Время трудных решений
Общая тональность в реальном секторе — полуоптимистичный реализм. Почти все участники встречи отметили, что отрасль находится под давлением: растут издержки, падает спрос, сокращаются инвестиции. Но предприятия не останавливаются, переформатируют производство, ищут новые ниши и кадры.
Заместитель министра промышленности и энергетики Алтайского края Илья Финенко напомнил, что в непростых условиях важно не зацикливаться на проблемах, подчеркнув, что министерство всегда готово к диалогу:
«Мы видим не только сложности. Большинство руководителей понимают, что эти вопросы — временные. Нужно смотреть за рынком, оставаться в тренде и развиваться. Даже при снижении показателей многие предприятия показывают положительную динамику».
Тяжело, но плюсы есть
Исполнительный директор Союза промышленников Алтая Виктор Мещеряков привел цифры, характеризующие состояние отрасли.
«По индексу промышленного производства у нас 96,8%. Это ниже ста. В мае мы упали до 96,1% и сейчас приросли на 0,7%. Положительная тенденция есть, — отметил он. — Есть отрасли, которые держатся и даже растут: например, в добыче — 109,9%. Оборонные предприятия показывают прибавку 20–35%, что помогает сдержать общее падение».
Эксперт признал: доля убыточных предприятий выросла. В обрабатывающем производстве – с 13,6% до 22,2%, в производстве и распределении электрической энергии — с 72% до 78%. Инвестиции снизились примерно до 80% к уровню прошлого года. Но есть и позитивные сигналы — увеличение заработной платы, пусть и на фоне инфляционного давления.
Что на предприятиях
Сквозная тема выступлений — кадры, которые нужно удержать, несмотря на издержки, и технологическое перевооружение.
Так, например, на «Сибприбормаше» удалось удержать темпы роста и нарастить штат, но, как заметил Андрей Таран, заместитель генерального директора предприятия по общим вопросам, «чтобы не откатиться назад, уже сегодня нужно вкладываться в технологии и образование». Завод формирует собственные программы подготовки инженеров, сотрудничает с вузами разных городов страны.
В компаниях, работающих с потребительским рынком, например, в пищевой и легкой промышленности, наблюдается схожая динамика: сокращение инвестиций, оптимизация штата, переход на роботизацию.
В то же время вся промышленность учится быть гибкой. В этом году выросла роль импортозамещения. Компании запускают собственные линии, которые ранее зависели от поставок из Азии, создают инженерные бюро и осваивают новые виды продукции.
Как заметил Сергей Немчинов, гендиректор Михайловского завода химреактивов, дела у предприятия идут «как и во всей стране». Он добавил, что направление химии существенно приросло, что даже потребовало расширения мощностей.
На «Алтайлесмаше», например, в этом году начали выпуск техники для труднодоступных районов и расширяют направление опытно-конструкторских разработок. А на Алтайском шинном комбинате год прошел под знаком борьбы с падением спроса и конкуренцией китайских и индийских производителей. Завод вложил около 2 млрд рублей в модернизацию при поддержке федерального и краевого фондов развития.
О чем еще рассказали спикеры экспертного совета
Федор Синельников, директор среднего бизнеса Альфа-Банка в Барнауле:
«Сегодня я хотел бы осветить ключевые тренды в управлении рентабельностью и рассказать об инструментах, которые набирают популярность в текущих условиях.
Во-первых, это хеджирование валютных рисков. Для кого-то значительный риск несет импортная составляющая в себестоимости, для других — экспортная в структуре реализации. Наш банк помогает эффективно управлять этими рисками с помощью таких инструментов, как форвард (производный финансовый инструмент, договор между двумя участниками, согласно которому продавец обязуется поставить, а покупатель — оплатить и получить определенное количество базового актива в будущем по цене, определенной в момент заключения сделки — Прим.ред) и опционы, обеспечивая стабильность валютного курса на долгосрочном периоде.
Во-вторых, это валютно-процентные свопы. Этот инструмент действительно набирает обороты и позволяет оптимизировать процентные ставки по кредитам для экспортно-ориентированных компаний. Например, если рублевый кредит для производителя сегодня стоит около 20% годовых, то при наличии экспортной выручки в юанях мы можем конвертировать его в валютный. Стоимость такого финансирования в юанях на сегодня не превышает 10%. Это существенная экономия на процентных расходах.
И, в-третьих, — факторинг. В условиях, когда многие компании демонстрируют сложное финансовое состояние и теряют доступ к классическому кредитованию, факторинг становится решением. Он позволяет финансировать дебиторскую задолженность надежных дебиторов. Таким образом, компании, имея портфель качественных контрагентов, могут получить деньги в оборотный капитал по факту отгрузки не дожидаясь отсрочки платежа от дебитора».
Ольга Сорокина, директор компании «1+1»:
«Позвольте прокомментировать готовящуюся налоговую реформу, первое чтение которой запланировано на 22 октября. Это не "точечная настройка", а полноценная и масштабная реформа.
Для промышленников ключевое изменение — повышение ставки НДС с 20% до 22%. Для многих предприятий с чистой рентабельностью на уровне 3% это станет серьезным ударом. Параллельно отменяются льготы по страховым взносам для малого бизнеса: теперь ставка для большинства составит 30%. Кроме того, ужесточается налоговый контроль — выездная проверка может охватывать три полных предыдущих года и частично текущий. Плюс перенесли сроки оплаты налогов: если они выпадают на выходной день, то теперь платим на день раньше.
Почему это происходит? По итогам двух кварталов дефицит бюджета достиг 5,6 трлн рублей. Финансировать растущие расходы, в том числе на ВПК, можно двумя путями: либо повышением налогов, либо консолидацией, то есть сокращением бюджета. Поскольку расходы — главный драйвер экономики сейчас, выбор пал на первый вариант. Ожидается, что за три года реформа принесет в бюджет около 6 трлн рублей.
Отдельно отмечу риски для микробизнеса. Снижение лимита для освобождения от НДС с 60 до 10 млн рублей — это борьба с "серым сегментом", но обратная сторона — микробизнес словно принесли в жертву. Мы можем увидеть, как значительная часть малого бизнеса, особенно в рознице и сфере услуг, просто не выживет. В этой ситуации я рекомендую всем руководителям усилить финансовый контроль и проводить работу с сотрудниками по формированию личной «подушки безопасности», так как ситуация на рынке труда может ухудшиться».
Денис Чернов, руководитель направления электронных перевозочных документов компании «ПРОКС»:
«Сегодня поговорим о критически важном для любого предприятия процессе — транспортировке грузов. Напомню, переход на электронную транспортную накладную (ЭТрН) станет обязательным для всех с 1 сентября 2026 года. Времени на подготовку не так много, как кажется.
Запуск ЭТрН — процесс непростой, но решаемый. Нужно будет выбрать программы для работы, возможно, интегрировать их с вашей учетной системой, определить ответственных сотрудников и обеспечить их электронными подписями. Юристам и бухгалтерам предстоит проработать изменения в договорах и инструкциях. И важно не забыть про связь в местах погрузки/выгрузки — чтобы водитель и сотрудник склада могли оперативно подписать накладную в момент передачи груза.
Согласование между отделами, поиск решений, обучение персонала и тестовая эксплуатация — все эти этапы требуют времени. Мы предлагаем не откладывать и начать решать вопросы в плановом режиме, пока есть возможность для взвешенной проработки».
16+