края, добиться моратория будет очень сложно. "А вот обратиться в Конституционный суд России необходимо, – заявила она, говоря о явном противоречии данного закона другим нормам федерального права. – Если ЧОПы сейчас встанут на правовой путь, то правительство, которое будет в суде ответчиком, проиграет".
Валерий Регер, председатель краевого комитета профсоюза работников железнодорожного транспорта, считает, что применение этого закона "дестабилизирует социальную обстановку в стране". В России сейчас действуют 27 тыс. охранных структур, в которых занято более 1,2 млн. человек. В Алтайском крае зарегистрированы около 500 ЧОПов, где трудятся 5,8 тыс. человек, многие из которых – бывшие сотрудники милиции и отставные военные офицеры, имеющие заслуги перед Родиной. 20 августа на "круглом столе" эксперты с сожалением говорили о них как о потенциальных безработных.
Руководитель "Ирокез-Холдинга" Сергей Кузнецов рассказал, как грядущее изменение законодательства отразится на клиентах частных охранных предприятий.
Сергей Кузнецов,
директор "Ирокез-Холдинга":
Конечно, глобальной трагедии не произойдет. Но в любой момент любой клиент любого охранного предприятия сможет в одночасье остаться без охраны. Как минимум без вооруженной. Чем это может быть чревато? Резким возрастанием уровня криминальных угроз, это понятно! Вторая неприятность, которая может грозить нашим клиентам, – значительное подорожание охранных услуг. Это станет неизбежным из-за прогнозируемого массового исхода с рынка недорогих и компактных ЧОПов. Их место немедленно займут либо весьма недешевая вневедомственная охрана, либо крупные национальные холдинги. А о том, как умеют столичные и сетевые брэнды загонять провинцию в угол и высасывать из регионов деньги, мы с вами уже знаем.
Самое важное - в нашем Telegram-канале