Экономика

Секретные связи

Уходящий год для рынка сотовой связи Алтайского края оказался вполне удачным. Со всех сторон. Абонентская база стабильно росла, а качество и объем предоставляемых услуг увеличивались. Однако ни приход в 2003 году на рынок нового игрока, ни гипотетическое начало работы в следующем году в крае сети стандарта нового поколения, пока не сделали рынок прозрачнее.

Неконкретный рост

То, что абонентская база в 2003 году стабильно прирастала, говорят все участники рынка сотовой связи. Остается верить им на слово. Потому что большинство сотовых компаний никаких «официальных» данных не предоставляет, ограничиваясь лишь комментариями и оценками. Например, в компании «ВымпелКом» (сотовая сеть «Би Лайн GSM») нам назвали лишь одну уже широко известную цифру — в конце ноября здесь перешагнули рубеж в 150 тысяч подключенных абонентов. В компаниях «Алтайсвязь» (сотовая сеть «Индиго-Юнисел») и «Южно-сибирская сотовая связь» (сотовая сеть «СОТЕЛ») нам сообщили, что информация о количестве подключенных абонентов не разглашается. И лишь в компании «Мобильные ТелеСистемы-Барнаул» (сотовая сеть «МТС») текущие показатели нам назвать смогли. Без этих цифр говорить о четком представлении местного рынка будет не совсем верно. И дело даже не в том, что по показателям одного игрока рынка трудно составить объективное мнение. Дело в том, что эти показатели с большой долей вероятности будут оспорены конкурентами.

Впрочем, объясняется подобный парадокс всего лишь одним словом — маркетинг. «Обычно цифры объявляются когда дата круглая, либо цифра круглая и так далее», — говорит заместитель директора по коммерческим вопросам барнаульского филиала компании «ВымпелКом» Андрей Семенов (см. интервью на этой же странице). А начальник отдела маркетинга компании «Южно-сибирская сотовая связь» Татьяна Трубникова считает, что для операторов по большому счету «сейчас не важно у кого сколько абонентов, поскольку есть ярко выраженный лидер». По ее мнению, заявленная абонентская база приукрашена у всех операторов, поскольку она определяется в связи с соответствующей рекламной стратегией. Согласен с коллегами и коммерческий директор компании «Мобильные ТелеСистемы-Барнаул» Андрей Голобородько. «Каждый считает свои показатели исходя из собственного видения, маркетингового подхода и политики компании. Эти цифры не то чтобы неправильные, просто используется разная методика подсчета», — говорит он (см. интервью на этой странице).

Интересно, что все операторы по-разному оценивают и один из основных показателей рынка под названием «коэффициент проникновения», то есть количество жителей, разделенное на количество сотовых телефонов. Например, названный нам коэффициент проникновения в Алтайском крае, по оценкам экспертов из числа игроков рынка, колеблется от 4,15% до 20−25%. Отдельно взятый Барнаул оценивается также неоднозначно — от 15 до 25%. А ведь это разброс в десятки тысяч людей! И где здесь маркетинг, а где истина — определить достаточно трудно.

В чем операторы уверены, так это в том, что потолок рынка еще далеко, если он вообще существует. «Задел по развитию сотовой связи есть у всех компаний», — говорит маркетолог компании «Алтайсвязь» Максим Семенихин. А это значит, что рынок будет расти и дальше. Но истинных темпов этого роста мы, скорее всего, не узнаем.

Мобильные планы

Как будет расти рынок — это уже совсем другой вопрос. И здесь ситуация прорисовывается гораздо четче. В барнаульском филиале «ВымпелКома» нам сообщили, что в планах компании на 2004 год не только дальнейшее развитие сети. «Наша цель — полностью закрыть дорогу до казахстанской границы и практически все районы вокруг Барнаула», — сказал нам Андрей Семенов. Большое внимание будет уделено и развитию новых услуг. Например, таких как BeeOffice и USSD. Последний сервис представляет собой встроенную функцию стандарта GSM, позволяющая запрашивать на свой телефон некую информацию. «Это такой обрезанный вариант SMS. Вы, например, посылаете вызов, а вам тут же приходит отчет о балансе», — говорит Андрей Семенов. BeeOffice должен позволить абонентам управлять собственным телефоном через Интернет. Например, пополнять счет с помощью кредитной карты или подключать/отключать «анти-АОН» (автоматический определитель номера).

А в «МТС» планируют почти в два раза увеличить свою долю рынка и почти в четыре раза — количество абонентов. Что касается зоны покрытия, то здесь Андрей Голобородько сказал следующее: «Новосибирская и бийская трассы, как и Бийск, Белокуриха, Заринск будут в зоне покрытия в начале года. Потом мы пойдем в направлении Славгорода, Камня-на-Оби и Рубцовска». Кроме того, в компании планируют запустить с начала года программу лояльности абонентов, предусматривающую некие скидки и дополнительные услуги постоянным пользователям.

Максим Семенихин из «Алтайсвязи» сообщил, что в планах компании на следующий год — «расширение зоны обслуживания сети и повышение количества абонентов». Плюс — самые разнообразные информационно-развлекательные сервисы. А Татьяна Трубникова сказала, что пока не готова разглашать планы своей компании. Кроме одного: в следующем году возможен запуск на территории края стандарта связи нового поколения CDMA-450. Стандарта спорного с точки зрения коммерческой эффективности, но, безусловно, способного привнести на рынок новый уровень услуг.

Новые качества

CDMA расшифровывается как Code Division Multiple Access, то есть, «многостанционный доступ с кодовым разделением каналов». Главное его преимущество — высокая пропускная способность, что позволяет передавать на телефон довольно большие объемы данных, а, следовательно, на приемлемых скоростях подключаться к Интернету удаленным пользователям. По словам Татьяны Трубниковой, сеть, которую планируется создавать в Барнауле, будет поддерживать обмен данными со скоростью 153 килобита в секунду. Кроме того, у владельцев подобных телефонов будет возможность использовать спутниковые навигационные системы для ориентации на местности с точностью до 100 метров и участвовать в биржевых торгах. Плюс — иметь доступ к информационным порталам, которые, по словам Татьяны Трубниковой, «будут созданы либо непосредственно оператором, либо ассоциацией операторов». Порталы, считает она, могут быть самыми разными — начиная от курса валют и заканчивая поиском ближайшего ресторана в незнакомом городе. При этом тарифы на голосовой трафик «будут сравнимы с сетями стандарта GSM».

Впрочем, у подобной технологии есть и минусы, связанные прежде всего с тем, что в России CDMA делает только первые шаги. Например, на сегодняшний день сертификацию прошли лишь три телефонных аппарата, а количество городов, где работают подобные сети, весьма ограниченно, что снижает и возможности роуминга. Поэтому остальные операторы оценивают перспективы нового стандарта очень осторожно. «Эта технология очень перспективна, но ее воплощение на практике явно затруднено», — считает Максим Семенихин. А Андрей Семенов говорит, что «сложность оценки этого стандарта в том, что на рынке сегодня нет необходимости в такой скорости передачи данных». «Я думаю, что, вряд ли у нас много людей заинтересуется таким предложением», — добавил он. «Скоростная передача данных, мобильный Интернет востребованы далеко не всеми. Эти так называемые „нишевые операторы“ — немассовые, ориентированные на совершенно определенную, достаточно узкую потребительскую группу. „СОТЕЛ“ вышел на рынок России с новым стандартом достаточно агрессивно, мы будем внимательно наблюдать за его становлением», — рассказал Андрей Голобородько.

Татьяна Трубникова называет возможность появления сети CDMA-450 в Барнауле «ближайшей перспективой», но даже приблизительных сроков ее введения не называет. Возможно, в компании ждут запуска и первых результатов в двух соседних регионах — Новосибирской и Кемеровской областях. Там сейчас проходят тестовые испытания сети. «В Барнауле сеть будет запущена позже, чем в Новосибирске и Кемерове», — сказала она.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость