Несколько лет назад одни мои знакомые решили сделать бизнес на Солоновке. Как только они узнали, что эта деревня может через несколько лет превратиться в Лас-Вегас, сразу побежали на специальный сайт и зарегистрировали на себя несколько однотипных доменных имен — solonovka.ru, solonovka22.ru, solonovka-altay.ru и т. д. Что было дальше, вы прекрасно знаете. Солоновка не выдержала испытания предстоящей славой, игорную зону перенесли. Доменный бизнес прогорел, не принеся доходов.
Эту историю я вспомнил недавно, когда наткнулся в одной из публикаций на уникальное и прецедентное по сути своей разбирательство между французской компанией G.H. Mumm & Cie (с начала прошлого века производит шампанские вина) и гражданином Ш. Юсуповым. А подробности таковы. Спор возник вокруг использования товарного знака. Сей доблестный муж в конце 2009 года зарегистрировал на себя в сети Интернет домен по имени www.mumm.ru. Сейчас вы можете открыть этот сайт и убедиться в том, что на нем подробно рассказывается о мумиях фараонов.
В июне прошлого года Арбитражный суд Москвы рассмотрел иск компании к администратору сайта и постановил, что никакой ответственности гражданин Юсупов нести не должен, поскольку истцом не представлено доказательств, что зарегистрированный домен приносит владельцу коммерческую выгоду. Компания же напирала на то, что использование товарного знака "MUMM" незаконно, поскольку у нее есть свое регистрационное свидетельство, причем международного образца.
Прошло немного времени, и 9-й арбитражный апелляционный суд Москвы постановил решение нижестоящего суда отменить и запретить любителю мумий использовать такое доменное имя, а также взыскать с него 6 тыс. рублей в порядке возмещения расходов по оплате госпошлины. Чем руководствовалась апелляционная инстанция? Оказывается, уникальным документом из XIX века.
В материалах дела сказано: "В силу Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14.04.1891 г. и Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, принятому в Мадриде 27.06.1989 г., указанные товарные знаки имеют международную охрану, в том числе и на территории Российской Федерации". Оказалось, что компания G.H. Mumm & Cie является исключительным правообладателем международного товарного знака "MUMM".
Далее последовала кассационная инстанция в Федеральный арбитражный суд, где уже постановление суда апелляционной инстанции было отменено. И вот в мае этого года дело докатилось до Высшего арбитражного суда (ВАС). На этот раз представители компании указывали, что действия Юсупова "создают препятствие для регистрации домена, воспроизводящего принадлежащий ей товарный знак, что не позволяет реализовать ее законные права на товарные знаки в российском сегменте сети Интернет".
ВАС категорически принял сторону компании. Он указал на статью 1484 Гражданского кодекса РФ и заключил: "Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 Кодекса)".
Почему же до сих пор на указанном выше сайте вместо египетских пирамид не появилось игристое шампанское? Вероятно, ответ кроется в том, что в самом конце 2010 года товарищ Юсупов (после подачи компанией заявления в ВАС о пересмотре обжалуемых судебных актов) передал права по администрированию домена гражданину Узбекистана Д. Дадаханову. Вероятно, судиться еще с одним поклонником древности французы не захотели. А может быть, и судятся, но только уже в другой стране.
Самое важное - в нашем Telegram-канале