Экономика

Сергей Макаренко: "Наш бизнес совсем не нефтяной"

По мнению некоторых экспертов, премиальный сегмент авторынка практически вышел на докризисный уровень. Вместе с тем в смежной индустрии, на рынке лакокрасочных материалов и автоаксессуаров, говорят о том, что "флаги премиума сейчас приспущены". Во всяком случае, такова ситуация на Алтае. О точках роста в отрасли, нюансах развития своего бизнеса, а также о том, красят ли Porsche эмалями для "Лады", "ВД" рассказал Сергей МАКАРЕНКО, генеральный директор компании "АМСколор".

"Бизнес для меня - это игра с хорошими призами. При этом я не страдаю гигантизмом: если машина - только "Бентли", жить - исключительно во дворце, а бизнес - обязательно самый-самый".
"Бизнес для меня - это игра с хорошими призами. При этом я не страдаю гигантизмом: если машина - только "Бентли", жить - исключительно во дворце, а бизнес - обязательно самый-самый".
Анна Зайкова

Конкуренция ожесточилась

— Сергей Юрьевич, на большинстве рынков сегодня можно наблюдать смещение акцентов с премиума на средний сегмент или даже эконом. Насколько актуален этот тренд для вашей отрасли?

— Флаги премиума приспущены у всех. И по всей цепочке, у всех, кто делал ставку исключительно на этот сегмент, очень сильно упала прибыль: продажи автомобилей сократились, "просел" рынок автострахования, и, соответственно, упали показатели сервисов, которые являются потребителями премиальной продукции, в том числе и нашей — лакокрасочной и аксессуаров. В результате на рынке Алтайского края премиум исчез практически у всех компаний, но мы решили этот сегмент сохранить. При этом то, на что прежде не обращали внимания, сейчас продаем очень хорошо и сожалеем, что не начали заниматься этими направлениями раньше. В частности, речь идет о продукции низшего сегмента.

— Можно обозначить доли сегментов в ассортименте?

— Равное значение уделяется каждому из них, иначе нельзя.

— И можно предположить, что в них идет ожесточенная борьба… В ней участвуют инорегиональные игроки? Или Алтайский край не столь привлекательная для них площадка?

— Действительно, конкуренция сейчас сильно ожесточилась. Причем сложно сказать: то ли идет война за имеющиеся крохи, то ли рынок неисчерпаемый. Но компании из других регионов у нас присутствуют локально. Так, иногда новосибирцы пытаются зайти на наши станции техобслуживания и автосервисы, а это основополагающий момент в нашем бизнесе, и зайти, соответственно, с премиальной продукцией. Но пока каких-то серьезных успехов у них в этом нет в отличие от показателей в других сегментах.

— Тогда чем в большей степени обусловлена высокая конкуренция в крае?

— До сих пор не могу понять. Этот бизнес совсем не нефтяной, он не приносит очень большой маржи. Но ситуация тяжелая не только в крае, так везде, просто уровень разный. Нам пока остается завидовать Новосибирску, Кемерову и Новокузнецку, где на кону больше денег, чем в Барнауле, где автомобили классом выше, а сервисов — больше.

 — А Барнаулу хоть кто-нибудь завидует?

— Ну, может быть, только тайные завистники.

Руки мастера

— Как вы отметили, автосервисы — ваши ключевые потребители. Насколько сейчас устойчив их спрос на премиум? Нет вероятности, что они переключатся на что-то попроще и будут покрывать Porsche эмалями уровня "Лады", о чем клиент до поры не узнает?

— Для того чтобы в авторизованном дилерском сервисе стали применять более дешевую линейку, должны быть очень веские основания, что-то из ряда вон выходящее. Но такого практически не бывает: сервисы следят за своей репутацией, а рисковать ею опасно. Эмали премиального класса хороши тем, что обеспечивают сервису и их клиенту качество и гарантии. Например, есть производитель элитных лакокрасочных материалов Sikkens. Посредством своих дистрибьюторов компания-производитель, оценивая соответствие сервиса всем необходимым параметрам, очень тщательно выбирает, куда "встать". И тот сервис, который удостоился чести работать материалами Sikkens, получает своего рода PR — как соответствующий высоким требованиям. Он гарантирует своим клиентам, что в течение определенного срока машина ни в коем случае не поменяет свой цвет: не полиняет, не облезет, не обнаружатся какие-либо "косяки". При этом компания обучает персонал и проводит курсы повышения квалификации сотрудников сервиса. Так что сервису выгодно работать на премиуме и отдавать машины клиентам с полной уверенностью в качестве.

— Но автомобили красят не только в дилерских сервисах…

— Да, "гаражники", вероятно, могут "сэкономить", они вправе выбирать, каким материалом работать. С сервисом у нас договор, и мы всегда можем отследить, чем и как там работают специалисты. А что касается "гаражников", то в этом случае все зависит от рук мастера. Один, работая любой краской, покрасит "Ладу" так же, как было изначально. Другой сделает из нее почти Porsche с точки зрения качества покрытия. В идеале внешняя "фактура" должна быть совершенно одинакова, просто сроки и нюансы службы у красок разные. Только по истечении определенного периода появляются проблемы, которые выдадут дешевую краску.

Точки роста

— Несмотря на отмеченное вами незавидное положение местного рынка, вы активно развиваете розничную сеть. За счет чего идет рост?

— Так получилась, что во главе компании собрались три человека-генератора, весьма плодовитых на идеи и способных заставить эти идеи работать. Так, в кризисный период мы начали вести активные продажи, чего в отрасли раньше не было. Осваиваем такие новые для себя рынки сбыта, как деревообработка и металлообработка, рынок сельхозтехники и коммерческого транспорта. Там тоже применяются автокраски, абразивы, материалы и инструменты, которыми мы располагаем. Есть еще несколько мощных направлений, которые у нас пока только в проектах, поэтому говорить о них не буду.

А что касается розничной сети, то, действительно, мы ее активно развиваем. Например, в феврале текущего года открыли в Барнауле свой пятый и, как оказалось, самый большой за Уралом профильный магазин. Причем он интересен не только своим масштабом. Это еще и магазин самообслуживания, что для Сибири нонсенс. Полгода прошло, а покупателям-малярам до сих пор немного непривычно. Основными покупателями здесь стали как раз те самые "гаражники", а тут для них есть и премиум, и средний сегмент, и эконом. И результаты работы магазина показывают, что мы все сделали правильно.

— В вашей компании предлагается обучение специалистов по цветоподбору...

— Да, обучение — это наша сильная сторона. При каждом фирменном магазине есть лаборатории по цветоподбору, которые служат учебными полигонами. И всем этим я заведую сам.

— По статистике, вы больше головой или руками работаете?

— Интересный вопрос… Наверное, 50 на 50. Но ближе мне однозначно работа руками. И на деле я именно технический специалист, за это направление больше в компании отвечаю.

— Тогда почему вы генеральный, а не технический директор?

— А даже не знаю! У нас в компании это и не важно, статусы — только на бумаге. Мы все делаем вместе.

Просто удовольствие

 — Соучредитель компании, ее генеральный директор, преподаватель. Можно ли говорить, что большую часть жизни вы проводите на работе?

— Нет, у меня время и силы распределены очень рационально, поэтому достаточно много времени остается как на семью, так и на увлечения.

— Кстати, об увлечениях. Вы серьезно занимаетесь рыболовным спортом и даже смогли связать увлечение с работой, учредив чемпионат "АМСколор" по мормышке среди работников автосервисов.

— Да, мы решили возродить старую традицию соревнований среди производственных коллективов. Хватит разводить руками в курилках, банях и у гаражей, показывая размер пойманной рыбы, — выходи на лед и покажи, на что ты способен да и за коллектив свой сумей постоять! Пока дело идет тяжеловато: почему-то у народа нет фанатизма, что мы тут сейчас за свой сервис всех "порвем"…. Но, надеюсь, когда-нибудь я это увижу.

— Кроме рыболовных соревнований, "АМСколор" поддерживает еще два вида спорта — конный и offroad. Это обусловлено спецификой бизнеса: там и там лошади, только разные?

— Нет, это просто стечение обстоятельств. Дело в том, что каждый из трех учредителей "АМСколор" связан с каким-то из этих видов спорта. "А" — конный, "М" — offroad, "С" — рыболовный. И сообразно с нашими личными пристрастиями компания спонсирует три вида соревнований: чемпионат по ловле рыбы на мормышку, чемпионат края по конному спорту и один из этапов гонки "4х4". Наши увлечения спортом — исключительно ради собственно спорта и удовольствия от него. Например, конным спортом в основном ребятишки занимаются. Они подарками не избалованы, и наградить их за выступление несложно, но очень приятно.

— Как вы считаете, спонсорство как-то влияет на известность компании, ее имидж?

— Возможно. Но мы думаем об этом в последнюю очередь. В Сибири в нашей отрасли нас и так все знают. В общем, спорт для нас точно не маркетинговый ход. Просто удовольствие.

— По вашим словам, "АМСколор" — вполне успешная компания, не перестающая развиваться. К чему идете?

— У меня как в бизнесе, так и по жизни нет понятия финала, какого-то итога, конечной цели. Есть некая бесконечная лестница, по которой я хочу идти все выше и выше. Аппетит приходит во время еды, так что сложно предположить, чего мы через некоторое время захотим добиться.

— В вашей жизни есть место необдуманным поступкам?

— Были когда-то в детстве, но очень мелкие. Думаю, они не в счет. А в бизнесе бывают скорее просчеты. Я всегда обдумываю каждый шаг и ничего не делаю с кондачка, "с шашкой наголо".

— Есть на свете место, которое очень хочется посетить?

— Их было несколько, и буквально на прошлой неделе я их посетил (разговор состоялся 14 июля. — Прим. "ВД"). Давно туда стремился, изучил по рассказам и фотографиям эти места. Это долина реки Чулышман, перевал Кату-Ярык и водопад Учар в Горном Алтае. Теперь обдумываю следующее путешествие. А когда-нибудь мечтаю попасть в Новую Зеландию. Даже не знаю почему. Наверное, это из детства.

— Чему бы вы хотели научиться?

— Хочу и даже когда-то пытался хорошо научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Попытки окончились бренчанием на гитаре, а освоить инструмент все время что-то мешает. Но когда-нибудь я точно научусь.

Кто такой Сергей Макаренко

Сергей Юрьевич Макаренко родился 8 мая 1972 года в Барнауле. Окончил биологический факультет Алтайского госуниверситета, но по специальности не работал. "В 1995-м, когда я окончил университет, найти работу было практически невозможно, специалисты с высшим образованием без опыта были никому не нужны. Можно было попробовать открыть свое дело, но тогда это было опасно. И я случайно попал в новый бизнес, связанный с автомобильными красками", — говорит Макаренко.

Чуть более семи лет он работал колористом — специалистом по цветоподбору, а затем вместе с партнерами основал компанию "АМСколор". Предприятие осуществляет оптовые поставки автоэмалей и материалов для авторемонта, является дистрибьютором мировых концернов Akzo Nobel и "3М". Также у "АМСколор" в Барнауле открыты пять розничных магазинов.

Сергей Макаренко женат, воспитывает двух дочерей. Свободное время посвящает отдыху с семьей и рыбалке.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость