Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Экономика

Сельские бизнесмены пытаются остановить экспансию крупных торговых сетей

Предприниматели из районов Алтайского края в борьбе с крупными торговыми сетями от слов перешли к действиям. В понедельник, 19 декабря, в райцентре Угловского района прошел пикет против появления там супермаркета «Мария-Ра». Около сотни жителей села простояли на улице более получаса, несмотря на тридцатиградусный мороз.

А в Михайловском и Ключев­ском районах местный бизнес направил в краевую администрацию и на сайт премьер-министра Владимира Путина обращения с просьбой не допустить открытия «Марии-Ра» в райцентрах.

Только торгуют

В Угловском районе живут около 14 тысяч человек. Это не самый маленький район края, но и не большой. По словам главы района Александра Крякова, территория относится к зоне рискованного земледелия, и на один хороший год здесь приходится два неурожайных. Крупных производственных предприятий в районе нет.

«Что у нас можно производить? Земледелие из-за засухи развивается плохо. Район тупиковый, транспортная доступность низкая», — говорит Александр Кряков.

Один из основных способов заработка для населения — торговля. В районе ею занимаются 17 предприятий и 69 индивидуальных предпринимателей.

«Приход „Марии-Ра“ приведет к тому, что многие местные предприятия закроются. В супермаркет не смогут взять всех, кто лишится работы. А покупательская способность населения у нас и без того низкая. В райцентре живут всего четыре тысячи человек», — рассказывает Марина Березовских, председатель Совета предпринимателей при главе района. Она подчеркивает, что письмо, которое было подготовлено в районе и которое подписали почти 200 человек, и пикет — это не война, а просьба предпринимателей пойти им навстречу и не открывать крупный супермаркет в районе.

В Угловском ситуация обостряется еще и тем, что «Мария-Ра» выкупила для своего магазина местную автостанцию. Там арендовали площади несколько предпринимателей, которые теперь вынуждены искать новые места для работы. Кроме того, сейчас пассажирам автобусов негде ожидать рейсы. «Кассу перенесли в небольшое строение рядом с бывшей автостанцией. Посидеть там негде. Пассажирам предлагают ждать автобусы в ближайшем кафе, но понравится ли это его владельцу?» — говорит Марина Березовских.

«Я не знаю, хорошо или плохо то, что к нам идет „Мария-Ра“, — честно признается Александр Кряков. — Я звонил в другие районы, где она уже работает. Где-то говорят, что ничего страшного не произошло. Местные предприниматели даже подтянулись, глядя на сильного конкурента. В других районах рассказывают, что многие закрылись. Я бы не хотел, чтобы наш малый бизнес закрывался. У нас с предпринимателями уже налажены партнерские отношения. А как все сложится с „Марией-Ра“, пока
неизвестно».

Обращения возвращаются

В Михайловском и Ключев­ском районах компания «Мария-Ра» планирует построить супермаркеты на месте жилых домов, земельные участки под которыми она приобрела. Одна из предпринимательниц Михайловского района, которая попросила не называть ее имени в газете, сказала, что строит в райцентре новый магазин. Инвестировала туда уже более миллиона рублей. Сейчас предпринимательница сомневается — окупятся ли вложения? Тем более, в районе уже работает «Аникс».

В обращении, которое подписали десять самых крупных предпринимателей Михайловского района, приход крупных сетей сравнивается с нашествием саранчи. «У них власть, большие деньги, которых хочется больше и больше, признание в обществе. Они движутся вперед, сметая все на своем пути, а как жить тем, кто лишен этих титулов?» — пишут предприниматели. Они, как и их коллеги в Угловском районе, задаются вопросом: почему крупные инвесторы не открывают в селах производство?

По словам Петра Жука, директора компании «Рынок» и владельца самой крупной торговой сети в Ключевском районе, в октябре предприниматели и этого муниципалитета направляли письмо на имя первого вице-губернатора Сергея Локтева, где тоже обозначали проблему прихода в райцентр «Марии-Ра».

А в Быстроистокском районе жители написали обращение в местную газету: мол, «Мария-Ра» строит супермаркет в райцентре на площадке рядом со стадионом — на ней раньше проводили местные праздничные мероприятия.

Впрочем, все обращения сельского бизнеса постигла одна судьба: на какой бы уровень власти их ни направляли, они возвращались обратно в район.

Конкурировать можно

Галина Денежкина, заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, пояснила «СК» позицию ведомства по поводу проблемы. По ее словам, Федеральный закон «О торговле» не позволяет ограничивать развитие торговых компаний на территориях края, если их доля в муниципалитете не превышает 25%. «Оптимально, когда на одной территории параллельно развиваются разные торговые форматы — крупные торговые сети и малый бизнес», — считает Денежкина.

В некоторых районах края «Мария-Ра» работает уже не один год. «Сразу после открытия супермаркета выручка местных продуктовых магазинов сократилась примерно на 70%, — рассказывает Алексей Курченко, председатель Совета предпринимателей при главе Кулундинского района. — Некоторые не смогли этого пережить и закрылись. Сильные выжили, и со временем часть клиентов к ним вернулась, но их выручка теперь на 30% ниже, чем до прихода „Марии-Ра“».

Алексей Курченко уверен, что конкурировать с крупной сетью можно. Возможные составляющие успеха следующие: удобное расположение магазина «у дома», постоянное отслеживание и корректировка цен, продажа товаров тех производителей, с которыми сети не работают. Наконец, местные магазины могут выдавать продукты «под запись» — город­ские торговые сети позволить себе такого не могут.

Цифра

62 магазина «Мария-Ра» работают в малых городах и районах Алтайского края.

Борис Скурыхин,
менеджер отдела развития сети «Мария-Ра»:

Мы во многих районах встречаем сопротивление при открытии магазинов. Но выход сетей в районы — это объективный процесс. Туда идем не только мы.

Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК (Москва):

В нормальной рыночной экономике должен выигрывать потребитель. Поддерживать малый бизнес искусственно, в ущерб интересам потребителей, неправильно. То, что у нас развивается в основном торговля, — это показатель ненормальной экономики. Удельный вес торговли в российском ВВП составляет 18−20%, что слишком много и сопоставимо с удельным весом промышленности. Проблему трудоустройства граждан в случае потери работы должны решать местные власти. Они должны предложить какую-то альтернативу в трудоустройстве.

Смотрите также
Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость