Сергей Белоусов,
сенатор от Алтайского края:
Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭс) — это рабочий орган Евразийского экономического сообщества. Сегодня в ее рамках ведется интенсивная работа представителей законодательных органов Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Целями деятельности МПА являются правовое обеспечение функционирования ЕврАзЭс, гармонизация национального законодательства государств.
У нас в ЕврАзЭс работа строится вокруг разработки новых принципов взаимоотношений с государствами вновь созданного Таможенного союза. Необходимо привести к общему знаменателю все аспекты правовых систем государств, входящих в союз, касающихся нового уровня складывающихся межгосударственных отношений. Как будут рассматриваться спорные вопросы, которые неизбежно появляются в процессе углубления экономической интеграции? Какой орган будет их рассматривать, какой правовой базой пользоваться при принятии решений? Из кого будет состоять этот межгосударственный правовой орган, как широко будет распространяться его компетенция? Эти вопросы, касающиеся формирования суда ЕврАзЭС и порядка назначения судей, рассмотренные на прошедшем пленарном заседании, были, на мой взгляд, в числе важнейших.
Помимо государств, вошедших в Таможенный союз, который, нужно понимать, и вырос из самого ЕврАзЭс, к углублению сотрудничества с Россией стремятся другие страны. Причем это касается многих государств, возникших на постсоветском пространстве.
Многие страны, получившие независимость, стремились максимально скоро и глубоко проникнуть в существующие международные заокеанские и европейские организации. Большинство из таких стран вовремя разобрались с тем, что о равноправном партнерстве в таких организациях речи быть не может, а за те мнимые блага, которые сулит членство в этих организациях, нужно, по сути, отказаться от собственного суверенитета. Мы знаем, что кого-то это не остановило, и сегодня о самостоятельности подобных государств при принятии тех или иных решений всерьез говорить не приходится.
У нас же идет большая работа над формированием союза равноправных участников, принципы взаимоотношений в котором должны быть узаконены и максимально прозрачны. Это, пожалуй, важнейшая причина того, что многие страны бывшего СССР все чаще обращают свои взоры на Россию, с тем чтобы строить и расширять свои отношения с нами, с тем Таможенным союзом, который сложился и образовался на наших глазах.
Возьму смелость на себя утверждать, что сегодняшний Таможенный союз России Белоруссии и Казахстана — это начало складывающейся на равноправных принципах, основанной на общности существующих культурных ценностей, неутраченных экономических связей, новой крупной и перспективной международной организации. Вероятно, мы можем говорить о восстановлении интегрированных связей и отношений на постсоветском пространстве в целом. В этой связи задачами ЕврАзЭС на современном этапе и является разработка законодательной базы для расширения международного сотрудничества в новых условиях.
Работа в МПА ЕврАзЭс для меня интересна и важна как представителя субъекта Федерации, граничащего с рядом государств, одно из которых уже является членом Таможенного союза. Предпринятые поездки в Казахстан в составе делегации Алтайского края 10–12 декабря 2009 года на конференцию "Межкультурный диалог в условиях приграничного сотрудничества", работа в качестве наблюдателя от ЕврАзЭС во время выборов президента Казахстана не только предполагали множество встреч с представителями бизнеса и политической элиты соседнего государства, но и в значительной степени сформировали понимание путей и направлений расширения сотрудничества между нашими государствами.
С Казахстаном не так давно еще шла бойкая торговля и обмен товарами в области сельского хозяйства, строительных материалов, имел место обмен технологиями в этих отраслях. Необходимо это восстанавливать, подготовив законодательную базу. У нас все для этого есть. Есть и необходимость, и политическая воля как на уровне руководителей государств, так и на уровне руководителей регионов. К такому убеждению я пришел после встречи с акимом Восточно-Казахстанской области Бердыбеком Сапарбаевым. Причем, что немаловажно, у нас нет языкового барьера.
Но речь нужно вести не только о Казахстане, также необходимо вести речь и о Монголии, да и о Китае. Вполне перспективным представляется расширение связей с Китаем через транзитные коридоры, которые может предоставить Казахстан.
Самое важное - в нашем Telegram-канале