Экономика

С конвейера до прилавка. Алтайские сельхозпереработчики и ритейлеры ищут точки соприкосновения

Не секрет, что растениеводство, зернопереработка и ритейлеры тесно связаны между собой. Одни выращивают, другие производят продукцию, третьи доводят ее до потребителя. Между этими звеньями много точек соприкосновения, но нередко возникает и недопонимание. Как выстраивается взаимодействие этих отраслей, обсудили участники экспертных советов «Менеджер года», прошедших в ИД «Алтапресс».

Участники экспртного совета "Менеджер года"
Участники экспртного совета "Менеджер года"
Анна Зайкова

Запасов хватит

21 октября за круглым столом в «Алтапрессе» собрались представители перерабатывающих компаний Алтайского края. Тон встречи задал председатель Союза зернопереработчиков Алтайского края, руководитель компании «Грана» Валерий Гачман.

Он начал с того, что год был невероятно трудным для всего сельского хозяйства, особенно для растениеводов, которые начинали посевную в дождь и уборочную кампанию вели в экстремальных условиях. Все это в виде поступающего сырья отразилось и на зернопереработчиках. Тем не менее, с его слов, это не стало из ряда вон выходящей проблемой. Запасов должно хватить, чтобы загрузить имеющиеся мощности, да и качество вполне подходящее для переработки.

Участники экспртного совета "Менеджер года"
Анна Зайкова

На руку зернопереработчикам сыграло закрытие рынка Казахстана, куда шло зерно со всех приграничных сибирских регионов и беспошлинно вывозилось дальше за рубеж. Принятая республикой заградительная мера в итоге стабилизировала внутренние цены на сельхозпродукцию.

«Это минус для сельхозпредприятий, которые, имея рынок сбыта через казахстанскую границу, поднимали цену на продукцию внутри региона и плюс для переработчиков. Ведь на очень дорогом сырье сложно делать качественный, конкурентоспособный продукт», — подчеркнул Гачман.

С Китаем стало сложно

Отдельно участники затронули тему экспорта. Они отметили, что работать с Китаем становится все сложнее. Тем не менее, с уходом Узбекистана и Казахстана, он остается основным рынком сбыта.

Сложности заключаются в логистике и денежных взаиморасчетах. Еще один настораживающий момент — это стремление китайских партнеров переходить на закуп сырья, а не готовой продукции, чтобы самостоятельно доводить его в переработанном виде до потребителя.

Эту тенденцию отследил директор компании «Роса» Вадим Вайнер. С его слов, китайский отраслевой бизнес все охотнее берет дешевую гречку и овес, а вот фасовку не очень. Скорее всего КНР со временем и вовсе откажется от переработки и займется своей.

«Они хорошо считают деньги. И если раньше у нас в Китай заходили хлопья, то сейчас они хотят закупать продукт с меньшей добавленной стоимостью. Но мы не можем удешевлять свою продукцию, так как наш основной потребитель — отечественный и он ждет качества», — поделился его коллега, руководитель «Алтайской крупы» Юрий Брютов.

Он предложил внимательнее присмотреться к странам Средней Азии, ведь во времена царской России и Советского Союза они были традиционными потребителями.

Участники экспртного совета "Менеджер года"
Анна Зайкова

Руководитель Алтайской продовольственной компании Александр Вдовин считает, что игроки отрасли «сами себя съедают». Рост производственных мощностей приводит к переизбытку продукции, что влечет за собой сложности со сбытом, увеличение стоимости сырья, трудности в кадровых ресурсах.

«Видим — гречка пошла вверх, строим цех, не думая, что будет дальше. Ведь рынок сбыта не резиновый. То же самое по маслу, другой переработке. Предложение превышает спрос. Сегодня стоимость сырья более конкурентоспособна, и какой-то намек на маржинальности есть. Но каковы прогнозы на будущий сезон?» — задается вопросом он.

Если говорить официальной статистикой, озвученной управлением Алтайского края по пищевой и перерабатывающей промышленности за январь-сентябрь 2024 года предприятиями региона выработано 609,3 тыс. тонн муки, 363,6 тыс. тонн крупы, 45,6 тыс. тонн продуктов зерновых для завтрака.

Крупнейшими предприятиями мукомольно-крупяной отрасли в нашем регионе являются «Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова, «Алтайская крупа», «Грана», «Коротоякский элеватор», «Мельник», «Мельничный комплекс «Роса», «Целина» и другие.

Молока больше, молочки меньше

А вот рост производства молочной продукции в регионе, напротив, снижается. В первом полугодии 2024 года производители изготовили ее почти на 10% меньше, чем в январе-июне 2023-го. Это при том, что за этот же период животноводы получили 303,5 тыс. тонн молока — это на 1,2% больше, чем год назад.

Проблемы те же, что и в зернопереработке: кадры, логистика, сырье, реализация, но со своими нюансами и разной спецификой. Ключевые из них назвал руководитель компании «Алтайхолод» Михаил Туркин.

«На фоне увеличения производственных объемов, которое меня не может не радовать, актуализировались и проблемы, в том числе по сырью с его двукратным удорожанием», — начал он.

Больная тема — повышение процентной ставки. Туркин признался, что предприятие серьезно закредитовано, а так как не относится ни к малому, ни к среднему бизнесу, то не может рассчитывать на господдержку, предусмотренную для этого сегмента рынка.

Участники эксеного совета "Менеджер года"
Анна Зайкова

Однако без кредитов сегодня производственники не в состоянии не только развиваться, но и элементарно вести текущую деятельность.

Ведущий экономист Барнаульского молочного комбината Ольга Трофимова подробно остановилась на теме взаимоотношений переработчиков с торговыми сетями, через которые идет реализация продукции.

«Дорожает все: оборудование, сырье, энергоресурсы. Это серьезно влияет на себестоимость продукции. Но ритейлеры дают возможность поднять цену в лучшем случае раз в два года. За этот период идет серьезный рост стоимости на все», — поясняет она.

Со своими проще

Неделей позже на экспертном совете в ИД «Алтапресс» собрались представители сферы торговли. Она считается одной из самых гибких отраслей в экономике, ведь успешность продаж, особенно в условиях конкуренции, напрямую зависит от ассортимента и предпочтений потребителей, которые тоже активно меняются. И с этим связаны специфические трудности.

Руководитель управления продвижения компании «Мария-­Ра» Леся Колтакова подчеркнула, что при отборе товаров торговая сеть отдает предпочтение местным производителям. И в этом есть взаимовыгодный интерес, так как ритейлер заинтересован в постоянных, надежных поставщиках, на которых можно рассчитывать.

«Приведу такой пример. Многие помнят, что этим летом из-за паводка в Барнауле возникли проблемы с водоснабжением. Жители массово стали скупать бутилированную воду. Полки быстро опустели. Мы обратились к поставщикам с просьбой увеличить производство и ускорить отгрузку. И совместно успешно справились с достаточно непростой задачей», — вспоминает эксперт.

Торговая сеть «Аникс» спустя годы присутствия на рынке ритейла не меняет своей изначальной позиции — продвигать продукцию местных алтайских производителей. Об этом рассказала коммерческий директор копании Валерия Зимина.

Участники экспртного совета "Менеджер года"
Анна Зайкова

«Есть среди небольших производственных предприятий некий стереотип, что попасть на полку в наши магазины нереально. Чтобы переломить его, стали активнее встречаться с потенциальными поставщиками, выезжая к ним на производственные площадки. Не только чтобы убедиться в их серьезности, но и пообщаться лично, найти взаимовыгодные точки сотрудничества», — поделилась опытом Валерия Зимина.

К таким выездам торговая сеть привлекает и покупателей магазинов, которые могут в ходе общения поделиться своими идеями по ассортименту, упаковке товара. Так, например, на прилавках появилось молоко в двухлитровой таре с ручкой, что, по мнению потребителей, гораздо удобней.

И здесь кадровый голод

Как и все отрасли без исключения, торговли испытывает кадровый дефицит. Это заставило поменять некоторые подходы в обслуживании потребителей. Сотрудников ритейлер привлекает самыми различными способами начиная с традиционной рекламы «Нам требуется» и внутрикорпоративной «Приведи друга» и заканчивая оптимизацией и автоматизацией процессов в торговле.

Участники экспртного совета "Менеджер года"
Анна Зайкова

Так, эффективным механизмом, считает Леся Колтакова, стала установка касс самообслуживания, что позволило сократить нагрузку на кассиров. На данный момент в сети оборудованы кассами самообслуживания 835 магазинов, и уже более трети покупателей активно ими пользуются. Развитие этого направления будет продолжено.

«Чтобы облегчить нагрузку на персонал на выкладке товара, мы пошли по пути оптимизации товарной матрицы, уменьшив по каким-то группам ассортимент, отдав предпочтение продукции, которая пользуется ежедневным спросом», — поделилась Леся Колтакова.

«Аникс» тоже пошел по пути цифровизации в торговле. Так же, как и в других торговых сетях, здесь внедряют кассы самообслуживания, налаживают доставку через интернет-­заказы. Но все же главным принципом, говорит Зимина, остается личное радушие и внимание к покупателям.

«Нашу торговую сеть также затронула кадровая проблема. Решаем ее всеми доступными способами. Один из важных моментов — автоматизация рабочих мест. У каждого сотрудника есть планшет, в котором установлена программа «Как дела на полочке», в которой фиксируются задачи, способы решения, проблемные моменты. Это позволяет сотруднику сконцентрироваться на его прямых обязанностях, освободиться от лишнего и избежать сумятицы», — рассказала коммерческий директор.

В целом ритейлеры отметили, что у них есть прямой интерес сотрудничества именно с местными производителями, качество продукции которых не вызывает сомнений. Они уверены, что в любой ситуации можно и нужно договариваться и находить компромиссные решения.

Цифры

609,3 тысячи тонн муки произвели на Алтае.

На 4% увеличилось производство пищевых продуктов по итогам I квартала 2024 года.

На 8,1% увеличилось производство сыров, макаронных и мучных изделий — на 4,6%, майонеза — на 4,6%, кондитерских изделий — на 3,2% и мороженого — на 2,7%.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость