Экономика

"Садко", демпинг и "Адриатика". Как фитнес-индустрия Барнаула поиграла мускулами в летний сезон

В начале нового сезона наиболее сильные игроки местного фитнес-рынка ведут себя как герои известного стихотворения Михалкова "А что у вас?". Правда, делают это тайно. Каждый клуб "ходит в разведку", чтобы выяснить, что там новенького у коллег по отрасли. По мнению операторов рынка, эта занятная игра происходит в рамках приличия, в отличие от активности в летний период. Тогда в индустрии разворачивались нешуточные боевые действия, по мнению ряда операторов — весьма деструктивные. О прошедшей жаркой поре, новых трендах и том, как будет меняться отрасль, рассказали эксперты.

Удар за ударом

По мнению первых лиц клубов – лидеров рынка, наиболее примечательными в межсезонье были три события. Героем одного был "Садко", который временно приостанавливал свою деятельность и тем самым стал причиной информационной волны в СМИ. Напомним: проблема имеет документальный характер. К сожалению, представители "Садко", равно как и "Авроры", от участия в данном материале отказались, и мнения этой стороны мы не узнаем. Весьма сдержанно комментируют ситуацию и другие участники рынка. В формате "без имен" они сходятся во мнении, что ситуация с "Садко" нанесла определенный удар по репутации отрасли: фитнес-индустрия теряет доверие со стороны потребителей. При этом управляющий клубом "Магис-Спорт" Владимир Гордейчик отмечает, что есть и другая сторона медали: "Некоторые клубы получили клиентов, покинувших "Садко" из-за неопределенности. И это те люди, которые раньше по эмоциональным причинам не могли себе позволить занятия фитнесом, но благодаря определенным действиям "Садко" купили карты и все же взялись за свое здоровье".

Под определенными действиями г-н Гордейчик подразумевает стоимость клубных карт. Весной текущего года в отрасли разразилась жесткая демпинговая война, и управляющий "Магис-Спорт" в интервью отмечал, что все это чревато как для отрасли, так и для конкретных игроков, которые, ввязавшись в эту войну, в определенный момент не будут иметь средств для развития или хотя бы поддержания объектов в нормальном состоянии. Собственно, демпинг и явился вторым значимым событием на рынке. Пока рано говорить о том, сбываются ли прогнозы Владимира Гордейчика, — время "считать цыплят" в нашем случае настанет весной. Пока же имеем факт: с наступлением традиционно высокого для фитнес-индустрии сезона демпинг закончился, и в основе своей клубы снова вернулись к адекватным ценовым параметрам.

Будет ли шоколад?

Третьим поводом посудачить стала информация об открытии клуба "Адриатика". Увы, новичок не счел возможным принять участие в беседе. Собственно, это можно понять: клуб лишь успел начать рекламную кампанию и, возможно, не готов выступить в экспертном статусе. Так или иначе, а появление нового клуба, безусловно, событие для рынка. Территориально "Адриатика" может быть конкурентом одному из клубов сети Александра Старыгина. Однако там считают, что серьезной опасности нет.

Руслан Фоменко,
управляющий сети фитнес-клубов Александра Старыгина:

Не исключено, что несколько человек покинут нас и уйдут в новый клуб, — это закономерное поведение, традиционный интерес посмотреть, "а что там". Но с большой вероятностью могу сказать, что они потом вернутся.

С точки зрения сегмента "Адриатика" близка к "Магис-Спорт" и "Авроре". Первый пока воздерживается от прогнозов, так как для них еще нет оснований. Директор фитнес-центра "Максима" Ирина Власова, глядя на ситуацию со стороны, склонна предположить следующее: "Опять начнется битва титанов. Клиенты, конечно, уйдут от всех. В большей степени из "Садко" и "Магис-Спорт". А вот Максим Медведев, директор фитнес-клуба "Идеал-Спорт", полагает, что именно "Магис-Спорт" и определит как успех или провал "Адриатики", так и в принципе тренды рынка на сезон 2011/12. "Вся индустрия будет зависеть от поведения самого крупного игрока — "Магис-Спорт". Сможет он удержать свой бизнес-класс — тогда "Адриатика" в смысле прибыли станет "дохлым номером", на окраину города платежеспособную аудиторию не загонишь в таком количестве, чтобы это приносило прибыль. И будет этот клуб как утешение для друзей и гостей инвестора. А вот если "Магис-Спорт" не сможет удержать денежных клиентов, — а при той политике, которую они ведут, скорее всего, не сможет, — то "Адриатика" будет в шоколаде". Что ж, можно предположить, что уже до Нового года в отрасли либо что-то произойдет, либо выход на сцену "Адриатики" состоится тихо и незаметно для прочих участников рынка.

Не без потерь

Разумеется, обсуждение событий рынка и соответствующие им действия — отнюдь не все, чем были заняты клубы. Все опрошенные эксперты сообщили, что в том или ином масштабе объекты пережили косметический апгрейд, во многих клубах появилось новое оборудование, проводились мероприятия для членов клуба. Кроме того, в отрасли была активная ротация кадров. Операторы говорят, что это традиционное для лета явление и ни ситуация с "Садко", ни заявка "Адриатики" не стали катализаторами для чего-то из ряда вон. Как это раньше бывало, некоторые тренеры сменили сферу деятельности, не обошлось и без перетекания тренеров из клуба в клуб. Причем потери и, соответственно, приобретения разного значения есть почти во всех более или менее крупных клубах. "Людям перестает что-то нравиться, или они не могут соответствовать уровню клуба. Кроме того, у тренерского состава работа высокоэмоциональная, и им естественным образом периодически нужна смена обстановки", — полагает г-н Гордейчик.

Примечательно, что, несмотря на растущие объемы фитнес-отрасли, в системе образования края по-прежнему не желают обращать внимание на спрос и единственный источник кадров, кроме профессионального спорта, — один из факультетов педакадемии. Его выпускники не могут в полной мере соответствовать требованиям рынка. И потому некоторые клубы, испытывая проблемы с набором квалифицированных кадров, куют эти кадры самостоятельно. В частности, в "Магис-Спорт" второй раз прошла летняя школа инструкторов и, как сказал г-н Гордейчик, лучшие получили работу в клубе.

"Ваше дело" также считает важным отметить одну особенность в кадровом вопросе нынешнего лета: местную индустрию покинули несколько весьма выдающихся тренеров. В частности, рынок потерял звезду "Авроры" Андрея Качаева, который более не мог найти себе применения в Барнауле и переехал в столицу страны. Отчасти это может объясняться не слишком высокой культурой потребления фитнес-услуг и принципиальным отношением местной аудитории к индустрии как с точки зрения спроса, так и с эмоциональной позиции.

Закономерное явление

В межсезонье некоторые операторы отмечали падение посещаемости до 35%. Это некритичный показатель, в России считается нормальным колебание от 30% до 40%. И сейчас фитнес-центры входят в новый сезон с немалым оптимизмом. "Возросла активность постоянных клиентов, идет приток новеньких, возвращаются и старые клиенты: посравнивают и возвращаются", — говорит г-н Медведев. "По сравнению с прошлым годом продажи возросли, активны "старые" клиенты, возвращаются те, кто уходил. И если кто-то и воспользовался акцией "Смени клуб", которую летом запустил "Магис-Спорт", то на нас она не повлияла", — заявила г-жа Власова.

Радуются наплыву посетителей Руслан Фоменко и Владимир Гордейчик. При этом оба эксперта подчеркивают, что высокие продажи в этот период — явление закономерное.

В новый фитнес-год клубы приготовили своим клиентам массу новинок, появление которых обусловлено как изменившимися возможностями клубов, так и требованиями рынка. И за все старые и новые опции аудитория будет платить либо на прежнем "додемпинговом" уровне, либо несколько больше. "Цены не будут расти — утверждает Руслан Фоменко, — клубов все больше, а аудитория все та же, и на ее объем не так уж сильно влияет мода на здоровый образ жизни. Поэтому клубы будут улучшать качество, сохраняя цену". С коллегой по отрасли не готовы согласиться представители "Максимы" и "Магис-Спорт", которые говорят о повышении стоимости клубного членства. "Цены в сентябре выросли, и это объяснимо", — отметила Ирина Власова. А объясняется это в том числе фактической инфляцией, которая как минимум вдвое выше официального уровня. Так или иначе, а настрой у операторов рынка скорее позитивный. По итогам года эксперты надеются увидеть количественную динамику относительно итогов 2010 года в пределах 12–20%. Пока же без учета инфляции в клубах имеет место рост порядка 30–37% в денежном выражении. Не исключено, что эксперты немного лукавят. Но клубы-то строят, а значит, можно предположить, что фитнес-индустрия пока действительно оправдывает свой формат "здорового" бизнеса.

Наиболее перспективные фитнес-направления ближайших лет*

Body&Mind (йога, стрейтч, пилатес).
Функциональные тренинги (с использованием гантелей, оборудования TRX, медболлов и пр.).
Занятия в малых группах (до 6 человек).
Силовой тренинг.
Детские программы (функциональный и силовой тренинг, программы раннего развития, секции).
Интервальные тренинги.

При этом танцевальные программы и уроки на основе акробатики сократятся до минимума или исчезнут из расписания групповых программ клубов.

*Составлено по результатам опроса экспертов фитнес-индустрии Барнаула.

"Наш город недостоин наших клубов"

Владимир Гордейчик,
управляющий клубом "Магис-Спорт":

Я уверен, что цена на услуги фитнес-клубов падать не будет. Увеличение налогового бремени и стоимости услуг ЖКХ, равно как и темпы инфляции на уровне 15–17%, просто не позволят этого сделать. Конечно, клубы борются, ищут возможности снизить себестоимость услуг, но в глобальном смысле это не повлияет на положение дел.

С учетом развития индустрии, думаю, будет расти профессиональный уровень специалистов в отрасли. Ушло время экспериментов и новичков, выходящих на рынок. Сейчас заходить на это поле случайным людям — как поставить в казино при шансах 1 к 33: успешен будет бизнес или неуспешен.

Вряд ли в Барнауле появятся федеральные сети, в ближайшие полтора года это совершенно нерентабельно. Сейчас сети занимаются освоением городов-миллионников и городов Московской области. А толкаться в маленьком Барнауле, где и так уже все друг друга плечами задевают, бессмысленно. Может, будут какие-то франчайзинговые проекты. Знаю, что в Барнаул уже приезжали эксперты, велись переговоры и некоторые участники рынка получали предложения со стороны московских компаний перейти под свои брэнды. Но эти брэнды сейчас в Барнауле ничего не стоят, и я не думаю, чтобы кто-то захотел сейчас поменять вывеску.

Недавно в Барнаул приезжали эксперты крупных фитнес-проектов страны — президент Xfit Group Георгий Летунов и менеджер региональных проектов "Академии фитнеса" Алена Игнатович. Посмотрев объекты, они пришли к выводу, что наш город пока недостоин наших клубов. Цена карты в Москве за клуб, аналогичный "Магис-Спорт", — 70–90 тыс. рублей. А у нас — 25–30 тыс. Да, конечно, у них там зарплаты другие, народу больше, все другое — это понятно. Но важно понимать, что кто-то покупает одинаковое качество за 30, а кто-то — за 90 тыс. рублей. Иными словами, и жители Барнаула, и жители Москвы ездят на "Мерседесах" одного класса, заплатив за автомобили совершенно разные деньги.

Зачем вы ходите в фитнес-клуб?

Вячеслав Неупокоев,
управляющий филиалом "Газпромбанка" в Барнауле:

Системные занятия спортом позволяют мне все время быть в тонусе, улучшают здоровье и самочувствие. Кроме того, спорт хорошо дисциплинирует. В результате производительность моего труда стала выше. Постоянно общаясь с персональными тренерами, я получаю много полезной информации о здоровом образе жизни, о правильном питании — это формирует мою личную культуру. И, конечно, в клубе расширяется круг общения, что тоже для меня немаловажно. Все это позволяет получать позитивные эмоции, жить разнообразно и активно!

Екатерина Демкина,
заместитель председателя Союза художников Алтая по выездной выставочной деятельности:

Спорт мне жизненно необходим. Мне важно быть в тонусе и держать свои мышцы в порядке, чтобы они помогли мне в сложных моментах. Дело в том, что я пишу этюды в горах, где высоко. И чтобы туда дойти с полным рюкзаком да еще с этюдником и холстами, нужны силы, выносливость и хорошие легкие. Кроме того, в горах часто бывает так, что кому-то нужна помощь, от тебя зависит чья-то жизнь. И тут без здоровья никуда.

Юлия Тафинцева,
генеральный директор центра бизнес-решений STAFF:

Я работаю по 10–12 часов в сутки, три-четыре раза в месяц езжу в командировки. Сплю порой в самолетах. А настроение прекрасное и чувствую себя великолепно. Если бы не регулярные занятия в клубе, я даже не знаю, откуда бы я черпала силы. Без спорта я бы, наверное, не выдержала.

Ольга Воробьева,
главный инженер проектов компании "Алтайспецпроект":

Я много работаю. И, бывает, день выдастся тяжелый, вечером нет настроения. Приедешь в клуб, сходишь на тренировочку — и бодрячком! Спорт дает большой заряд энергии. Кроме того, помимо занятий, это еще и клуб по интересам: здесь интересные люди, с которыми хочется общаться. Я бы каждый день заниматься ходила, если бы могла.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость